в свой день рождения я решил посетить остров Коневец в Ладожском озере. После Великой Отечественной войны на острове разместилась военно-морская база и полигон для испытания торпедного и морского минного оружия.
Сейчас на острове функционирует Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь, основанный в 1396 году преподобным Арсением Коневским. Преподобный Арсений почитается как покровитель моряков.
Я приехал на остров, чтобы узнать, чему можно научиться у монахов, живущих на острове, нам – мирянам, живущим в мегаполисах. Как социолог, я провёл небольшой опрос.
Остров расположен на западе Ладожского озера, от берега его отделяет Коневецкий пролив. От Владимировской бухты до острова около 7 км, до Санкт-Петербурга — 170 км по воде.
Площадь острова приблизительно 8,5 км². Он вытянулся с юго-запада на северо-восток, наибольшая протяжённость в длину составляет 5 км, а в ширину — около 2 км.
Коневец — остров наносного типа. Песок намыли воды Ладожского озера. Ледник, спускаясь со Скандинавских гор, нёс не только огромные массы льда, но и куски камней, выбитых из основной породы. Самый большой из таких валунов на острове — Конь-камень, весом более 750 тонн.
Самая высокая точка острова — гора Святая 34 м. Называется она так в честь чудесного явления Божьей Матери монаху Иоакиму. Позже на горе построили часовню и скит во имя Казанской иконы Божьей Матери.
Принято считать, что Коневец — единственный остров Ладожского озера, где не водятся змеи. Когда-то они были, но по разным причинам, перевелись. Кто-то видит в этом руку Арсения Коневского, кто-то – современных военных .
Остров Коневец имеет древнюю историю. По легенде, карелы использовали остров как летнее пастбище для своих лошадей и ежегодно приносили в жертву одного коня. Самый большой валун Конь-камень отдалённо напоминает конскую голову. Возможно, отсюда произошло и название острова Коневец, в то время как финны называли его Рантасаари — Прибрежный остров.
В конце XIV века на остров прибыл Св. Арсений Коневский.
Преподобный Арсений Коневский родился в Новгороде Великом. В 1373 году он ещё молодым юношей поступил в Новгородский Лисогорский монастырь, где и принял монашество с именем Арсений. Одиннадцать лет прожил молодой инок в обители, проходя различные послушания. Познакомившись с афонскими монахами, Арсений ушёл на святую Гору Афон, вероятно в сербский Хиландарский монастырь.
Около 1393 года Арсений возвратился на родину. С Афона привёз икону Пресвятой Богородицы, впоследствии получившей наименование Коневской. Новгородский архиепископ Иоанн (1389—1415 гг.) благословил Арсения на обустройство новой обители.
На небольшой парусной лодке Арсений спустился вниз по Волхову и вышел в Ладожское озеро. Он доплыл до острова Валаам, где провёл некоторое время. Но поскольку Валаамские острова к тому времени уже были населены монашеской братией, Арсению пришлось покинуть Валаам и искать новый остров. В конце концов он нашёл Коневец.
На острове Арсений встретил благочестивого рыбака по имени Филипп, у которого Арсений узнал, что остров этот называется Коневец и никогда не жили на нём люди из боязни древних духов, с незапамятных времён населявших остров. Лишь на лето побережные финны и карелы пригоняли на остров скот на вольный выпас, а осенью скот свой они забирали. По древней традиции одного коня отводили к огромному камню, находящемуся в глубине острова, и там приносили в жертву духам, которые, как гласит поверье, обитали в нём.
По легенде, Арсений провёл в молитве в своей келье целую ночь, а наутро совершил вокруг Конь-камня крестный ход с иконой Богородицы в руках и окропил валун святой водой. Согласно житию, духи вышли из камня, превратились в чёрных воронов и улетели прочь к противоположному берегу Ладожского озера, который с той поры стали называть Чёртовой бухтой (Сортан-лахта – ныне бухта Владимирская). Вместе с бесами, согласно преданию, с острова исчезли и змеи.
В 1895 году на Конь-камне была построена деревянная часовня Арсения Коневского.
Арсений прожил в строгом иночестве 65 лет, а в устроенной им обители — 51 год. Первоначально Арсений поселился в глубине острова, на вершине горы Святой. Там Арсений соорудил себе ветхую келью и так прожил несколько лет в одиночестве, проводя время в посте и молитве. Через год он перешёл на берег Ладоги, где в 1396 году дал основание Коневскому монастырю.
В результате победы России в Северной войне над Швецией, Коневец был включён в состав Российской империи. В 1702 году при Петре I русскими войсками у шведов была отвоёвана крепость Нотебург (Орешек). А в 1710 году русскими была взята Кексгольмская крепость (Корела).
28 июня 1858 года остров посетил император Александр II с семейством. А также видные гости из Санкт-Петербурга, в том числе Александр Дюма и Фёдор Тютчев. Николай Лесков в сочинениях 1873 года описывал свои впечатления от посещения монастыря.
В 1917–1940 годах Коневец входил в состав независимой Финляндии. Власти Финляндии потребовали от валаамского архиепископа Серафима (Лукьянова) в течение 3-х месяцев выучить финский язык. На языковой экзамен владыка не явился и за это был отправлен в ссылку на Коневец.
После окончания Великой Отечественной войны Коневец стал закрытой территорией СССР. На нём разместилась военно-морская база и полигон для испытания химического оружия, ракет на твёрдом топливе. Берега были огорожены колючей проволокой. Проживали на острове несколько сотен человек. В начале 1990-х почти все военные ушли, а пришли монахи восстанавливать заброшенный монастырь.
В 1990 году Коневский монастырь (а фактически его руины) были возвращены Русской православной церкви. Здесь появились волонтёры, стали приезжать паломники. Но масштабные строительно-реставрационные работы начались только в 2016 году, когда за их финансирование взялась компания «Роснефть». К 2020 году Коневский Рождество-Богородичный монастырь был полностью восстановлен.
Сейчас в нём живут два десятка монахов, а также трудники и послушники. К паломникам добавились многочисленные туристы. Рядом с монастырём была сооружена небольшая гавань и построен причал, пригодный для швартовки больших судов. На остров стали заходить круизные теплоходы по маршруту: Санкт-Петербург – Коневец – Валаам.
Коневский Рождество-Богородичный мужской монастырь часто рассматривается как двойник Валаамского монастыря, также расположенного на острове в Ладожском озере.
Я неоднократно бывал на острове Валаам. В 2015 году мы побывали там в день моего рождения.
Конечно, восстановление исторических памятников, храмов и церквей дело нужное. Но только ли этим измеряется духовная и нравственная жизнь общества?
Поклонение святым местам показывает, что у человека есть в жизни ещё нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Монастыри – последние островки духовности в нашем сумасшедшем мире.
После реставрации, Коневец сильно изменился и стал похож на туристический центр. Всё сделано для удобства туристов и мало заметен дух монашеского аскетизма и отшельничества. Трудно представить, как можно монашествовать среди такого потока туристов.
Я мечтал встретить монаха-отшельника и поговорить с ним. Предполагается, что монахи обладают опытом общения с Богом, находятся в постоянном контакте с Ним. Но так ли это, – не знает никто.
Скромный обед в монастырской столовой стоит 400 рублей, расплатиться можно банковской картой. Половину цены можно рассматривать как пожертвование монастырю. После песнопений в храме на выходе собирают денежные пожертвования, причём не в ящик. Везде деньги, деньги… слишком много внимания к деньгам…
Я посетил много разных монастырей. И чем больше странствую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что когда-то здесь была истина, а сейчас это хорошо налаженный бизнес.
До 988 года, официального года крещения Руси, страна не была полностью языческой. Люди поклонялись древним богам природы: это и Лукоморье, и царство берендеев и др.
Нужно ли отвергать опыт наших древних предков, которые обожествляли природу? Многие верования народов современной России можно назвать языческими.
Правильно ли считать одну религию единственно истинной, а все прочие языческими?
Причём словом «язычники» всегда носит отрицательный оттенок (чуть ли не бесовства). Правильно ли называть языческие верования бесовскими?
Люди часто смешивают Бога с религией (каких множество). Ещё хуже, если смешивают понятие Бога с церковью (каких ещё больше). А хуже всего, если связывают Бога с каким-то определённым монастырём или пуще того конкретным священником.
Храм – он в душе!
Монастырь каждого – в его сердце!
В 2016 году мы побывали на Соловках, где рай встретился с адом
Многие приезжают на Коневец, чтобы отрешиться от суетной городской жизни, успокоиться, подумать о душе и смысле жизни. Паломники едут приобщиться к святым местам; путешественники хотят увидеть природу русского севера; кто-то хочет познакомиться с историей и культурой.
С одной стороны, нам говорят о возвращении к нашим традиционным ценностям, а с другой стороны идёт огромный поток рекламы ценностей потребительства, эгоизма и индивидуализма.
Невозможно соединить эти два потока, как невозможно служить двум богам одновременно: либо Богу, либо Мамоне…
Ещё недавно нас призывали к потребительству, теперь призывают к духовности. 20-ти миллионам нищих предлагают бесплатные духовные ценности вместо денежных материальных.
Богатые люди, где-нибудь на Мальдивах, откровенно смеются над этим. Призывают бедных к духовности, а вместо повышения пенсии предлагают за всё благодарить и верить.
Такая, мягко говоря, непринципиальная политика вызывает подозрения в лицемерии, двурушничестве и обмане, одурачивании населения.
А русский народ умный: он, может быть, не всё знает, но всё понимает!
Недавно на остановке разговорился с пенсионеркой, и мы долго думали-гадали, сколько в современных деньгах будет советская пенсия 132 рубля. Так и не надумали… Сошлись на том, что пенсионеры – самые униженные и оскорблённые люди.
Нынешний порядок жизни – материального накопительства и безудержного потребления – противоречит ценностям духовной жизни.
Современная экономика требует потреблять, и худший её враг это монах-отшельник, человек, который живёт не материальным, и духовным.
Налицо непримиримое противоречие! Либо жить ценностями материального накопления и потребительства, либо жить жизнью духовной. Соединить эти два стремления невозможно. Ибо «где сокровище ваше, там и сердце ваше».
Истинная цель жизни христианской, говорил Серафим Саровский, состоит в обретении Духа Святого Божия. Святой Арсений Коневский всю жизнь искал этого обретения, материальных ценностей не копил, что имел, делил с братией. Для него главным были ценности духовные. А духовные ценности те, ради которых можно пожертвовать материальными выгодами и даже своей жизнью.
Все святые русской земли (Сергий Радонежский, Серафим Саровский, Арсений Коневский, Иоанн Кронштадский и др.) были нищими, жили в постоянной молитве, ничего не копили и не заботились о накоплении материальных ценностей.
Святой Серафим Вырицкий был в молодости богатым предпринимателем, но в зрелом возрасте одумался, раздал всё своё богатство и стал нищим праведником.
Такое сейчас возможно?
Можно ли быть праведником-миллионером? – Вряд ли.
Трудно богатому войти в Царствие небесное, всё равно что верблюду пройти сквозь Игольное ушко. «Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф.19,21).
А как жить тем, кто не христианин, кто не верит в жизнь после смерти и не признаёт понятий «духовность» и «душа»?
Многие атеисты очень умные и весьма уважаемые люди…
Одни верят, что жизнь после смерти есть; другие верят, что никакой жизни после смерти нет. Ни то, ни другое недоказуемо. Но есть свидетельства людей, которые пережили состояние клинической смерти. Об этом книга Р. Моуди «Жизнь после смерти».
Недавно прочитал в новостях, что мужчина, не подававший признаков жизни в течение 45 минут, очнулся благодаря врачам и рассказал об увиденном.
Парамедики нашли Винсента Толмана «умершим» после того, как он принял слишком большую дозу непроверенной добавки для бодибилдинга. Врачи решили, что мужчину уже не спасти, и положили в мешок для трупов.
Очнувшись, Толман рассказал, что наблюдал за этим как режиссёр и даже мог слышать мысли врачей. Затем, по словам мужчины, он встретил духовного проводника по имени Дрейк, который направил его на небеса. Там, как отметил Толман, он глазами других людей увидел всё плохое и хорошее, что совершил за жизнь.
Толман заявил, что на небесах смог постичь смысл жизни и осознать ценность любви. «Земля — это просто школа, она всегда была просто классной комнатой и никогда не была залом суда», — объяснил он. Кроме того, как утверждает мужчина, Дрейк открыл ему устройство Вселенной, знание о котором невозможно передать вербально. Толман признался, что затем ему предложили вернуться к семье или остаться здесь. Он выбрал родных.
Можно верить или не верить этому свидетельству, но, на мой взгляд, лучше верить и приготовиться к жизни после смерти. К тому же, сама вера в расплату по делам своим заставляет людей вести себя более ответственно, не совершать плохих дел и спешить делать добро.
Как же надо жить: бороться за выживание любой ценой или жертвовать собой ради любви к ближнему?
Почему люди грешат, прелюбодействуют, крадут, лжесвидетельствуют, убивают? Почему не следуют заветам святых старцев?
Может быть, проблема в том, что люди не верят в посмертный суд, где каждому воздастся по делам его. Хотя истина о посмертном суде известна многие тысячелетия до рождения Иисуса Христа.
Опыт тысячелетий и миллионов людей никого не учит. Люди НЕ ХОТЯТ ВЕРИТЬ в посмертный суд, что за все прегрешения придётся расплачиваться. Они отрицают жизнь после смерти, потому что боятся посмертного суда.
Для многих самым страшным открытием может оказаться именно то, что смерти нет. В действительности, люди не боятся смерти, а жаждут её, поскольку для них она конец всего: мучений, сомнений, тревог, лжи, и даже свободы. Во что превратится человеческая жизнь, если лишить её конца? Не принимая твоего царства небесного, люди не хотят лишать себя права последнего выбора. Но если смерти нет, значит, человек несвободен. Как устроится жизнь, когда в ней не будет смерти, страха и бегства от страха, если люди перестанут ценить прелесть мимолётных мгновений, а существование будет казаться изматывающей дорогой без конца? Только смерть как конец всего, а не как переход в новую жизнь, открывает неповторимые радости земного существования. Разве можно требовать от людей отказаться от всего того, что они имеют, ради неизвестности, столь же пленительной, сколь и сомнительной. Человек хочет наслаждаться всем, что ему доступно, и краткие мгновение земной реальности ему дороже грядущей вечной жизни, пусть даже самой распрекрасной. Люди не столько не верят, сколько не хотят верить тебе при всём своём показном желании».
(из моего романа-исследования об Иисусе Христе «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература)
Поздравляю всех мореманов с Днём Военно-морского флота!
Как говорил Пётр Великий: «Были бы корабли, а моря я найду».
Приглашаю посетить ещё один остров военно-морской славы –Кронштадт – где я смотрел парад ВМФ в 2023 году.
Мой ОСТРОВ КОНЕВЕЦ - https://youtu.be/Kww7jrgX0IA
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость
4\ Всё есть любовь
А Вы бы хотели посетить КОНЕВЕЦ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru