Определим логику - достоверным определением человеком результатов своего мышления. Следовательно, возможны и недостоверные определения. И возможны неопределения.
Логика - частный случай мышления, один из его пределов. Сколько возможно сочетаний логического предела с другими пределами мышления - столько возможно разных логик. Если мышление - символически - представимо композиций его качеств или пределов, то своя логика - существует для каждого такого предела, как его достоверное определение.
Рассмотрим 8 пределов мышления человека. Как это сделали древние даосы и - вслед за ними - Платон:
1 2 3 4 5 6 7 8
- - --- - - --- - - --- - - ---
- - - - --- --- - - - - --- ---
- - - - - - - - --- --- --- ---
Во всех трёх строках по 20 тире.
Заменим тире-пробел-тире на тире, а три тире - на вертикальную черту:
-|-|-|-| чередование знаков - 1 через 1
--||--|| чередование знаков -2 через 2
----|||| чередование знаков - 4 через 4
Запишем то-же самое двоичным кодом:
0000 0001 0010 0011 0100 0101 0110 0111
0 1 2 3 4 5 6 7
Можно сократить первый ноль, у всех чисел он одинаков:
000 001 010 011 100 101 110 111
Можно выразить стихии в координатах конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания:
12* 34** 14*** 23**** 41*** 32**** 43** 21*, где:
1 - И (000, 010, 100, 111)
2 - ИЛИ (000, 011, 101, 111)
3 - И-НЕ (001, 011, 101, 110)
4 - ИЛИ-НЕ (001, 010, 100, 110)
____
*12, если первая цифра=0, если нет, то 21
**34, если первая цифра=0, если нет, то 43
***14, если первая цифра=0, если нет, то 41
****23, если первая цифра=0, если нет, то 32
___
Не представляет особого труба создать массив логических операторов, классифцирующий даосские стихии (они же глюоны физиков или стадии речи, сферы психики в психоанализе.
Семиотический знак - пересечение двух глюонов, а дискурс особое перечисление двух знаков.
________
Так-же, очевидно, что перед нами четыре частицы-числа и их античастицы-античисла
Земля/небо - 1-1=-11 - 000 х 111=1√1 - начало координат/атом - 1 x A = A
гора/водоём - 2-2=-21 - 001 х 110=1√1 - протон/электрон - p x e = A
вода/огонь 3-3=-33 - 010 х 101=1√1 - нейтрино/нейтрон - ν x n = A
гром/ветер 4-4=-44 - 100 х 011=1√1 - пионер/пион - Π x π = A
Очевидно - геометрически - стихии - это восемь вершин куба.
Исторические названия триграмм стихий:
Земля | гора | вода | ветер | гром | огонь | водоём | небо.
- - | --- | - - | --- | - - | --- | - - | ---
- - | - - | --- | --- | - - | - - | --- | ---
- - | - - | - - | - - | --- | --- | --- | ---
Здесь вертикальные черты просто отделяют одну даосскую триграмму от другой.
В конфуцианстве рассматривается пять стихий, но пентаграмм - две и они имеют общий луч земля-огонь, всего элементов - те-же 8. Даосизм и конфуцианство - две разные интепретации одного и того-же знания, как и теории Платона и Аристотеля - дискурса и семиотического знака.
Видимая пентаграмма - земля огонь вода дерево металл.
Если конфуцианское дерево это даосский гром, а металл - гора, то скрытая вторая пентаграмма - земля огонь ветер небо чаша (водоём). Оппозиция земля-огонь - пересечение двух пентаграмм. Вот и даосская метафора крыльев бабочки...
Но, помимо скрытой пентаграммы - Конфуций рассматривал также и пентаграмму ущербных стихий, то есть отсутствия соответствующих качеств.
Логические методы Конфуция считываются и в рассуждениях Платона.
Знание о Бытие - одно, но есть разные объяснения его понимания человеком. Если человек сам не видит Бытия, в видит только один его аспект - он не поймёт ни один рассказ о матрице Бытия. И напротив, рассказ о матрице Бытия указывает (как знак) на то, что именно собеседник понимает. Не потому, что он говорит, а как? Соответствует ли форма рассказа его содержанию?
Термины Платона, Гете и Жака Лакана:
1 2 3 -4 4 -3 -2 -1
Имя (чувства идеи) концепция метафора ... знание...
Материя метод форма ... Содержание ...
Желание символ воображение ... Понимание причин (реальность) ...
Платон говорил о пяти стадиях речи, видимо относя к пятой стадии отрицательные значения качеств мышления. До нас дошло лишь упрощённое изложение им своей теории - для профанов - наследников его работодателя, величайшего правителя западного греческого мира, в своё время - продавшего Платона в рабство за такие нравоучения. Письмо Платона было адресовано родственникам тирана, видимо умершвившим его и нуждающихся в отпущении грехов.
Вот, что им Платон написал (мой краткий пересказ):
Мышление обычного человека - характеризуется произвольной траекторий (сейчас мы скажем - дискурсом) между четырьмя пределами:
1 2 3 4
Имя чувства определение рисунок понимание.
Такое определение дискурса подразумевает 24 варианта:
1234 1243 2134 2143
1324 1342 3124 3142
1423 1432 4123 4132
2314 2341 3214 3241
2413 2431 4213 4231
3412 3421 4312 4321.
Но, теория Платона подразумевает и отрицательные стадии речи (обобщённо - пятый элемент):
-1 -2 -3 -4
Осознанность откровение вознесение созерцание.
Платон считал, что обывателю незнакомы эти качества, поэтому они и отнесены - в его письме профанам - к пятой стадии речи.
Кроме того, дискурсом мы называем самодостаточное, но обыденное (банальное, рациональное) мышление, символически перечисляющее все четыре стадии речи, без повторов.
Но, мышление человека может быть и не самодостаточным и не банальным. Дискурсивное мышление - частный случай. Частное - это элемент множества, общее - единое для всех таких элементов.
Несамодостаточных траекторий мысли (недискурсов) - гораздо больше. Для модели четырёх стадий речи - их 232/256. Для модели 8 стадий речи - 4032/4096. Рассмотрение практической модели - в полном её объёме, а тем более - её практическое применение - невозможно без компьютерного моделирования. Высказать можно лишь базовые принципы этой теории. А для понимания теории необходима её метафора.
Но, есть и типы мышления, пропускающие этап визуализации концепции. Например - 42 (университет), 24 (обыватель), 14 (постмодернист), 41 (специалист во всем, деятель постмодерна), 12 (потребитель), 21 (маркетолог).
Как есть и типы мышления, пропускающие логику (точное определене словом, символизация, концептуализация):
Философ-аналитик - 34 - рисует понимание, софист - 43 - понимает доказательства (рисунки). Художник (модернист) - 13 - одержим рисованием, ремесленник (деятель модерна) - 31 - рисует одержимость. Повстанец (постмодернист) - 14 - испытывает жажду познания, специалист-коллаборант (деятель постмодерна) понимает одержимость. Никакой логики (2) - во всём этом нет и это ничему не мешает.
Рассмотрение только четырёх стадий речи - предназначено для введение в теорию мышления, для первого знакомства с ней профана.
Первая логика - 21 - определение имен чувств невыразимых идей, это житейская или бытовая логика, например - логика маркетинга (логика брендов), как имен чувств потребителями идеи лучшей жизни.
Вторая логика - 12 - обратная логике брендов (точно определённых словом имен чувств потребителя) - нелогика их потребления - имена чувств концепций (брендов).
Третья логика - 22 - определение определения, чистая логика.
Четвёртая логика - 23 - определение рисунков, критика.
Если под платоновским термином "рисунок" - понимать визуализацию определения, как визуальное доказательство теоремы Евклида - Пифагором, то есть - доказательство или метафору, то этот тип логики противоположен иллюстрации (воображению символа - другими словами - его визуализации), то есть является символом воображения. 23 - это ответ на вопрос: "Что хотел сказать художник?"
Если логика маркетинга (античного господина, алхимика - дословно: "египетского жреца", другими словами "шамана") - 21 - есть концептуализация или другими словами - концентрация (в оригинале - точное определение словом) имени чувства потребителем (античным рабом, соплеменником) - лучшей жизни - в бренд, символ, то логика 23 - концептуализация рисунка (творческого воображения), характеристика доказательства рисунком, объяснение метафоры. Пример - обзор культурных событий, вышедших фильмов, гуманитарная научная статья.
Частный случай такого рода логики - когда символ - лишь поверхностный признак рисунка - логика арт-рынка (контемпрорари) - подмена существующего значимого рисунка его поверхностным признаком, пиратство, эпигонство или китч. Фанфик, подделка.
Но, ровно то-же самое можно сказать о нарко-рынке, как инверсии психоделии (нелогики 32), подмене психоделический ощущений внутренней свободы (от социальности) - поверхностными (наркотическими) признаками опьянения.
Точно так-же можно сказать и о популярной литературе или о любом современном рынке - это всегда подмена самодостаточной авторской емкой метафоры чего-то - её поверхностным признаком. Более простым и дешёвым товаром, подделкой бренда.
Пятая логика - 32 - обратная логике рынка психоделия. Метафора символов.
Шестая логика - 24 - логика обывателя, прихожанина, студента, электората или горожанина - это концептуализация (в максимуме - точное определение словом, символизация, в минимуме - подмена поверхностными признаками) понимания (знания). Использование шпаргалок, пересказ друг другу - услышанного (в церкви, в университете, по телевизору, в интернете, на работе, прочитанного приказа мера на его сайте, где угодно).
Сплетни, слухи и анекдоты. Бессмысленное бормотание в социальной сети, смайлики, лайки, смысловые галлюцинации, клиповое мышление или дигимодерн (подмена усвоения информации комфортом доступа к ней, который даёт интернет и гаджеты).
К такой логике можно отнести подмену понимания теории - рассказом о ней. Факт лекции как признак знания лектора. А так-же подмену непосредственного восприятия объекта (например - жизни) - её теорией.
Седьмая нелогика - 42 - инверсия логики обывателя - университет (богословия, светский, органы власти). Понимание определений (концепций) - минуя этап их визуализации. Например - умозрительное принятие законов. Игнорируя их полевые испытания. Деятельность парламента.
Таким образом, из множества сочетаний двух стадий речи (пределов мышления) мы выделили семь логик:
Представим это множество цветом:
Очевидно, что это далеко не все возможные цвета.
Обратным пределом мышления - по отношению к логике - является откровение. У оракула своя анти-логика, не менее разнообразная.
И конечно, общая картина, при переходе от платоновской модели четырёх пределов мышления к модели восьми пределов - значительно усложняется.
Возможны так-же иные логики:
Всего 15 типов разных логик. Каждая имеет свои особенности и достоверные выводы одной - недостоверны (неочевидны) для другой.
Геометрически, пространство логики можно представить рёбрами и диагоналями трёхмерного куба, исходящими или сходящимися к одной из его вершин - определению словом.
Такое платоновское определение словом можно переопределить, как это сделал Аристотель - частно отрицательным категоричным высказыванием (O). Тогда, все множество логик можно условно изобразить квадратом:
I A
O E
(3, -4) (-2 -1)
(1, 2) (4, -3)
OI = {13 1-4 23 2-4},
OA = {1-2 1-1 2-2 2-1},
OE = {14 1-3 24 2-3}
OO = {12}
Точно так-же и инверсии - например - как 12 и 21.
Что - в такой геометрической модели пространства мышления - из себя представляет ребро или диагональ куба мышления?
Это выражение одним пределом мышления - другого. Нечто среднее между ними, элемент пространства мышления.
По теории даосов такой элемент (пересечение стихий) - состояние природы, по Платону такой элемент (означение одного предела мышления или стадии речи - другим - полудискурс, по Аристотелю такой элемент - термин, по теории семиотики - знак. Состояние природы (ума), полудискурс (речевой или бессознательный акт), семиотический знак и термин аналитики - синонимы.
В современной квантовой хромодинамике - термин - это субатомная частица (трикварк), её причина - либо сочетание трёх кварков разных базовых цветов (RGB), либо сочетание двух глюонов - аналогов стихий древних даосов.
Полудискурс, как и состояние природы записывается двумя знаками, семиотический знак, как и субатомная частица - тремя кварками.
Условным числам 1, 2 и 3 - соответствуют кварки u, d, s - верхний, нижний, странный. Но кварков теперь определено не три, но 6, и вообще - по модернизированной стандартной модели - сколько угодно.
Перевод полудискурсов в семиотические знаки:
13=121, 1-4=23=122 2-4=123,
1-2=34=221, 1-1=2-2=3-3=4-4=222, 2-1=223,
14=211, 1-3=24=212, 2-3=213,
12=112.
Таким образом - множество логик - это часть множества семиотических знаков, 10 из 27 знаков - в той или иной степени - логичны:
OI = {121, 122 123} - схема, Вау, определённый артикль;
OA = {221, 222, 223} - Вау-2, творчество, Реклама;
OE = {211, 212, 213}, схема-2, Вау-3, артикль-2;
OO = {112} - схема - третья реплика.
Геометрически это - параллельная оси категоричности (значения знака) центральная линия куда мышления:
OI - центральная линия передней грани частного,
OA - центрального сечения куба,
OE - нижней грани отрицания (грань буквального, иконичного, глупости).
А так-же среднекатегоричное общеотрицательное, середина нижнего переднего ребра куба.
OO - 112.
Здесь важно отметить, что сочетание пределов - это знак, как и сочетание самих таких знаков мышления. Некоторые сочетания логичны (используют точные определения), а некоторые не логичны (не используют никакие определения).
Таким образом, логика - это множество "логичных" семиотических знаков (использующих определение словом). Это все три реплики знаков "схема", "Вау", две из 6 реплик знака "артикль" и одна из 3 реплик знака "Реклама".
Логика логики - семиотически - это "схема" 112, икона-максима-образ. Другими словами - буквальная форма идеи, частный смысл и художественный образ (он-же результат научного эксперимента) - как тип значения.
Можно привести матрицу типов семиотических знаков, указав логичные - скобками:
(222)
(122) (223 - 1/3 - только одна реплика из трёх)
(112) (123 - 2/6) 233
111 113 133 333
17 из 27 знаков мышления человека - с логикой никак не соотносимы.
- - -
Примем - как базовый постулат, что возможно некоторое символическое описание действия мышления человека. И, что такая система знаний человека об устройстве собственного мышления - естественна для его мышления и - известна человеку с глубокой древности - как миф о его разумности.
В таком контексте - "логика логики" - может быть определена возрождением этого знания, а отсутствие такой внутренней логики у самой логики - его забвением. Это логика Бытия 2-2 и всех прочих 14-три вариантов, как её частных случаев.
Продолжение следует.
Отправлено с iPad