Наркотики. Враги или друзья?

Аватар пользователя georgiy
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

Я не принимаю наркотиков. Я сам — наркотик.

(С. Дали)

Первым делом хочу сказать, что, публикуя это сообщение, я не имею цели пропаганды наркосодержащих препаратов. Моя цель – поиски истины, и больше ничего.

Итак, в английском языке, и наркотики и лекарства обозначаются одним и тем же словом drugs. И ведь это неспроста. То, что лечит, в иных дозах и обстоятельствах, может и калечить. «Нет лекарств и нет ядов. Тех и других делает доза». (Парацельс)

Причем, это все относится не только к медицинским препаратам. А вообще ко всему тому, что может вызвать привыкание. А привыкание может вызвать всё.

В мировой практике, к наркотикам относят определенные вещества синтетического или естественного происхождения. В частности, Единая конвенция ООН о наркотических средствах 1961 года определяет термин «наркотик» буквальным перечислением этих веществ, занесенных в списки 1 и 2.

Определение ВОЗ несколько иное. «Наркотик — химический агент, вызывающий ступор, кому или нечувствительность к боли. Термин обычно относится к опиатам или опиоидам, которые называются наркотическими анальгетиками».

Согласно Кодексу США термин «наркотик» ( narcotic drug) относится лишь к опиуму, кокаину, их производным и аналогам, а также опиатам в целом, однако многие другие вещества относятся к первому списку запрещённых препаратов (List of Schedule I drugs), критериями для которого служат три условия: 1 Препарат имеет высокий потенциал для злоупотребления. 2 Препарат не имеет принятого медицинского использования в лечебной практике в США. 3 Допустимый уровень риска при применении препарата под медицинским контролем превышает общепринятые нормы.

Как видим, в мире, наркотиками считают лишь некоторые химические вещества, которые можно ввести внутрь человеческого организма. И более ничего.

Но ведь существует еще множество вещей, которые мы, в обыденной речи, часто связываем с наркотиками. Например, азартные игры. Некоторые люди готовы спустить все, ради того, чтобы постоянно сидеть «на игле азарта». Современная медицина даже разработала специальные методы для лечения от игровой зависимости. А любовь. Ведь это чистой воды наркотик. На него подсаживаются, как на иглу. Когда любимый рядом, испытывают кайф. Когда его нет, начинается ломка. А власть, слава, секс.

А вот еще абсолютно необъяснимое стремление некоторых людей, (их называют экстремалами), постоянно рисковать своей жизнью. Что это такое, если не наркотик?

Говорят, что все эти занятия, в отличие от употребления «классических наркотиков», не влияют на здоровье человека. По крайней мере, любовь, слава, власть. А кто знает, где истоки нашего здоровья – в здоровом образе жизни, или в здоровом образе мыслей. Если в последнем, то тогда, все влияет на здоровье, и чувства, и переживания, и ощущение удовольствия от присутствия на празднике жизни, или наоборот, горечь от того, что жизнь проходит мимо тебя.

Из сказанного уже достаточно понятно мое определение того, что же можно назвать наркотиком. В самом общем смысле этого слова, к наркотикам я отношу все то, что вызывает привыкание. Сюда входят материальные предметы, явления, культурные феномены, умозрительные объекты, словом, любые элементы, которые относятся к субстанции бытия. Как только к ним начинают привыкать, они превращаются, для того, кто к ним привык, в обычное наркотическое вещество.

Попробуем объяснить метафизический смысл этого явления. А, с этой точки зрения, происходит вот что. Мы знаем, что каждый объект этого мира подвержен процессу вечного и однонаправленного становления от менее общего, к более общему, от менее объемлющего, к более объемлющему. Аналогом этого процесса в физике является закон всемирного тяготения. Но существует также и другой процесс – процесс остановления. Он вызван тем, что, наряду с субстанцией бытия, сущее содержит в себе также и субстанцию экзистенции, которая так же подвержена процессу субстанциального тяготения. Только этот процесс проходит в обратном становлению, направлении. Его центр – неизменное и неподвижное нечто. Видимыми проявлениями данного процесса будут: стремление к свободе, к индивидуальности, к приоритету личных ценностей над общественными целями.

Все мы стремимся, развиваемся в сторону каких-то общественно значимых целей. Но вот, один из нас, «проходя» мимо какого-то явления, захватывается им в свою орбиту, и дальше уже ускользает из общего потока, зомбированных общественными целями, людей. Тем самым, он реализует свою индивидуальность. Глубинное стремление быть не таким, как все.

Еще до этого, стремление к остановлению, по своей силе, стало у него превосходить силу стремления к становлению. Он устал от суеты быстротекущих изменений. Бессознательно он начал понимать бессмысленность бесконечного развития. И вот, первая попавшаяся вещь, захватила его, растерявшегося и обессиленного, в собственные сети.

Например, случайно оказавшись в компании наркоманов, он, машинально попробовав наркотик, надолго стал приверженцем этого способа времяпрепровождения. А может быть и другое.

Он вдруг внезапно влюбился в первую, встреченную на его пути, женщину. Или, увидев какой-нибудь антикварный экспонат, поразивший его своей красотой, он навсегда предался занятию, посвященному коллекционированию подобных вещей.

Не важно, каким был конкретный повод того, что маятник его мировоззрения качнулся в другую сторону. Но этот повод, на некоторое время, отворачивает его с пути строительства «светлого будущего». И обществу это очень не нравится. Не нравится до того, что оно прямо запрещает некоторые, наиболее по ее мнению вредные, способы «ухода от действительности в область грез».

Можно сказать, что наркотик – это лекарство против бессмысленности бытия. Его иногда необходимо принимать каждому, кто считает себя свободной личностью. Когда вокруг все заполнено вещами и делами, за которыми не видно свободного простора. Когда подходят к концу запасы жизненной энергии. Когда абсурдность происходящего заставляет умерить деятельный пыл. Когда сила процесса объективного развития – становления, начинает уступать противоположно направленной силе процесса личностного самовыражения.

Тогда ничто не в силах помешать остановлению, короткому отдыху, заключающемуся в том, что человек обращает свой взор в «небо» и через его пустоту его внутреннее Я общается с Я внешним, реализуя, таким образом, тяготение к субстанции сущего, называемой экзистенцией.

На практике это означает, что человек, на время, бросает все дела и уходит в мир любимых занятий. А любимые занятия это не те, о которых мечтаешь, а те, к которым привык. Потому что мечты очень часто обманывают, а привычки – никогда. Ты наверняка знаешь, что от них ждать. Положительных эмоций, привносящих радость и гармонию в человеческое существование.

Говорят, что привычка – вторая натура. Она показывает, кто ты есть на самом деле, а не то, кем ты хочешь казаться для всех. А наркотик – это такая вещь, без которой невозможно осуществить никакое любимое занятие, ставшее привычным. Иногда он, в денежном выражении, бывает очень дорог. Но очень часто его приобретение не стоит ни гроша. Звезды на небе, морские волны, снежные шапки гор – ведь это все тоже наркотики, созерцание которых для некоторых является, пожалуй, главнейшим и любимейшем занятием на свете.

Любое общество, тем более государство, очень не заинтересовано в наличии у его членов каких бы то ни было привычек. Ведь главная цель государства – стать сильным. А это возможно только тогда, когда все его граждане очень быстро откликаются на внезапно возникающие у него нужды. И не отвлекаются, в ожидании государственных приказов, на всякие «глупости», мешающие «работе».

Представьте себе, началась война. Нужно всем нацелиться на задачи обороны государства от наступающего врага. А некто, наплевав на это, сидит в позе лотоса у себя в «норе» и предается погружению в нирвану. Или, занят любованием своей многочисленной коллекции пивных этикеток.

А если таких людей много? Как с ними устоять в борьбе за целостность государства?

Особенно вызывают раздражение у государства те привычки людей, которые влияют на их здоровье. Ведь у здорового, в любой момент силой можно отобрать его ценности и мобилизовать его на служение общественным целям. А как быть с больным?

Мало того, что тот не способен, вследствие своей болезни, исполнять общественные обязанности, так его еще надо лечить, затрачивая на это огромные государственные средства. Поэтому государство неуклонно вдалбливает в сознание общества культ здорового образа жизни.

А ведь это не что иное, как – стремление господина иметь в своем подчинении здоровых и сильных рабов.

Людей принуждают быть здоровыми. Всеми способами и средствами. Заставляют регулярно проходить медосмотры. Периодически «гоняют» на флюорографию и на прививки от многочисленных болезней. И называют все это бескорыстной заботой о здоровье простого человека. Какое лицемерие.

Тут надо несколько прояснить ситуацию. Некоторые из читателей, наверное, вознегодуют – Что же тут плохого, заботиться о своем здоровье? Ведь это, пожалуй, основная человеческая ценность. Недаром говорят, что только здоровье нельзя купить за деньги. И как можно упрекать государство, в том, что оно тоже стремится делать все в этом направлении?

Но, понимаете. Обычно, стремление к здоровью подразумевает отказ от многого того, что дает мгновения радости на нелегком пути человеческого существования. Что важнее – жить всегда в свое удовольствие, и при этом быстро «посадить» свое здоровье? Или же – постоянно заботиться о своем здоровье, отринув все удовольствия и прелести жизни?

Это, как в извечно споре ворона и орла. Я – говорит орел – хоть и живу 30 лет, зато вдоволь ем сырого, теплого еще мяса. А я – отвечает ворон – хоть и питаюсь мертвечиной – зато буду жить 300лет.

Любой философ, столкнувшись с подобной проблемой, скажет, что существует и третий путь – золотая середина между первым и вторым. Лучше всего жить – скажет он – испытывая некоторые удовольствия, но в меру, и воздерживаясь от них, если они чрезмерно вредят здоровью. В Древней Греции девиз «ничего слишком» (все в меру), даже был начертан на стене главного греческого храма – храма Аполлона в Дельфах.

Этих правил стараются придерживаться и все люди на земле. Немного труда, немного отдыха. Немного физического, немного духовного. Да и государственные деятели, поскольку они тоже люди, понимают, что надо дать человеку немного расслабиться, чтобы потом требовать от него больше усилий. Но вот только тенденция последних веков существования человеческой цивилизации такова, что, несмотря на кардинальное улучшение комфортности жизни, от человека требуется все больше обязанностей, и все меньше времени остается ему на общение со своим внутренним Я посредством любимых наркотиков.

Казалось бы, с техническим прогрессом, неуклонно уменьшается доля физического труда. Машины все более и более заменяют человека там, где ему особенно тяжело трудиться. А значит, ему становится легче дышать. У него как бы появляется дополнительное время на отдых? Ничего подобного.

Ведь машинами нужно как-то управлять. А если они уже полностью оккупировали человеческую жизнь. Если без них уже никак. И вот, вместо того, чтобы отдыхать, человек ежеминутно должен следить за показаниями многочисленных приборов, за работой всюду окружающей его техники, время от времени изменяя ее алгоритм . Холодильник, электроплита, телефон, телевизор, стиральная машина, СВЧ-печь, компьютер, кондиционер. Во-первых, всеми ими нужно уметь пользоваться. А для некоторых и это – очень интенсивный труд.

А что делать, если что-то сломается? Опять прикладывать усилия, чтобы починить сломавшуюся технику. А если сам не можешь, искать подходящего мастера по ремонту. Но это не все. Ведь техника окружает человека и за пределами его жилища. Автомобиль, банкомат, метро, светофор, карта доступа, мобильник, фотоаппарат, флэшка, кулер. Оказывается, чтобы легко жить на этом свете, надо многое знать. Но и это еще не все.

В процессе современной жизни люди все больше вынуждены общаться с различными государственными органами, общественными учреждениями, с другими людьми. Им надо оплачивать счета, искать необходимую информацию, собирать справки, покупать билеты. А все это требует специфических процедур такого общения, которые тоже обязан знать каждый человек. И вот, получается, что, вместо того, чтобы, с каждым витком технического прогресса, получить большее время на отдых, человек, наоборот, нагружается все большим количеством обязанностей по умению общения с новинками техники и по знанию вновь появляющихся информационных и прочих технологий общения с общественными и государственными институтами.

И тут, как раз, ему на помощь приходят наркотики. Это, как обеденный перерыв, как глоток свежего воздуха, как звук любимой мелодии, как расслабление после эмоциональных напряжений.

Без всего этого невозможно обойтись, если хочешь прожить счастливо на этой земле. Регулярные занятия спортом, просмотр любимой телепередачи, ежедневное обливание холодной водой, коллекционирование каких-то, абсолютно не значимых для других, предметов, курение табака, принятие алкоголя. Глубинная сущность всех этих увлечений одна и та же. Отдых на пути бесконечного становления ко всеобщему. Остановление – как реализация одного из двух главных законов сущего – закона тяготения к нематериальной субстанции под названием экзистенция.

Но все-таки, и излишнее употребление наркотиков тоже может привести к негативным результатам. Когда привычка превращается в зависимость, когда обыкновенная рационально устроенная жизнь: труд, семья, отдых, исполнение государственного и общественного долга, полностью приносится в жертву эмоциональному общению с нечто нематериальным, тогда человек не только становится изгоем общества, теряет семью и все права на комфортное существование, но также при этом он подрывает и собственное здоровье.

Только вот вопрос. Вот эти все теряемые из-за чрезмерного пристрастия к наркотикам, вещи, в том числе и здоровье, на самом деле являются такими уж абсолютными ценностями, которые терять никак нельзя, или нет?

Для сегодняшних людей комфортная жизнь и здоровье стали уже своего рода религиозной идеей фикс. Сомневаться в абсолютной ценности этих понятий не дозволено никому. Особенно в отношении здоровья. Ведь нездоровье приближает человека на шаг к смерти, а это уже абсолютно неприемлемо. Главный закон существования любых материальных тел – это закон сохранения. Все вокруг стремится сохраниться как можно дольше, а не внезапно, развалиться на части. Но ведь существует и еще один закон – второй закон термодинамики, в самой широкой формулировке гласящий, что все, когда-то построенное, рано или поздно, рассыплется в прах. Так вот, стремление сохранить свое здоровье является следствием действия первого закона, а неизбежное старение и тяга к наркотикам – второго. Вот и все. Идея физического разрушения, чтобы слить свое внутреннее Я, освобожденное от телесных оков, с Я внешним, в одно неразделимое целое, ничем не хуже идеи всяческими средствами непрерывно поддерживать свою телесную жизнь.

« Так создан мир: что живо, то умрёт и вслед за жизнью в вечность отойдёт.» (Шекспир. Гамлет)

С философской точки зрения, жизнь имеет точно такую же ценность, как и смерть. И та и та имеют равные права на осуществление. И ту и ту можно приветствовать, а можно ненавидеть, но с обеими необходимо смириться. Говорят что у жизни, в отличие от смерти, есть смысл, и заключается он в том, что в течении жизни необходимо испытать как можно больше ощущений, чтобы потом, в ее конце, сказать самому себе, что мол вот, жизнь удалась, она прожита не зря, многое сделано, многое пережито, и теперь можно умирать. Для мужчин даже придумали некий критерий полного достижения жизненных целей. Настоящий мужчина, в течении жизни, должен: посадить дерево, вырастить сына, построить дом.

Но это всё только болтовня, наивные рассуждения куриц, расхаживающих бок обок с другими животными по скотному двору, о смысле бытия. Их куриным мозгам не догадаться, что единственный смысл их жизни – в один прекрасный день, быть сваренными в супе.

Нет никакого смысла, ни в жизни, ни в смерти. Вернее, он есть, для чего-то нас впустили в этот мир, но нам, смертным, никогда не станут понятны помыслы божьи. Для этого, по крайней мере, надо стать с ним вровень. А как на равных разговаривать с тем, частью которого являешься сам?

Прожив одно мгновение на этой земле, ты уже видел все, все осуществил, все пережил. «Если вы прожили год и видели смену времен - зимы, весны, лета, осени - то вы уже все видели! Ничего нового вы уже не увидите.» ( М. Монтень)

Дальше не будет, ни лучше, ни хуже, ни проще, ни тяжелее. Точнее, дальше всего будет ровно поровну. И хорошего, и плохого, и горя, и радости, и находок, и потерь. Тогда, для чего несем мы эту ношу, если там, в конце, не будет за нее никакой награды?

А для чего летит брошенный кем-то камень, которому рано или поздно суждено упасть на землю? Он летит, строго следуя курсу, кинувшего его и повинуясь законам механики. И мы люди, также «летим» по жизни, повинуясь единственно жизненному инстинкту и целям того (или тех), кто нас послал в этот жизненный полет.

Так что, пагубное пристрастие к наркотикам, превратившееся в зависимость, если оно даже резко ухудшает здоровье, не вреднее для человека, чем вреднее для него сама жизнь, также ведущая его в том же направлении, только более извилистой дорогой.

Сам мир, жизнь в этом мире – это огромный наркотик. Что уж говорить, о населяющих этот мир, разнообразных вещах. Все они иногда, для кого-то, становятся наркотиками. Море, горы, звезды на небесах, даже сами люди, могут так пленить своей красотой, что иные бросают все прелести безбедного существования, чтобы полностью отдаться служению любимому увлечению. Другие попадают во власть искусства, религии или науки. Третьи, после употребления неких лекарственных, и не очень, препаратов, на некоторое время, улетают в мир свободы, счастья и волшебных грез.

Каждому – свое, как было написано на воротах немецкого концлагеря Бухенвальд. Кто-то сам выбирает себе любимый наркотик, кого-то заставляют. Кто-то просто хватается за первое попавшееся навстречу увлечение. Государство выстраивает определенную иерархию наркотических средств. Некоторыми из них, например, спортивным оборудованием, предметами официального религиозного культа, музыкальными инструментами, разрешено пользоваться почти без ограничений. Другими – употреблением табака и алкоголя – только в очень ограниченном порядке. А с увлечением третьими – собственно и называемыми наркотиками, государство ведет ожесточенную борьбу. Лишь только потому, что они очень вредно влияют на здоровье человека. А сильное государство не построишь с нездоровыми людьми.

Любая вещь, поскольку она обладает бытийным весом, и может притягивать к себе, является потенциальным наркотиком. Мир вещей есть мир наркотиков и никуда от этого не деться. Но важно не делать из них идолов для религиозного поклонения. Ведь их власть – временна. А «все преходящее, только подобие». Одни модные увлечения сменяются другими. Так будет всегда. И не надо давать одурачивать себя тем, кто зарабатывает на подобном бизнесе, деньги. Увлечения, наркотики, исключительно по собственной прихоти, время от времени, нужно менять на другие. Желательно на те, которые еще «не пробовал».

«Обычай и мода – вот что управляет глупцами» (К.Колтон).

Не стоит им уподобляться. Каждый умный человек должен быть привязан к тому увлечению, к такому наркотическому средству, которое, ведет его к счастью. Одних, чрезмерно встревоженных будущей неопределенностью, устроят увлечения, приносящие реальные плоды (материальные ценности). Другим, вкусившим горечь абсурда, подойдут те, которые помогают ощутить связь с мировым Нечто, с абсолютной свободой внешнего простора (духовные ценности). Да, чрезмерное увлечение наркотиками может превратить умного человека в глупца. Но оно также может наделить умом и дурака. Сами по себе, наркотики, не являются ни плохими, не хорошими. Ни полезными, ни – вредными. Ни друзьями, ни – врагами. Они лишь – скамейки на дороге жизни, на которые иногда хочется присесть, чтобы отдохнуть от трудностей пути. Хорошо, когда вокруг расставлено много скамеек, где можно отдохнуть. Но не надо слишком долго рассиживаться на них. Впереди нас всех еще ждут великие дела. И главное из них – достойно встретить собственную смерть. Не забывайте об этом.