В последнее время проявляется значительный интерес к теориям сознания, связанными, с одной стороны, с философскими построениями в рамках как аналитической, так и континентальной философии, а с другой стороны, с новыми открытиями в области нейрофизиологии, когнитивной психологии. Сама проблематика является традиционной, и до последнего времени в ее основе лежал картезианский подход, со всеми присущими ему дуализмами. Новые поиски адекватной second citizenship passport теории сознания связаны, в первую очередь, с попыткой отказаться от картезианского подхода.
Континентальная философия в этом направлении характеризуется попытками полного переосмысления картезианского дуализма. Философия Хайдеггера, какой бы она ни была туманной, может быть приспособлена для анализа конкретных областей философии сознания, или философии ума. В частности, такая попытка была сделана Дрейфусом, конгениальным интерпретатором Хайдеггера, при обсуждении проблем искусственного интеллекта[1]. Не менее интересны попытки проникновения в сущность сознания феноменологической школы Гуссерля.
Аналитическая философия характерна широчайшим диапазоном поисков, прежде всего связанных с философией языка – такими проблемами как референция, смысл и значение, редукционизм и холизм, и пр. И поскольку в отношении этих проблем существует масса теорий, мы имеем значительное разнообразие теорий сознания.
Наша статья посвящена в некотором смысле синтезу того и другого подходов, поскольку речь в ней пойдет о философии сознания в двух аспектах. Во-первых, для нас интерес представляют антидуалистические тенденции, присущие виттгенштейнианской тенденции скорее рассасывать философские проблемы, нежели решать их. С этой точки зрения сама постановка проблемы соотношения ума и тела во многом является надуманной проблемой, которая повлекла тяжелейшие последствия для европейской философии. В этом ключе многие философы пытаются отказаться от традиционного картезианского словаря. И как было уже замечено, такие попытки характерны для аналитической и континентальной философии. Интересным примером такого подхода может считаться работа Р.Рорти "Философия и зеркало природы”, где он использует технику аналитической философии для виттгенштейновского рассасывания проблемы соотношения ума и тела.
Во-вторых, нам также интересна тенденция, связанная с вовлечением в обсуждение St, Kitts and Nevis citizenship by investment проблем сознания естественнонаучных достижений и теорий, поскольку здесь есть значительные достижения, которые делают многие философские утверждения относительно сознания просто устаревшими.
Исходя из всего этого, нами для анализа современного состояния философской теории сознания выбрана теория Д.Деннета, в которой, с нашей точки зрения, успешно сочетаются обе компоненты, а именно, отказ от дуализма ума и тела и использование достижений естествознания. Деннет выглядит особо привлекательным в связи с тем, что в своей теории он опирается существенным образом на эволюционную теорию Дарвина. Необходимо отметить радикальность деннетовской теории. Эта радикальность особенно проявилась с публикацией его широко известной книги "Объясненное сознание” (1991). По этой причине концепция сознания Д.Деннета несомненно нуждается в тщательном рассмотрении. Деннетовская амбициозная цель в этой книге – демистификация сознания и создание последовательной материалистической теории или, по крайней мере, создание базовой структуры, в рамках которой наука могла бы осуществить этот проект.
Проблема соотношения ума и тела в современной философии выдвигает на первый план две концепции, анализ которых теснейшим образом связан с концепциями логики, философии языка, и собственно с когнитивными исследованиями. Речь идет о концепции сознания (скорее, в техническом смысле термина, а не общефилософском), и концепции интенциональности. Естественно, что эти концепции связаны также с поисками таких крайних по отношению друг к другу направлений как феноменология и бихевиоризм (что, в общем-то, неудивительно при рассмотрении столь фундаментальной проблемы как проблема соотношения ума и тела). В данной работе мы ограничимся лишь самыми минимальными сведениями об этих понятиях, необходимыми для понимания новой позиции, предложенной Д.Деннетом.
В отличие от ряда исследователей, например, Д.Серла, Деннет полагает, что интенциональность является более фундаментальным понятием по сравнению с понятием сознания[2]. Стратегия Деннета заключается в том, чтобы феномены сознания объяснить в терминах интенциональности, с привлечением естественнонаучных представлений из эволюционной теории.
В качестве отправного пункта своей теории Деннет выдвигает утверждение, что основная операция, которую выполняет мозг, есть развитие, улучшение, уточнение нашей чувствительности к значениям, которую мы проявляем в нашей повседневной жизни[3]. Результатом эволюции является то обстоятельство, что мозг делает правильные (в смысле адекватности значению) вещи с высокой степенью надежности. Реакция мозга на любую ситуацию обуславливается текущими, локальными, механическими обстоятельствами в качестве реакции на значение сопутствующих ситуаций семантических факторов. В такого рода представлении присутствует важнейшая посылка о том, что сознание является лингвистическим, что характерно для бихевиористской холистической теории сознания, сторонником которой является Деннет. С его точки зрения, мозг является синтаксической машиной, которая подражает способностям семантической машины.