ГОСУДАРСТВО
1
СОКРАТ. Привет, Платон! Как дела?
ПЛАТОН. Всё хорошо, Сократ! А ты как?
СОКРАТ. И у меня - всё в порядке.
ПЛАТОН. Отлично! Ну, что там у тебя?
СОКРАТ. Недавно увидел такую концепцию о начале государства: "Государство возникает.., когда каждый из нас не может удовлетворить сам себя, но во многом ещё нуждается. .. Испытывая нужду во многом, многие люди собираются воедино, чтобы обитать сообща и оказывать друг другу помощь: такое совместное поселение и получает у нас название государства..". Неужели, Платон, всё так просто - в деле происхождения и существования государства?
ПЛАТОН. Я тоже знаком с этой концепцией. И она не так уж проста, как может показаться на первый взгляд, хоть и довольно древняя. Как и не совсем обычное то место, где мы сегодня с тобой, Сократ, встретились.
СОКРАТ. Да, я это уже заметил издалека, ещё только подходя к этому замечательному месту в этом прекрасном городе.
2
ПЛАТОН. Этот город - Прекрасный, колыбель нашего государства, первая и главная его столица. А место это - величественный центр города, огромная площадь, монументальный памятник Великому Вождю, основателю государства, грандиозные здания Научного, Экономического, Военного и Политического руководства государства, зелёный сквер и тенистый парк. Здесь, в этом неповторимом центре мира, как бы сосредоточены все основные составляющие нашего государства - наука, экономика, оборона и политическая власть, обширное и светлое место для массовых культурных и парадных мероприятий, отдыха жителей и гостей города.
СОКРАТ. Да, Платон, это - Прекрасный город. И окружающая нас обстановка очень помогает настроиться на соответствующий серьёзный и возвышенный лад.
ПЛАТОН. В этом прекрасном сквере в кругу густой зелени и превосходной архитектуры особенно к месту говорить о государстве. Во всём мире нет более подходящего места для начала государства и мира.
3
СОКРАТ. Прекрасно. Так о чём же умалчивает данная концепция начала государства?
ПЛАТОН. Можно сказать, эта концепция умалчивает обо всём том, что предшествует ей и об обстоятельствах её возникновения.
СОКРАТ. Ты хочешь сказать, Платон, что было такое время, когда каждый мог "удовлетворить сам себя" и ни в чём не нуждался?
ПЛАТОН. Конечно, Сократ. А ещё хочу сказать, намекая, о том, какие же обстоятельства изменили это, так сказать, "догосударственное" состояние людей и привели их к неумению, невозможности "удовлетворить самих себя", к их постоянной нужде.
СОКРАТ. Сейчас даже трудно, почти невозможно представить, что люди когда-то были в таком состоянии.
ПЛАТОН. На самом деле в начале люди были такими же самыми животными, которых мы и теперь можем наблюдать повсеместно. Правда, непосредственно с нами их не так уж и много.
СОКРАТ. Эти многочисленные животные и сейчас наверняка во многом нуждаются, в чём-то не могут сами себя удовлетворить. Но они, ведь, не организуют между собой государство, как это сделали когда-то и делают сейчас люди?!
ПЛАТОН. Совершенно верно, Сократ.
СОКРАТ. Значит, данная концепция о невозможности удовлетворить себя и постоянной нужде - неверная?
ПЛАТОН. Вот именно, но это не совсем так. То есть это - лишь полуправда.
СОКРАТ. Какая же - полная правда?
4
ПЛАТОН. Вот, я тоже недавно встретил ещё вот такую концепцию о начале государства: "/ .. Всякое государство представляет собой своего рода общение.. / .. Необходимость побуждает прежде всего сочетаться попарно тех, кто не может существовать друг без друга, - мужчину и женщину в целях продолжения потомства; и сочетание это обусловливается не сознательным решением, но зависит от естественного стремления, свойственного и остальным живым существам и растениям, - оставить после себя другое подобное себе существо. / [Точно так же в целях взаимного самосохранения необходимо объединяться попарно существу], в силу своей природы властвующему, и существу, в силу своей природы подвластному".
СОКРАТ. Как я вижу, если её связать с предыдущей концепцией, то эта немного уточняет, с чего может начаться неудовлетворённость собой и нужда в других людях - с желания, или "необходимости", как выражается автор, произвести и оставить потомство. А это, как видно, невозможно сделать одному человеку, животному, растению и т.д. Для этого нужно общение с другим, нужда в другом.
ПЛАТОН. Это верно. Но, опять же, ни животные, ни растения не создают государства! А люди - создали и продолжают создавать.
СОКРАТ. Может, это какая-то другая неудовлетворённость и нужда, лишь издали напоминающая желание о потомстве, вовсе не необходимая?
5
ПЛАТОН. Вот именно, Сократ. Я тоже думал об этом и видел, что тут что-то не так. В этой второй концепции также добавлено, что есть ещё некая "необходимость", нужда, и не в потомстве, а во власти.
СОКРАТ. Тут, видимо, автор намекает на то, что желание потомства и желание власти как-то связаны друг с другом. У тех же животных, растений и иных живых существ, по-видимому, наряду с их желанием потомства как раз и нет желания власти.
ПЛАТОН. А у людей, получается, такое желание власти есть, и оно, скорей всего, неразрывно связано с желанием потомства.
СОКРАТ. Очень похоже на то. А какое желание, Платон, было в начале - желание потомства или желание власти, если мы говорим о начале государстве?
6
ПЛАТОН. Как я вижу, Сократ, раз у тех живых существ, которые всё же заботятся о потомстве, нет государства, значит у них нет и власти, ибо без власти нет и государства.
СОКРАТ. Теперь понятно, что для начала государства надо, чтобы у неких живых существ, так или иначе заботящихся о своём потомстве, однажды появилось как бы в начале желание власти над другими живыми существами и над потомством так, чтобы и все другие живые существа и всё их потомство находилось уже исключительно под началом власти и следовало, происходило из этой власти.
ПЛАТОН. Верно. А пребывающие под началом власти все живые существа и всё их потомство вместе взятые и будут составлять в совокупности наше государство.
СОКРАТ. Но власть, как я понимаю, ведь вообще не присуща живым существам, как, например, забота о потомстве. Откуда и как она может у них появиться?
ПЛАТОН. А разве забота о потомстве присуща живым существам?
СОКРАТ. Если вдуматься, то - нет.
ПЛАТОН. Правильно! Никакое желание не присуще никакому живому существу. Иначе оно не было бы желанием.
--
© 1988-2022, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==