Для того, чтобы освежить в памяти опорные точки философии Нового времени, после Декарта мы обратились к философии Канта. Вот первое заседание нашего семинара на эту тему. Предополагается дальнейшее обсуждение философского наследия Канта и переход от Канта к Гегелю. Разбираем главу первую "Трансцендентальная эстетика" "Критики чистого разума":
Философия Канта. Часть 1. Созерцание. from Actuspurus on Vimeo.
Для большего прояснения вопроса можно также посмотреть 3 лекцию Лекций о сознании, которое как раз посвящено краху трансцендентального проекта Канта. Вначале там, я несколько "торможу" (всякое начало дается трудно), но потом двигаюсь по раскатанной колее "с ветерком". :)))
Комментарии
1.Критику чистого разума конечно можно назвать теоретической философией, но это всего лишь академическое деление и об этом есть кое-что в учебнике… но это и не интересно и может быть просто культурной привычкой. Также можно говорить о критике чистого разума как о теоретической философии, чтобы ее отличить от других работ Канта, что конечно допустимо для беседы, если вкладывается простой нестрогий смысл. Но, на мой взгляд, Критика чистого разума несет в себе практический момент связанный с активным актуализированным сознанием или попыткой всякий раз приходить в эту точку, это во-первых, во вторых сам текст не является теорией о каком то предмете или системой которая объясняла бы явления. Все сложные построения текста скорее практический опыт, предполагающий для своего понимания проведения опять же практического метафизического опыта.
1. Не надо писать банальностей. Текст Канта прост и несложен. Кантовская философия вообще представляет собой одну из простых и ясных систем. Термин "теоретическая философия" - это термин самого Канта. Он делил свою философию согласно общим воззрениям его времени на теоретическую (качающующуюся познания мира) и практическую (этику). После него также делили философию Фихте и Шеллинг.
2. Почитайте Гегеля. То, что Вы пишете относится не к Канту, а к Гегелю. Кант вообще в своем философстововании скорее схоластик, чем метафизик (в смысле Аристотеля). Его схематизм рассудка просто взят из таблицы понятий формальной логики. Кант вообще привык рассуждать внешним образом. Именно в этом состоит притягательность его философии для рассудочного ума. Все, что есть у Канта действительно замечательного, так это указание на антиномии чистого разума. От всего остального уже отказывается его ученик - Фихте. А Гегель вообще отказывается от Кантовской постановки задачи философии.
3. Почему все в нашей стране так любят Канта? Потому что все читали "Мастера и Маргариту", в которой о Канте говорится с огромным пиететом. Кроме того, наша читающая публика любит разбираться в дебрях неудобоваримого текста по принципу - чем непонятней и не внятней, тем мудреней. Вот как сам Гегель оценивает философию Канта в своих Лекциях: