1. Критерии соответствия результата осмысливания фактам жизни
После первой же итерации в разработке концептуальных и основных понятий и получения, на их основании, понятий второго уровня, стало понятно, что без критериев правильности результата рассуждений нельзя не только двигаться дальше, но и необходимо вернуться на исходные позиции. Боле того. На практике было усвоен, осознан и реализован принцип спирали познания – наработав некоторую новую для себя информацию, вернуться в исходные позиции.
Работая в формате неклассической философии, были получены следующие представления автора о критериях правильности, скорее соответствия результата рассуждения фактам действительности, а именно:
1. Окружающий нас мир, во всех его проявлениях и фактах, является основой, источником и критерием знаний.
2. Понятия, представления, результаты рассуждений, выводы, аксиомы не должны противоречить фактам проявления окружающего нас мира.
3. Спираль познания – объективный критерий правильности представления об объекте.
Возвращение к представлению объекта с более высокого уровня знаний подтверждает или опровергает ранее выработанное.
4. Правильность представления об объекте можно считать подтверждённой, если основанные на нём суждения не противоречат сути и логике его существования.
5. «Представление» может стать «понятием» после того, как оно будет принято каким-либо сообществом для использования в практике общения.
Путь познания не менее важен, чем результат.
2. Технология познания
Основные понятия, участвующие в процессе познания:
Представление об объекте – сенсорная и/или словесная информация человека об объекте, которую он сформировал как достаточную для сравнительного анализа, с целью идентификации (опознания) или познания.
Предположение (гипотеза) – придание объекту возможных качественных и/или количественных характеристик, не противоречащих фактам взаимодействия объекта с окружением, с учётом имеющейся информации об объекте, с целью познания.
Рассуждение (осмысление) – мыслительный процесс образования представлений и предположений на основе изучения и анализа информации, представляемой в формате слова.
Суждение – собственное представление об объекте, полученное в результате рассуждений.
Формирование знаний цивилизации и человека по схеме и содержанию одинаковы. Разница в объёмах информации, способах её обработки и уровне объективности.
Укрепиться в мысли, что Вы имеете право рассуждать (философствовать) и выносить суждения, поможет известный философ Протагор из Абдер: -
«Человек есть мера всех вещей – сущих в их бытии и не сущих в их небытии» (аксиома А.1). Эта аксиома напоминает также, что человек считывает информацию об объекте, получая информацию для рассуждений.
Изучая суть предметов и явлений, и высказывая своё мнение, нужно знать что, согласно аксиоме А.3, каждый человек всегда прав в своём представлении и оценке окружающего мира потому, что они основаны только на его собственной информации, но до тех пор, пока ему не станет известна другая, убедительная для него информация об объекте.
Согласно аксиоме А.4, для начала познания нужно сделать предположение, основанное на фактах всевозможных применений и проявлений объекта, которые не должны противоречить фактам жизни и логике существования, в соответствии со 2-м критерием правильности рассуждений.
Любая разработка, исследование начинается с предположения, которое не противоречит фактам и подтверждается эффектом спирали познания (можно сказать – спирали развития). Эффект заключается в том, что все результаты разработок, исследований чего-то нового основаны на уже имеющихся знаниях, и никак иначе. Любые результаты, на любом этапе познания подтверждают или опровергают предыдущие мнения или результаты рассуждений.
Спираль познания, в виде итерации или повторения, с целью более глубокого осознания темы осмысливания, является основой технологии познания (аксиома А.5).
Аксиомы A.7 и A.6 относятся к разработке понятия любого объекта и определяют содержание информации об объекте на этапе её сбора. Путь познания сути объекта использует факты его бытия, определяющие его нынешнее состояние, которое объясняется логикой его существования. Правильность пути познания должна быть подтверждена, согласно 2 и 3-му критерию правильности рассуждений, фактами его взаимодействия с окружающей средой.
Следующая версия (итерация) представления объекта д.б. основана на сравнительном анализе с предыдущей, с точки зрения объективности и полноты представления (акс. А.10).
На основе вышесказанного, представим последовательность действий в процессе познания в качестве возможного варианта технологии познания.
1.Формирование представления об объекте - сбор информации из история возникновения и о проявлении объекта сейчас – (А.6-7).
2.Анализ информации - соответствие представления 2-му критерию правильности.
3.Предположение (А.3).
4.Анализ предположения – соответствие предположения 2-му и 4-му критерию правильности.
5.Вывод из анализа, вместе с п.1., является основой для анализа в следующей итерации (А.5).
Примеры применения технологии познания.
Пример 1. Понятие «форма», по отношению к «материальному» объекту.
1. Представление исследуемого объекта (термина «форма»).
1.1 Материальный объект получает свою форму при своём возникновении.
1.2. Для того, чтобы идентифицировать возникший объект как новый, необходимо отличить его от других объектов. Форма – одна из отличительных характеристик объекта.
1.3. Поскольку форму можно увидеть, представить, но не измерить, то эта характеристика относится к качеству объекта – единственная характеристика, не связанная с «массой» объекта.
2. Анализ информации. Представленная информация не противоречит фактам жизни объекта и логике его существования и может служить основой для предположения.
3. Предположение. Форма объекта – характеристика объекта, позволяющая отличить и оценить его, но не в смысле измерить, при сравнении с другими объектами.
4. Анализ предположения. Данное предположение не противоречит фактам проявления и логике существования объекта, соответствует 2-му и 4-му критерию и может быть принято, на данный момент, как рабочая версия первой итерации.
5. Вывод. Форма объекта (предмета) – качественная характеристика «материального» объекта, позволяющая идентифицировать его в своём сознании и отличить от других объектов.
Пример 2. Понятие – «противоположность» как главное понятийное звено в основном законе диалектики - «Единство и борьба противоположностей».
1. Представление об объекте (информация из история возникновения и о проявлении объекта сейчас – А.6-7).
Примеры «противоположностей»: - (+) и (-) ; плохо и хорошо; мужчина и женщина; масса и энергия; общество и человек; 0 и 1; ДА и НЕТ; - чем больше примеров, тем лучше.
Более или менее понятно, что:
1.1 - «противоположность» каких-то понятий – не противостояние этих понятий в том смысле, что они не совместимы по своим качествам;
1.2 - противоположности обязательно «работают» вместе в одной области влияния;
1.3 - применение «противоположных» понятий, имеющих естественное, природное происхождение, и современное их применение, как плод человеческой деятельности, могут сильно отличаться.
2. Анализ информации на полноту, глубину и соответствие фактам по каждому примеру.
Понятия (+) и (-), «плохо-хорошо», ЕСТЬ – НЕТ, 0 и 1 – однозначно определяют состояние чего-то. Они больше подходят к понятию – «противостояние» чего-то на данный момент.
Имеет место взаимодействие (единство и борьба) следующих противоположностей :
- «мужчина и женщина» в семье; в социальных отношениях;
- «масса и энергия» в «материальном» объекте;
- «общество и человек» в области социальных отношений.
3. Предположение
Противоположности – факторы, чьё взаимодействие существенно влияет на существование объекта.
4. Анализ предположения – предположение соответствует критериям правильности, но требует уточнения, используя ?больший объём информации по п.1.
В качестве результата первой итерации, можно принять следующее представление термина «противоположность» в основном законе диалектики.
Противоположности – факторы, чьё взаимодействие существенно влияет на существование объекта, к которому применяется закон «единства и борьбы противоположностей».
Уважаемый читатель!
Выскажите своё мнение и своё видение
критериев и технологии познания.