Коло Веды од Соловедских островов.
Не знаю, почему уж наши люди так откликнулись на подозрительную «Велесову книгу», видимо потребность назрела. Некая неудовлетворённость архаичным христианским православием и жажда духовного обновления с одной стороны и такая же неудовлетворённость материалистическим - атеистическим учением с другой стороны. Постараемся порассуждать на эти духовные темы, не отходя далеко от здравого смысла, не впадая сильно в эзотерику и экстрасенсорику. Опираться попробуем на понятийно-языковое поле, созданное разрывом географически наиболее разделённых славянских (в культурной основе) народов – русских (в части восточных славян) и хорватов (южных славян) А также на не менее интересный и спорный источник, чем «Велесова книга» - Родопские песнопения.
Вкратце, для тех, кто не знает. Родопские горы в Болгарии. Их населяют славянские (по языку, генетика сложная) племена формально принявшие ислам. Стефан Веркович, хорватский исследователь славянской культуры, собирая славянский фольклёр на Балканах обнаружил необыкновенную архаичность песнопений – гимнов у Помаков – родопских славян. Также он обнаружил очень древнюю сохранённую традицию устного (в памяти исполнителей) сохранение длинных текстов. Такая традиция была свойственна, видимо всем древним религиозным системам. С совершенствованием и распространением звуковой письменности, практически у всех народов традиция запоминания и воспроизведения длинных текстов утратилась. Почти утратились и такие способности. А вот у Помаков они сохранились. Сам Веркович предлагал датировать историчность песнопений в 20000 лет. Столько лет, наверное, будет чересчур, довольствуемся четырьмя тысячами лет. (Хотя, с открытием боснийских пирамид, и 40000 не возраст) Это время – 2000 лет до Р.Х. генетики фиксируют, как разделение южных и восточных славян (по Клёсову).
Попробуем осуществить беглый дилетантский дискурс в доисторические времена, когда люди только учились думать и рассуждать. Обозначивая какими-то знаками – реперами события и элементы окружающей среды, человек ощущал за этими знаками огромную и пугающую недосказанность. Эта недосказанность – непознанность и была зачатком или основой первобытной религиозности. Собственно и сейчас Бог не познаваем. За каждым вновь освоенным и осознанным понятием тянулся шлейф священной непознаваемости. Припекает, сияет, ярко – Яр. Тяжело, некая сила тянет – Тяг. Центр вращения, ось, круг – Коло. Коловорот, возвращение на круги своя, периодизация в природе, календарь – Коляда. Залило, смыло, поливает – Мокошь. Трахнуло, грохнуло, сверкнуло – Перун. Родимся, растём, продолжаемся, предки, дети – Род. Жуть, море, тьма – Мара. Основа, подземелье, сила противостояния небу (чтобы не срушилось) – Велес. Получается, практически каждый славянский корень – Бог. Началась протописьменная фиксация речевых символов. Черты, резы, загогулины, изобразительные элементы, изображения животных. Постепенно, видимо, люди стали выделять некое главенство, пришло понятие иерархии. Выделился отдалённый предок – старейшина-вождь, вошедший в ряд природных сил – богов. Такого предка обозначили символом - тотемом.
Завершился первый эволюционный виток. Эпоха символьного освоения реальности завершилась. Дальше предстояло символами как-то оперировать, но это было запрещено и опасно. За каждым символом-понятием был Бог, а общение с Богом это прерогатива исключительно жреца-шамана.
Какие трудности пришлось преодолевать древним мыслителям, мы можем только представить. Вероятно, с большим трудом и потерями удалось вынести непознаваемое – божественное «за скобки» Появилось представление о трансцендентном, внешнем бытию Боге – создателе. Понятия – символы освободились от внутренней божественности и священности. Настало время создавать слова из символов - букв. Письменность из ритуального жреческого действа перешла в способ передачи информации.
Тут надо, наверное, сделать небольшое отвлечение от основного повествования и поговорить о хорватском языке. Потому, что иногда придётся ссылаться на этот язык и вообще на праисторию южных славян. Чем больше я знакомлюсь с хорватским языком, тем больше начинаю считать, что хорватские слова и обороты более архаичны, чем русские. Что даёт лучшую возможность пытаться осознать наш общий праязык, традиции, верования. Так, например слово - «слово» (далее я также не буду писать хорватские слова латиницей, просто для упрощения текста) означает – буква, а слово «речь» - слово. «Реченица» - предложение. Согласитесь, это более архаичная система. Соответственно, «В начале, была… - буква» – символ. Это начало мышления вообще.
А ещё хорваты довольно долго писали глаголицей, которая так похожа на древний санскрит. И свою праисторию ведут от полу мифической страны Сарасвати (харахвати, харвати), где-то между Индией и Ираном.
Меньшее использование гласных в словах, тоже, наверное, говорит об архаичности языка. Изучая хорватский язык, я, как ни странно лучше стал понимать русский. Вдруг, стало понятно, что наше прощальное «пока!», это – «Бога!» или «с Богом!». Я, по крайней мере, раньше об этом не догадывался. И такие открытия были на каждом шагу.
Итак, возвращаясь к основному, можно предположить, что у славян (славящих слово), по крайней мере - 4000 лет назад, письменность в нашем сегодняшнем понимании уже была. Только, с разрушением сакральности символа-буквы, можно было перейти к словотворчеству. Наверное, эта «революция» и зафиксирована в нашей общей родовой памяти, как тайные знания и необыкновенная мудрость предков.
После распада Сарасвати славяне разделились. Одни пошли на свою сакральную родину прямо на север, прокладывая путь Зороастризму, другие в обход через Кавказ на Балканы прокладывая путь Митраизму. Или наоборот, столкнувшись с трансцендентностью Бога и началом образования мощных религий начали отступать, сохраняя и скрывая свои верования и обычаи. Как бы там ни было, а до средних веков славяне донесли Перуна и Велеса, Коло, Рода и Мокошь, и другие свои божественные символы, как в Хорватии, так и в России. С удивлением я обнаружил рядом со Сплитом – Велесово болото и гору Перун, на которой остался храм Перуну от 7 – 8 века. Правда храм переименовали, как обычно на христианский лад, а рельеф с изображением Перуна перетащили вниз, в посёлок Жрновница и вставили в местный католический храм под видом Св. Юрия. Где он благополучно и сохранился до наших дней. У хорватов Перун в Св. Юрия перешёл.
Выделение и осознание трансцендентной божественной сути было, несомненно, огромным скачком вперёд в усовершенствовании процесса мышления и передачи информации. Но, как обычно бывает, чем больше трудностей в достижении цели, тем твёрже последующий диктат победителя.
Наступила эпоха, так называемых авраамических религий. Максимальное отдаление человека и Бога. Бог вовне, мир сотворён из небытия, человек сотворён из праха, наделён душой, душа вечна. Человека нет. Нет, как целостной части, целостного мира. К средним векам христианство охватил системный кризис. Ожидание конца света. И застой тут и чума, и всё сразу. Настроение хуже некуда. Дорог нет, римские кончились, новых не строят. Куда не пойдёшь, кругом лес. Целую науку – эсхатологию развели. До сих пор метастазы то здесь, то там проявляются. И только славяне продолжали кружить свой ритуальный хоровод, неся в своей родовой памяти знания о том, что конца свету нет! Даже если света нет пол года и настроение – хоть сдохни, и весь мир катится к чёрту, и Бог умирает, но он, же возрождается! Согласно родопских песнопений на великой горе, где мировая ось, воссияет снова яркая звезда (Полярная видимо) и устремятся к ней три короля (созвездие Орион) И мать прородительница (Родина Мать) по велению Коляды возродит нового младого Бога. Значит, будем жить. В России из-за большего количества славян эсхатологические настроения вообще сильно не волновали.
И сколько времени уж прошло, науку развили, казалось бы, искусства. Космос исследуем и глубины подсознания. В микромир лезем, а из щелей опять кризис и эсхатология. Как ни фантастический фильм, так страшное постапокалиптическое будущее. Будущего нет, говорит нам кино. Живи сейчас и получи всё сейчас, потребляй! Будущее есть, говорит нам церковь, но оно загробное. Покайся и отдай десятину. Будущее есть и оно светлое, сказали коммунисты, и обманули.
И хорошо вот славяне продолжают водить свой хоровод, говоря нам из глубин родовой нашей памяти: - Бог не вовне, он в нас и мы в нём. Мы, все люди - это Бог, и Бог это мы все. И то где мы живём, и то в чём мы живём и что изучаем, и чем изучаем. Мы, это то, что было и то, что будет. То, что творим, и из чего творим, и то ради чего творим. Нет отдельно материи и идеи о ней и идеи вообще, ибо всё едино. И чем больше, шире ощущение и принятие «Я», как «МЫ», тем ближе понимание Его. Такие нравственные посылы нам нашёптывает неославянство. По крайней мере, в моём понимании.