"Кто отдаётся лицу или делу, тот обязуется служить им сообразно их требованиям или своим способностям" - идиотизм Прудона до сих пор господствует в головах либералов и по сей день, "брак" Прудона как сделка, желанием поддержать сделку и был инициирован Путиным материнский капитал, и где продажность налицо. Либерализм исходит из потребностей бесполого Тела, и мышление в категориях ему незнакомо в принципе. Возьмите ряд понятий: потребность, красота, польза, сила, всё смешано в одну большую кучу размышлений, и без всякого на то основания, красота в одном месте, сила в другом, всё это напоминает сумасшедший дом. Сейчас это особенно забавно выглядит после того как мужик сидит за девайсами, а девушка тягает штангу. Справедливость в браке не существует, об этом смешно даже говорить, любовь противна справедливости, любовь относится к единому и в нём двое, а значит нет субъекта права вообще, а значит и справедливости. Уголовное преступление не в счёт, оно противоречит социальному порядку, который имеется априори, а иначе брак теряет смысл как высшая форма социального существования, а не низшая вовсе, что вне брака, и именно отсюда происходит путаница, когда брак приравнивают к сожительству двух независимых существ. "Соединяясь узами брака при условии взаимной преданности и самоотвержения" - ложная формула, брак сам по себе изымает понятие преданность, так как заменяет его узами, договором о совместной жизни. Прудон не чувствует что преданность не может провозглашаться, так как напоминает каждому о рабстве, зависимости. Преданность - это когда вы свободны, вне договора, а если появляется договор, преданность теряет смысл. Казалось бы всё это мелочи, а на самом деле отсюда начинается тирания, с малого, и переходя к большему, и отсюда либерализм вырождался в результате своих измышлений от свободы к фашизму, что сейчас имеем. Что же это такое договор о браке? никто пока серьёзно об этом не думал, и если есть материнский капитал, как подкрепление женского желания иметь детей, независимого от брака, как отдельного в общем института. Система не безучастна к браку, и всеми своими телодвижениями подчёркивает важность этого института, но для кого, разве для индивида, нет, а только ради прироста населения, а ещё проще рабочей силы, и только. Тогда как желание вступить в брак, и его благополучие, зависят только от индивида как субъекта права, а какой может быть индивид если он зависимый от подачек сильных мира сего, это скорее нахлебник и вор, отсюда происходит и воровская психология посетившая Прудона, когда он собственность назвал воровством. Российские граждане воспитанные в совке и либерал-фашизме точно также относятся к собственности. Многим важнее не то, что творит Путин в государстве, а скорее то, что Путин вор вместе со своими братками. Никто не задумывается что собственность вторичная вещь, следствие, совершенно не важное в государстве. Комуняки ликвидировали значение собственности, придали динамику процессу, зашевелились все не хуже, но исчез тот самый индивид, возникло муравьиное сообщество идиотов, которых подкармливали идеологией. Комуняки до сих пор скучают по достижениям муравьиного сообщества, и Сталина как законной матери его. 90-е поставили комуняк и воровской мир его на новые рельсы, свободного рынка, где не могли поместиться все граждане в силу отсутствия гарантий, и где важно было захватить командные посты, и пошло по старому. Все комуняки вдруг стали либералами, за исключением обделённых которых под себя подмял Зюганов. Говорильня 90-ых обанкротилась и стала взывать к справедливости, если многие оказались за бортом рынка, но если рынок свободный, то подаётся куда ему удобнее, и понятно к тем же жуликам уже новой формации.
Мне кажется до сих пор ещё, что женщина не слишком дурно наделена природою. Если б ангелы, не имеющие, по мнению ученых теологов, пола, получили бы приказание спуститься на землю и облечься в наше тело с правом выбрать себе образ мужчины или женщины, то я не сомневаюсь, сударыни, что небесные духи предпочли бы сделаться женщинами, а не мужчинами. Заботиться об участи существа, ремесло которого заключается в том, чтоб всегда казаться прекрасной, грациозной, кроткой, скромной, любящей, обольстительной, преданной, способной на порывы героизма и принуждённой соединяться, ради удобств жизни, с существом более сильным и не обладающим подобными качествами. Нечего говорить, что такой союз имеет характер насилия.
С точки зрения ума и сознания, точно так же, как и тела, мужчина и женщина составляют одно целое, существо в двух лицах, настоящий организм. Соединение этих двух лиц, называемое Платоном андрогином, составляет действительное человеческое существо. Рассматривая отдельно каждое из них, мы найдём их неполными, незаконченными. Вы, сударыни, не станете отрицать справедливости этого, вы придаёте сами слишком большое значение словам «андрогин», «мужчина–женщина» и не можете поэтому требовать равенства полов. Существование андрогина было бы немыслимо, если женщина была бы во всем равна мужчине, если б каждый из них не обладал какими-либо особыми качествами, соединение которых и составляет настоящий организм. При этом существовании вдвоём силы ума, сознания и тела приобретают большую напряжённость именно потому, что они неравно распределены между обоими лицами; таково первое приложение, сделанное природой, великого принципа разделения труда. Опыт действительно показывает, что счастье сожительствующих приобретает гораздо большее развитие, когда их общее действие распределено на две части: одну — носящую материальный и утилитарный характер, другую — духовный и эстетический; когда действие одного направлено наружу, другого же внутрь. Если этим уменьшается количество общего производства, то зато улучшается потребление; если этим обусловливается медленность философского мышления, то результаты его приобретают большую конкретность и доступность; если этим замедляется прогресс права, то оно делается человечнее, милостивее и терпимее.
Всмотримся поглубже в систему, названную мною органом справедливости, созданным самой природой. Каковы будут взаимные права и обязанности супругов? Во всех своих сношениях с ближними человек требует услуги за услугу, продукта за продукт, совета за совет, права за право. Закон, управляющий этими отношениями, есть закон возмездия, ужасный закон конкуренции и борьбы, или, что всё равно, равновесия сил. Между мужчиной и женщиной, в силу их функционального различия, отношения эти принимают совершенно иной характер. Начиная с того, что мужчина не вправе требовать от женщины труда за труд, добычи за добычу, продукта за продукт, не вправе требовать потому, что женщина слабее. При подобного рода условиях с женщиной непременно обращались бы, как с существом низшим; а знаете ли вы, что вытекает для человеческого существа из его правильно или неправильно объявленной низшей степени развития? Вы думаете — освобождение? Нет, рабство! Посмотрите на негра в плантациях, посмотрите на положение женщины у полуцивилизованных народов! Что же может дать женщина мужчине взамен его труда, производимых им богатств, всех изобрётенных им чудес? Свою красоту, скажете вы, свои прелести, свою любовь, свой идеализм, все очарования своего тела, своей души и своего ума. Предположение торговца, думающего, что красота, ум и идеал могут служить таким же предметом торга, как рыба или говядина! Ваш учитель Анфантен, так много говоривший о любви и ученики которого совершили со времени государственного переворота столько славных деяний, никогда не умел различить прекрасное от полезного. Он не говорил вам, что красота и польза — два совершенно различных понятия, откуда следует, что одна никак не может быть поставлена на место другой; что красота не подлежит оценке как товар; что женщина, наконец, не может платить своими прелестями за услуги мужчины, так как прелести эти не подлежат ни измерению, ни вычислению, не могут быть предметом торга и не приносят барышей. Красота непродажна — она есть духовное благо, произведение которого ничего не стоит.
Всё это было сказано мною, и никто не ставил так высоко женщину, как я. Труд мужчины, даже труд судьи, действующего во имя права, может быть оплачиваем; все богатства, даруемые нам природой, могут служить предметом обмена; сокровища же, единственная хранительница которых женщина, одни только не имеют цены. Разве существует плата за благодеяние, за милосердие, за милость: плата уничтожила бы значение этих добродетелей; министр, торгующий выгодами государства, есть концессионер, судья, торгующий законом, — преступник. Разве можно продавать стыдливость? Продажная стыдливость называется, как вы сами знаете, проституцией! Точно так же и красота, слово, означающее все преимущества женщины, не продаётся и не учитывается: она стоит вне торга. Поэтому между брачующимися мужчиной и женщиной не существует, как вы говорите и воображаете, никакой ассоциации имуществ и общности барышей, как между негоциантами или собственниками. В бракё все даруется безвозмездно, в нём существует абсолютное бескорыстие. Брачный контракт не имеет ничего общего с контрактом на куплю, обмен, продажу или наём: он имеет совершенно противоположный характер. Мужчину, выражение силы, влечёт к себе красота. Он хочет присвоить себе её, хочет неразрывно соединиться с ней. Как же получить её? Какую предложить за неё цену? Никакой! Красота не оплачивается ничем изо всего, чем обладает или что может произвести мужчина. Даже ласки любви не могут быть достойной платой за неё: любовники, видящие друг в друге предмет наслаждения, — эгоисты, их союз нельзя назвать браком, всеобщее сознание называет его любострастием, прелюбодеянием, проституцией. Порядочный мужчина, сердце которого жаждет обладания красотой, сейчас поймёт, что он может приобрести её только преданностью. Он, имеющий на своей стороне силу, падает к ногам женщины, предлагает ей свои услуги и делается её рабом. Он, зная её слабою и упоенною любовью, делается почтителен и гонит от себя всякую мысль о сладострастии. Он готов жертвовать для неё всем — честолюбием, состоянием для того только, чтоб понравиться ей; он не пожертвует только своим сознанием, потому что в сознании его сила, а в союзе этой силы с красотою и состоит именно брак. Беззаветную преданность, преданность сильного и безупречного сознания — вот всё, что может предложить муж жене своей и от чего она в свою очередь не должна отказываться.
То же замечается со стороны женщины. Насколько она превосходит мужчину в красоте, настолько же она чувствует влечение к его силе. Вначале эта столь желанная сила внушает ей опасения: каждое слабое существо боится до некоторой степени существа сильнейшего. Предложить, для обуздания и приручения этой силы, свою красоту было бы, со стороны женщины, проституцией. Красота женщины так же бессильна в деле покорения силы мужчины, как и сила мужчины в деле покорения красоты женщины. Остаётся одно средство, уже упомянутое нами, — преданность.
Преданность за преданность — таковы должны быть результаты взаимного притяжения силы и красоты; таков, в конце концов, должен быть супружеский союз — союз возвышенный, святой, по образцу которого будут позднее заключаться все рыцарские союзы (pactes de chevalerie). Видите ли, каким образом любовь и сладострастие сменились чувством более возвышенным, не исключающим любви, но господствующим и дополняющим её? О подобного рода браке вы, сударыни, не имеете, кажется, ни малейшего понятия. Вне его, заметьте мои слова, для женщины существует только позор и проституция. Мужчина и женщина, заключившие подобного рода брак, знают, что такое справедливость: никакая ложь не запятнает их общей совести. Их брак — лишняя колонна в вечном храме человечества, который Христос хотел воздвигнуть в душах наших и который вы и ваши сообщники стремятся разрушить.
Выведем же все последствия, вытекающие из подобного рода браков. Но сперва остановимся на принципе его. Мужчина и женщина, которыми, казалось, исключительно управляла любовь, становятся под защиту иного закона — преданности и самоотвержения. Преданности кому? в чем? почему? Этот вопрос требует некоторого разъяснения. Мы сказали уже, что радости любви и обладание красотой не покупаются мужчиной ни за деньги, ни за какие другие ценности благодаря прогрессу цивилизации, каждая молодая девушка не нуждается уже, ради существования, в преданности мужчины; точно так же и молодой человек не нуждается, для ухода и стирки своего белья, в преданности женщины. Какого же рода эта преданность и в чем она проявляется? Определение, данное нами выше, относительных качеств мужчины и женщины даёт нам ответ на эти вопросы. Господствующие качества мужчины — сила умственная, нравственная и физическая; господствующее же качество женщины — красота с той же троякой точки зрения.
Соединяясь узами брака при условии взаимной преданности и самоотвержения, мужчина и женщина, каждый в свою очередь, отдаются первый — культу красоты, олицетворяемой его женой, вторая же — культу силы в лице её мужа, оба — развитию силы и красоты в своих детях. Кто отдаётся лицу или делу, тот обязуется служить им сообразно их требованиям или своим способностям; кроме этого, всякое служение предполагает известного рода обязанность относительно самого себя — обязанность неусыпно наблюдать за собственным усовершенствованием. Мы сказали уже, что, сравнивая мужчину с женщиной, можно заметить преобладание силы в первом и красоты в последней; из этого следует, что, отдаваясь друг другу, они взаимно обязуются: мужчина — сообразоваться с качествами женщины, т. е. с её красотою, кротостью, нежностью и грацией, и для этого делаться всё более и более мужчиной; женщина же — сообразоваться с силою мужчины и делаться всё более и более женщиной. Чем более они, оказывая себе взаимно услуги, требуемые преданностью, будут приближаться к своему типу, тем неразрывнее, в силу этой возрастающей дифференциации, будет становиться их связь, тем менее тягостны будут для них их преданность и самоотвержение. Таков закон в своём точном и наиболее общем значении; круг действия его огромен.
http://www.sensusnovus.ru/idea/2014/05/18/18952.html Пьер Жозеф ПРУДОН: «В браке существует абсолютное бескорыстие»