1. Постановка проблемы. Период разговоров на тему, является ли диалектическая логика логикой, закончился. Её статус как логики определился. Да, это логическая дисциплина, - а не философская метафора. Теперь встает другая насущная задача - построение тела диалектической логики.
Постановка проблемы профессором Вячеславом Ивановичем Моисеевым (вим):
"Говорить о построении диалектической логики можно будет лишь после того, когда так или иначе будет сформулирован критерий логической демаркации, что позволит отличить ошибки от антиномий и построить в некотором смысле непротиворечивую логику противоречий" http://www.vyacheslav-moiseev.narod.ru/Logics/PhilosLogics/LTheory.doc(вариант L-противоречие)
2. Пролегомены к L-противоречию. В этом поможет введение параметра (не)совместимости. Для начала зафиксируем отношение данного А и его отрицания не-А:
Неверно, что А & не-А (1)
Например,
А = [математический вид L-противоречия маскирует тот факт, что в действительности никакого критерия не выражает]
не-А = [Критерий L-противоречия реально проводит демаркацию антиномии и противоречия-ошибки]
* * *
Дискуссия. Пьеро :( "Выкладки математического вида заумные. Не только у меня, но возможно и у философа, не владеющего математическим аппаратом, закрадётся сомнение или даже уверенность в наличии ошибки, которая закамуфлирована математикой и в глаза не бросается. С философом нужно разговаривать на доступном ему языке".
Буратино :) "Это трудности вашего философа. Придется философу осваивать математический аппарат".
Пьеро :( Ну, тогда философ просто проигнорирует математическое "псевдо-доказательство" понятия противоречия и критерий его демаркации. А ведь, всякий новатор должен убедить массовую публику в своей философской новации и вынужден будет снизойти до объяснений на пальцах так, чтобы всем стало всё очевидно.
* * *
Если отношение (А & не-А) принять за абсолютное, то из противоречия следует всё, что угодно. Но можно принять относительным.
Идея профессора В.И. Моисеева такова. Зададим движение противоречию, а именно, противоречие и его истинность может меняться в разных контекстах. Самое простое, относительно субъектов рассуждения. Например, в логической системе LS1 философа Болдачева 'противоречий' не существует в реале*, а в логической системе LS2 философа Грачева это допустимо. То есть индексируем утверждения по субъекту высказывания. Тогда получим:
АБолдачев & (не-А)Грачев, (2)
где
А - "Противоречия не существуют в реальности" (образ "правильного" в системе логики А.Болдачева)
не-А - "Противоречия существуют в реальности" (образ "(не)правильного" в системе логики А.Болдачева)
3. Тезис, антитезис и синтез со стороны структуры связей между ними. Что касается отношения тезиса и антитезиса, то, разумеется, вне синтеза они взаимно несовместимы, тогда как в составе синтеза между ними достигается совместимость. Еще пример.
А - "Диалектическая логика - не логика". (Свинцов, Бродский-младший, Кондаков, Бакрадзе, Джахая, Лахути, Зиновьев, Смирнов, Швырев, Галковский).
не-А - "Диалектическая логика есть логика" (Ильенков, Мареев, Овсейцев, Ойзерман, Шептулин, В.В.Семенов, Лосев, Библер)
Совмещение тезиса и антитезиса в отношении диалектической логики достигается развертыванием динамической структуры конкретного текста "Диалектической логики". Такой текст может быть содержательным в виде "Диалектическая логика в Живом Журнале" или формализованным на основании L-противоречия В.И. Моисеева: "В лице L-противоречий диалектическая логика впервые достигает достаточно строгого и развитого математического аппарата, способного наиболее полно выразить феномен антиномичности".
Пусть
А - источник предикации,
п - некоторая область предикации,
тогда источник А представлен в (п) как некоторый свой аспект
А!п (3)
читается: "А-при-условии-п", или "А-по-мнению-п". Например, источник предикации высказывание А= "Диалектическая логика - не логика" и область предикации п=...Свинцов, Бродский-младший, Кондаков, Бакрадзе, Джахая, Лахути, Зиновьев, Смирнов, Швырев, Галковский (см. вверху).
4. Теперь перейдем и к новой области предикации (п*). Источник А ("Диалектическая логика - не логика") будет представлен в общем случае иным своим аспектом А!п* (См. ... Ильенков, Мареев, Овсейцев, Ойзерман, Шептулин, В.В.Семенов, Лосев, Библер).
А!п* (4)
В системе предикации (п*) утверждение "Диалектическая логика - не логика" не будет выглядеть правильным и Ойзерман станет оспаривать Свинцова, а Владимир Васильевич Семенов будет искать диалектическую логику у Платона (см. "Вперёд к Платону"). Тождественность А начинает меняться. ( "А" ) в смысле Ильенкова, Мареева, Овсейцева, Ойзермана, Шептулина, В.В.Семенова, Лосева, Библера не то же самое, что в смысле Свинцова, Кондакова, Бакрадзе, Джахая, Лахути, Зиновьева, Смирнова, Швырева, Галковского, Бродского-младшего).
То есть для каждого п-аспекта А!п будет определено его п-отрицание
N(п)А!п (5)
где символ N -отрицание (или 'не')
5. Булева алгебра. В общем случае для области предикации (п) будет воспроизведена булева алгебра со своей единицей 1п и нулем 0п. То есть в области предикации (п= ...Свинцов, Кондаков, Бакрадзе, Джахая, Лахути, Зиновьев, Смирнов, Швырев, Галковский, Бродский-младший) утверждение "Диалектическая логика - не логика" будет истинным и противоположное утверждение ложным. Здесь будут свои операции 'булева п-сложения' (+п) и 'булева п-умножения' (*п).
Таким образом, в каждой области предикации окажется воспроизведенной своя п-логика, или разные логические системы как упомянутые выше LS1 философа Болдачева "Противоречий не существует в реальности", а в логической системе LS2 философа Грачева "Противоречие в реальности как отношение противоположностей непременно существует".
Далее, Вячеслав Иванович Моисеев строит металогику, которая работает с п-предикациями.
______________
*) "Михаил, так я же и не возражаю - говорю открытым текстом: в моей логической системе противоречий в реале не существует (тут и к логическим премудростям в виде специфической символьной записи обращаться не надо)", (c) А.Болдачев.
--
М. Грачев.