Наталья ГВЕЛЕСИАНИ
«ТЫ ДУХА ЖИЗНИ ДОПРОСИ!» (О философии Александра Дугина)
Пришедши же рабы домовладыки сказали
ему: господин! Не доброе ли ты семя сеял
на поле твоем? Откуда же на нем плевелы?
Он же сказал им: враг человеческий сделал
это. А рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем,
выберем их?
Но он сказал: нет, чтобы, выбирая плевелы,
вы не выдергали вместе с ними пшеницы;
Евг. от Мф – 13:27-29
Все, что не анархия, то фашизм, но анархии нет!
Егор Летов
«Существующий миропорядок вне и внутри нас – это фашизм. Русский коммунизм и особенно германский фашизм были извращенными попытками разрушить его варварским способом, сообразуясь с некогда полнокровным Миром Идей, приобретшим в мозгах прекраснодушно-рассудочный или зловеще-уродливый изгиб. Поэтому мы должны прийти к настоящему «фашизму» - РЕЛИГИИ, точнее, религиям, собенно восточным services offshore, еще не утратившим всей сакральной полноты, черпающим свои содержания, наряду с древними мифами, тоже по-своему искажая ее, из некогда единого источника – Традиции, которую есть шанс реконструировать революционно-консервативным «движением вспять» - но не к старому, а к древнему – прихватывая по пути все самое ценное. Последнее не так уж и обязательно (и даже невозможно, поскольку ключ утерян, да и в одну реку дважды не войти), если обратиться ко Христу, спасающему нас по благодати от безнадежно запутавшейся природы коротким и надежным Путем. А ключи к этому Ключу вернее всего хранят св. отцы Православия, особенно отцы – исихасты. Более того, шифр Традиции, как полагал М. Элиаде, записан в нас с рождения. И весь многовековой религиозно-мистический опыт может стать операционной системой для ее реализации. Такой операционной системой может быть любое творчество в религиозном духе, выстроенное с учетом многовековых религиозных знаний», - такой вывод сделала я для себя из критически прочитанных произведений известного современного философа Александра Дугина – крупнейшего в России исследователя религиозного эзотеризма, яркого и последовательного критика Системы в ее самых глубинных, онтологических основаниях, продолжающего традиции русской религиозной философии и в то же время выходящего за ее, достаточно узкие на сегодняшний день, рамки.
Дискурс этого мыслителя расширен в первую очередь за счет нетипичного для отечественной мысли обращения к наследию исследователей, разрабатывавших философию традиционализма: Р.Генону, Ю. Эволе, М. Эдиаде, К. Юнгу, Г. Вирту.
Отождествляя Систему с новозаветным «ветхим миром», Дугин дает ей следующее онтологическое определение: «Устройство реальности таково. Существует круг проявленного, упорядоченного, данного, структурированного. Это круг "мира сего”. Порядок в нем максимален в центре и минимален на периферии… "Мир сей” можно также назвать Системой. Кругом системы. Крайне левые часто отождествляли его с "фашизмом” или Аушвицем… "Мир сей” называется также "ветхим миром”, его закон - "ветхим законом”, существа его населяющие - "ветхими существами”. В центре его находится "ветхий князь”.
Вся реальность циркулирует между центром Системы и ее периферией. Удаляясь от центра реальность распадается на фрагменты, теряет упорядоченную структуру, страдает, распадается, извращается, разлагается, нищает, деградирует, теряет могущество, силы, власть, благополучие, состояние. Приближаясь к центру, напротив, реальность упорядочивается, усиливается, укрепляется, нормализируется, получает соучастие в власти "ветхого князя”, наделяется могуществом. Эта динамика перемещения под воздействием двух сил - центробежной и центростремительной - составляет единственное содержание "ветхого существования”, "бытия в Системе”. При этом сама Система постоянно изменяется, хотя сохраняет постоянным свое сущностное качество». (А.Дугин «Русская Вещь»).
Философию Александра Дугина необходимо освоить каждому мыслящему человеку, особенно в нашей стране, так как философ, обладающий к тому же колоссальной эрудицией и живой образной речью, пробивает заторы в постперестроечном сознании, дает прекрасный философский аппарат для осмысления и сведения воедино ранее разрозненных вещей в нашей истории, а также прекрасный структурно-аналитический парадигмальный метод.
Но осваивать Дугина надо непременно с молитвой, продираясь сквозь страшные воинственные глупости имперско-мессианского толка, то есть отделяя «фашизм» от фашизма.
Только читать надо самого Дугина, а не глупые о нем статьи в Википедии. Читать много - отдельные его статьи и высказывания могут быть поняты только в контексте всего творчества – и желательно, как минимум, следующее:
1. «Finis Mundi». Записи радиопередач.
Книги:
2. «Философия Традиционализма»
3. «Русская Вещь»
4. «Постфилософия»
5. "Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом"
6. «Археомодерн» (статья)
7. «Эволюция парадигмальных оснований науки» (диссертация).
Особенно замечательным я считаю у Дугина его уникальный «Археомодерн», где высказывается гипотеза, что Россия после петровских реформ (а до того – церковно- никоновских) застопорилась в неком тупиковом состоянии, названном им Археомодерном – состоянием, когда общество, существовавшее до того в парадигме Архаики, в результате спешно и насильственно привитых нравов, обычаев, представлений общества, существующего в парадигме Модерна, не только сбилось с собственного пути, но и к другому берегу тоже не прибилось (что понимали еще славянофилы с евразийцами, да и западники тоже понимали, предлагая – одни – возродить Архаику, а другие – окончательно с ней покончить). И все потому, что Архаика и Модерн – это две взаимоисключающие парадигмы с разнонаправленными векторами и они блокириют друг друга в случае неорганичного, навязанного извне перехода.
В основании парадигмы Модерна, зародившегося в Западноевропейской цивилизации приблизительно с начала эпохи Просвещения (на деле, его семена были посеяны гораздо раньше), заложен вектор отрицания Трансцедентного, все большее удаление от Истоков, Традиции. Удаление, сопровождающееся изгнанием в Подполье – в маргинальные слои сознания и архетипические слои подсознания – всего таинственно – неизъяснимого, полнокровного, имеющего трансцедентный вес, вкус и запах и, в конечном итоге, Живого.
Все это Подполье Дугин называет емким словом «Структура» и противопоставляет ей Керигму.
Керигма – это надстройка, – то, что мы думаем о себе, вместе с нашими государственными и общественными Saint Kitts Citoyennet? институтами. А Структура – это базис, нижняя часть айсберга – то, чем мы на самом деле являемся или, точнее, уже не являемся, то, чем мы могли бы быть, чем должны быть, если хотим сбыться.
В парадигме Модерна постепенно вытесненная, загнанная, обескровленная Структура уже почти не существует и поэтому там думают о себе почти так, как оно есть – Керигма там сугубо имманентная, сухо-рационалистичная, лишенная терпкости трансцедентного вкуса. (Если подходить строго философски. В реальной жизни все, конечно, сложнее – там еще долго сохраняются неизжитые архаические элементы).
И совсем иное дело у нас, в России.
Структура, так внезапно запертая, еще жива и кричит, но слов ее понять никто не может, так как все попытки интерпретации осуществляются языком, взятым из системы координат Модерна, ушедшего настолько далеко по логике парадигмы своего развития, что слова Структуры не только ей непонятны – они не слышны.
В результате мы и себя перестаем чувствовать (хоть и продолжаем – в глубине души), и помыслить ничего толком не можем (хоть и мыслим все еще гениально – с привкусом трансцедентной плоти). Мы бредим, мы грезим, мы становимся психопатами. У нас не Модерн и не Архаика. У нас – злополучный Археомодерн.
Выход: освоить в совершенстве все самое ценное в Керигме Модерна, ее прекрасный логический аппарат, отточенный западно-европейской модернистской философией, включив сюда опыт прорыва по ту сторону логики, предложенный постмодернизмом, - понять, почему она такая, а не иная, понять, что есть Структура с точки зрения именно этой Керигмы, понять, что в нас – от Структуры и что – от Керигмы. Пробиться к своей Структуре и выработать свою непротиворечивую Керигму, в соответствии с логикой своего собственного, прерванного когда-то, развития. Родить наконец рационально мыслящего субъекта, как то уже давно сделал Запад, а после… отбросить рассудок. Но никак не до того, ибо нельзя отбросить того, чего нет. И, в довершении, в неснимаемом противоречии между Керигмой и Структурой (Рацио и Ир-Рацио) в мире имманентного – но теперь уже гораздо менее жестком противоречии - встать на сторону Структуры, в противоположность культуре Модерна, которая принимает сторону Керигмы, как это сделал, например, К. Юнг в противоположность З. Фрейду.
Чрезвычайно актуальная теория! Дугин прямо пишет, что пока мы не преодолеем Археомодерн, мы не модернизируемся – ни в сторону Востока, ни в сторону Запада, ни в сторону самих себя. И даже погибнем как нация и государство. А вместе с нами и окончательно забудется, выветрится эзотеризм древнего православия (который, правда, сохраняется еще в Греции, на святой Горе Афон) хранить которое, претворяя в жизнь его нетленные истины, которыми русская культура была проникнута даже в атеистические времена, и есть историческая миссия России. Но претворяя не в букве, а в духе. Букву – все та же разница в системе координат! – надо еще суметь адекватно перевести на многословный, но лишенный Силы Слова язык современности. И поэтому Букву – тоже надо хранить…
Очень важно понять коренное отличие русской культуры, выросшей из сплава древнего язычества и православия, от западноевропейской – вобравшей в себя элементы католицизма, а позже – протестантизма. Православие в своей эзотерической полноте ориентировано на Небо, на эсхатологическое ожидание конца времен и рождение Новой Земли и Нового Неба, то есть рождение внутреннего Нового Человека, ибо «Царствие Божие внутри нас». В то время как все более секулязирующийся и разлокализирующийся, сращивающийся с логикой мира сего католицизм делает акцент на Земле, заменив подвиг прорыва к внутреннему Новому Человека обычным моральным совершенствованием. В пределе этого выразилось в некоторых крайних версиях протестантской этики, согласно которым избранность Богом человека к спасению или погибели узнается по степени успешности его трудовой деятельности на Земле. Дух православного юродства и отцов-психастов во главе с Григорием Паламой – пересекающийся с лучшими традициями религий Востока, - которые учили не о совершенстве в земных делах, но о возможности обожения вместе со всем душевным и телесным составом через слияние с Фаворским Светом (Божественными Энергиями), которое достигается очищением сердца даже от того, что мир считает духовным – этот дух представляется людям христианского Запада по меньшей мере странным.
Советское общество с его коллективизмом, попыткой создания нового человека и ожиданием золотого века коммунизма, с его сакральным отношением к фигуре императора (генсека) и культом вождей, один из которых был канонизирован и положен в мавзолей, признан самым совершенным человеком на Земле, а другой, опираясь на его авторитет, жил в Кремле и, как солнце, раньше всех вставал, позже всех ложился, думая за всю страну – такое общество, несомненно, вышло из эзотеризма православия с элементами язычества – с его соборностью и эсхатологическими чаяниями. В то время как Запад с его трудовой протестантской этикой довольствовался успехами в сфере бизнеса, не очень-то комплексуя по поводу лежащей в его основе эксплуатации.
Идеальным выразителем духа раннего русского коммунизма был, по Дугину, писатель Андрей Платонов, которого критики называют атеистом с христианским сердцем. А пророками и хранителями заветов Святой Руси, ушедшей в подполье, в Структуру, - Московской Руси, задвинутой в маргинальные слои после никоновских и петровских реформ отчужденной Петербургско-Романовской Россией, - были протопоп Аввакум и поэт Николай Клюев.
Важная деталь: Модерн, по Дугину, отнюдь не обязательно противостоит Традиции. Существует два вида Модерна – профанический, уклонившийся с магистрального, глубинно-религиозного пути человечества и хоть и блуждающий впотьмах, но ностальгирующий по Истокам, неосознанно ищущий утерянный вектор.
Более того, правильный Модерн с вектором в Трансцедентное и есть тот метод, с помощью которого мы можем добыть и перевести в естественно-гармоничное русло те пласты древней Архаики, с которой Археамодерн работает в бредовом режиме, а известная нам, более близкая к нашему историческому времени, уже утратившая самое себя Архаика – работала в плоскости самогорделивой инертности (уверяя, что все, мол, в порядке, только веруй в Бога и чаще ходи в церковь).
В плеяду праведных западных модернистов и постмодернистов входят, по мнению Дугина, Маркс, Ницше, Хайдеггер, Бодрийяр, Ги Дебор, Фуко, Гваттари, Делез, некоторые поэты и художники-авангардисты, некоторые представители молодежной альтернативной культуры… Несмотря на то, что некоторые из них были убежденными атеистами, все они ощущали потребность в Структуре и развенчивали идолопоклонническую подмену Живой Жизни не соответствующей ей Керигмой, выстроенной по идеологическим и иным критериям. Александр Дугин причисляет одних из них к «новым правым», а других - к «новым левым» и находит возможным объединение этих деятелей на платформе Консервативной Революции (возрождения древней сакральности).