Богословский факультет Царицынского православного университета
богословские чтения из цикла:
«Введение в религиозно-философскую систему А. Ф. Лосева»
Тема: «Космология». Ведущий чтений: Мусохранов Григорий Константинович.
Программа чтений:
– Диалектика творческого акта;
– Иерархия твари;
– Ангел-космос-человек;
– Грехопадение.
А. Ф. Лосев (1893-1988 гг.) известен многим как специалист по античной философии, но мало кто знает об имяславских корнях его философии. После революции он почти в одиночку взял на себя труд философской систематизации православного имяславия, и это ему во многом удалось.
В 1929 г. он принимает тайный постриг с именем Андроник. Примерно через год советские власти отправляют его в ссылку за контрреволюционную пропаганду. Спустя три года он возвращается с серьезно подорванным здоровьем, и всю последующую жизнь преподает философию, эстетику, древние языки.
.......
Тема III.: «Богочеловечество». Ведущий чтений: Мусохранов Г. К.
Программа чтений:
1. Первозданная тварь.
«Но стать (по причастию или по благодати) Богом — значит повторить на себе все основные моменты, входящие в Его открывшуюся человеку сущность. Среди же этих моментов один из основных — абсолютная самоутвержденность и самоположенность. Следовательно, тварь должна себя сама утвердить. Но она создана Богом и все бытие свое получила от Бога. Значит, она должна свободно утвердить себя в Боге. Она должна это сделать, ибо сам Бог таков. И она свободно должна это делать, ибо без этого не будет полного утверждения Бога в инобытии».
Лосев А.Ф.
2. Богоматерь – ставшая тварь. Тварная София.
3. Богочеловек.
«Богочеловек есть одновременно и Бог, и человек по самой своей субстанции, по самой своей ипостаси. Не в силу напряжения своей воли Богочеловек есть богочеловек; не в силу того или иного устроения твари Он есть богочеловек. Он — богочеловек по самой своей природе. Он не может быть иным. Божество в нем пребывает во всей своей полноте, в последних неисповедимых глубинах своего существа; и человек пребывает в нем в последних своих глубинах, во всей своей тварности, беспомощности, даже болезненности и смертности. Несторианство, учившее о всецелом человечестве Христа, и евтихианство, учившее о поглощении в Христе человеческой природы божественной, суть не только опытные искажения христианской веры, т. е. абсолютной мифологии, но также и антидиалектические, формальнологические учения. Их можно было только анафематствовать. Божество и человечество обстоят в Христе неслиянно, нераздельно, неизменно и неразлучно. Тут две ипостаси, две субстанции, две личности слиты в одну единую ипостась, субстанцию и личность».
Лосев А.Ф.
4. Богочеловечество. Тело Христово. Церковь.
«Церковь есть Тело Божие, София, воплощенное и действующее в тварном Бытии, или Тело Христово, данное как организм истины и любви, или истина и любовь как организм, где каждый член несет на себе энергию целого и где все таким образом преисполняется энергиями Божиими. Таинство есть осуществление Церкви или действие Софии о Имени Иисус-Христове».
(Цитаты из книги: Лосев А.Ф. 11 тезисов о Софии, Церкви и Имени // Личность и Абсолют. М., 2001. С. 245.)
http://www.pravoslavie.ru/news/060227155417
http://www.pravoslavie.ru/news/060324131759
у кого есть материалы этих чтений (я так понимаю, есть вторая тема и чисто теологический раздел - тринитология)?