О философско-теоретическом понятии "вещи" и о понятиях, неотделимых от него. (2)
Здесь я привожу свои теоретические соображения о понятии
«неосновные части-целостности бытия (и вместе с тем объекты исследования наук)»;
соображения, опущенные в первой части материала (http://philosophystorm.org/goguzev/2990 ).
Неосновные явления можно, по-видимому, разделить на «входящие» и «производные».
Входящие, так же, как и основные, осуществляются непосредственно в существовании вещей; вещей, означиваемых отдельным конкретным понятием и тем самым объединяющихся в отдельную группу, входящую в основную группу групп. Например: явление «Животный организм» – неосновное как входящее.
Производные явления осуществляются, с одной стороны, в действиях (взаимодействии) вещей, с другой стороны, в отношениях между вещами.
Они обнаруживаются как
«явление-действие (и вместе с тем отношение)»
и как
«явление-отношение (и вместе с тем действие)».
Например, явление «Общество» – производное.
Как «явление-действие (и отношение)»:
познавательные и практические действия индивидов,
с одной стороны, по удовлетворению своих потребностей и вместе с тем по обеспечению собственного существования и существования потомства,
с другой стороны, по созданию, сохранению, распределению и использованию общего (общественного) продукта – предметов потребления и средств их создания (включая в последнее создание, сохранение и подготовку к общественному существованию нового поколения деятельных членов общества);
и вместе с тем по созданию, обеспечению существования необходимых для этого общественных отношений и общественных институтов.
Как «явление-отношение (и действие)»:
отношение зависимости индивидов (в деле удовлетворения своих потребностей и т. д.), с одной стороны, друг от друга, с другой стороны, от природной и общественной среды.
Теперь я отвечаю на просьбу Сергея Борчикова.
В ответ на мой вопрос
Уважаемый организатор «мозгового штурма» по теме «Что есть ВЕЩЬ» Сергей Борчиков, почему Вы предпочли не брать во внимание (и даже не упоминать) мой материал «О философско-теоретическом понятии "вещи" и о понятиях, неотделимых от него» (http://philosophystorm.org/goguzev/2990 )?
он написал
Александр Владимирович, прошу прощения, материала столько много, что видимо я упустил Ваше сообщение. Будет просьба, помогите мне и вычлените из Вашего текста краткое, обобщенное, итоговое определение вещи. Здесь мы его специально выделим для всеобщего обозрения. А на сайте ИС я его обязательно включу в итоговую таблицу.
(http://philosophystorm.org/sergei_borchikov/3055#comment-31337)
При определении «Что есть ВЕЩЬ (вещи)» я исхожу из следующего.
В историческом процессе и вместе с тем в результате, с одной стороны, ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО познания, с другой стороны, ФИЛОСОФСКОГО познания, выявляется, что задача последнего, в конечном счете, заключается в том, чтобы было выработано то, что следует определить как
«МЕТОД выработки адекватного изображения в системе научно-теоретических (исследовательских) понятий каждой из вывляемых ЧАСТЕЙ-ЦЕЛОСТНОСТЕЙ
БЫТИЯ (т. е. существующего вообще как целого)».
Выявляется, что стороны ФИЛОСОФСКОГО познания следующие:
«Гносеологическая» - с задачей выявления и исследования
«СПОСОБА выработки путем рассуждений и выводов (мышления) адекватного изображения существующего (т. е. ОБЪЕКТИВНОЙ РЕАЛЬНОСТИ) в понятиях»; стороны СПОСОБА – ЛОГИКА и МАТЕМАТИКА.
«Онтологическая» - с задачей выработки верного теоретического понимания (адекватного изображения в системе теоретических понятий) свойств БЫТИЯ как такового
(каким его с его свойствами можно теоретически представить при рассмотрении и логико-теоретическом анализе человеческого ЗНАНИЯ существующего (ОР); включая рассмотрение и анализ научно-теоретического изображения процесса и результатов познания ОР людьми).
Здесь и выявляется
(за счет применения уже выявленного СПОСОБА со стороны «Логика» и вместе с тем выявления и использования МЕТОДА),
что БЫТИЕ как целое разделяется (при отображении в понятиях в познавательном процессе с его результатами) на ЧАСТИ-ЦЕЛОСТНОСТИ с их свойствами как таковых
и вместе с тем
с их свойствами как ОБЪЕКТОВ научно-теоретического исследования.
Исходя из выше изложенного, ниже я даю требующееся для намеченного Сергеем Борчиковым «мозгового штурма»
«краткое, обобщенное, итоговое определение вещи».
(Целостное логико-теоретическое обоснование выше изложенного заключено в моей работе «Вперёд от Канта.
(Сущность философского познания; движение и развитие философского познания в историческом процессе познания бытия людьми)»; в работе заключено выявление (в основных чертах) и вместе с тем применение СПОСОБА как «Логики»).
(http://philosophystorm.org/goguzev/2125, прикрепленный файл).
Термин «вещь» использован мной при выработке системы понятий логико-теоретического исследования объекта философского познания (см. «Вперед от Канта…», гл. 4) с «онтологической стороны».
Ниже следует единственно возможное для меня «итоговое определение вещи»:
Понятие ВЕЩЬ (ВЕЩИ) в системе понятий моего ФИЛОСОФСКО-теоретического целостного исследования означает:
ТО, ЧТО
человеческими индивидами непосредственно чувственно воспринимается (за счет ощущений)
и вместе с тем
осознается людьми (за счет отображения в понятиях) как безусловно существующее (множество разнообразных «тел», «предметов», «вещей» и т. п.);
а философами осознается как существующее «материальное».
Гогузев А.В.
6. 11. 12 г.