Авторы
Роман Клюйков, Сергей Клюйков
Платон внушал мысль, что идеальная сущность предмета – одна, а наши интерпретации этой сущности – множественны, имеют разную достоверность. Известны различные объяснения истории всего человечества.
Иррационалистическое – (О. Конт, Г. Спенсер) предполагает хаотичный процесс, лишённый second citizenship by investment program логики, закономерностей, направленности. Общественный прогресс понимается как плавное эволюционное развитие, вызванное удовлетворением потребностей, без революционных скачков, без попятных движений, как непрерывное восхождение по прямой линии. Так легче всего объяснять, так как не требуется искать какие-либо закономерности.
Гуманистическое – (Л.Бруни, Н.Макиавелли) выделяет три эпохи: античная, средневековая и новая, а позже – ещё и древневосточная. Членение истории чисто эмпирическое, не противоречит здравому смыслу, но мало что даёт для осознания происходящего.
Социальное – (А.Сен-Симон) связывает каждую выделенную эпоху с определённой социальной системой труда: античную - с рабской; средневековую - с феодальной; новую - с промышленной, наёмной; древневосточную - с первой классовой. Впервые теоретически осмысливается наблюдаемая периодизация истории, но объяснений причин по-прежнему нет.
Формационное - (К.Маркс) выделяет пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная; рабовладельческая; феодальная; капиталистическая; коммунистическая (социалистическая) и "азиатское производство". История рассматривается как закономерный процесс смены формаций постоянными конфликтами и антагонистическими противоречиями между растущими производительными силами и устаревшими производственными отношениями. Априорный «рост производительных сил» не объясняется, принимается данным.
Цивилизационное – (А.Тойнби) делит историю на восемь основных цивилизаций: шумерская; вавилонская; минойская; эллинская (греческая); китайская; индусская; исламская; христианская; и 30 локальных: американская, германская, русская и т. д. Объяснение носит чисто описательный характер не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Сила, вызывающая их изменения, заключается в простой схеме: «вызов цивилизации – её ответ» (Опять «удовлетворение потребностей»?). Судьба каждой цивилизации зависит от многих случайностей. Закономерны только зарождение, жизнь и гибель цивилизаций. Фиксируется факт, и не даётся ему объяснение.
Культурологическое – (О.Шпенглер) выделяет восемь культур: индийская; китайская; second citizenship вавилонская; египетская; античная; арабская; русская; западноевропейская. Высший уровень культуры (перед её смертью) - цивилизация. Вводится более расширенное, чем «цивилизация», понятие «культура», но сохраняются прежние недостатки.
Осознанием человека свободы – (Гегель) рассматривает три этапа: восточный (Китай, Египет и другие: осознает себя свободным только правитель, все остальные — его рабы); античный (Греция, Рим, средневековье: осознает себя свободной только "верхушка", остальные – от неё зависят); германский (осознают себя и свободны все). Объяснение выделяет только одну из граней постоянно прогрессирующей истории общества, но, опять же – не исследует причину её развития.
Позитивистское - (О.Конт) выделяет четыре стадии: традиционную; доиндустриальную; индустриальную; постиндустриальную. Очень грубое объяснение, «зацикленное» всего лишь на одном, (безусловно - важном) этапе истории. А где остальные? Не менее важные!!!
Все представленные объяснения отмечают в истории: развитие материального производства; растущие потребности человека; рост духовности человечества, его формаций, культур, цивилизаций. Но это всё – следствия, оставленные следы Прогресса, результаты истории – видимая верхушка айсберга!
Что движет историю, вызывает совершенствование всего, способствует его росту? В чём идеальная сущность истории?
Начиная с первых попыток описать историю, отмечалось, что отдельные социальные организации людей имеют свою отдельную историю, отличающуюся от всех остальных. Но опыт человечества увеличился, и заметили «циклизм», «этапы», «цивилизации» развития человеческого общества. Выделенное указывало на имеющиеся закономерности, априорный план в истории, независимый от отдельных людей, их множеств и даже – всего человечества.