Горяйнов С.А. ФИЛОСОФИЯ ЛАНДШАФТА И ТЕОРИЯ ТРАДИЦИИ ЭТО НОВАЯ ЛЕВАЯ ФИЛОСОФИЯ!!! НАЗАД К СОКРАТУ!!!
Прав «бунтарь-Философ» Жан-Поль Сартр, говоря, что истинный Философ всегда «левый». Скажу даже более: пока существует «левая» идея», выражаемая в разных формах, – до тех пор и существует философия. Проявленная в разных формах философии XIX-XX вв. «левая идея»: в марксизме, в анархизме, в русской философии народничества (и в разных аналогах его в развивающихся странах XX в.), в экзистенциализме, неомарксизме, постмодернистской философии, - теперь ждет своего нового воплощения в философии эпохи Мировой Стабильности, в Философии «Тревоги» - в фи-лософии времен вступления Человечества в тревожный век глобальных потрясений. Что такое левая идеология? Левая идеология – это идеология, не «опускающая руки», не признающая, что мир «безнадежно погряз во зле», левая философия создает утопии, хочет усовершенствовать человеческое общество, и часто ошибается, но истину познает только идущий. Левая идеология обращена в будущее, она дает правой консервативной идеологии право сетовать на то, «а мы ведь говорили». Но консерватор не создает, он только сохраняет, и сохраняет при этом не только старое доброе прошлое, но и старые мерзости, левый с этим не согласен. Пусть он с созданием нового, создает и новые мерзости, но он стремится к лучшему. Истоки левой идеологии лежат в самом истоке философии. Первый «левый» – это Сократ. «Царя философов» Платона тоже можно отнести к «левым», ибо он первый создал коммунистическую утопию устройства справедливого общества, хотя эта утопия воплотила в себе все ошибочные моменты «левой» идеи. Традиционно носителями «левой» идеи считались социал-демократы различных оттенков, анархисты и марксисты. В наше время все эти традиционные левые направления потеряли своё влияние и начинают вырабатываться новые формы – это разного рода гуманистические политические организации, во многом возрождающие идеи русских народников, это движение зеленых и «антиглобалистов». Прежние же «левые» партии в большинстве стран выродились и находятся в стагнирующем состоянии, что более явственно стало видно после окончательного краха коммунистической идеологии в бывшем СССР. Философия Ландшафта – это народническая идеология. Именно как народническая идеология сложилась по преимуществу античная философия в противовес замкнутой храмовой мудрости египетских, вавилонских и дельфийских жрецов.
Идеал западноевропейской традиции философствования - первый философ-народник - Сократ, проповедовал на площади среди людей, был проникнут духом и заботами современной ему народной культуры, выступая в этом отношении антиподом софистам. Потому философ Ландшафта - это философ, возрождающий стилистику философствования русских народников, он - народник: он погружен в жизнь, он расположен в непосредственной массе бытия как мыслящее, переживающее и действующее «тело». Истинная Философия – это знание и переживание жизни: её текстов, её общественного устройства и хозяйственной деятельности, погруженных в реальный «Жизненный мир», это еще реальная (а не «хайдеггеровско-профессорская») Забота об этой жизни. Философ культурного Ландшафта – это бытоописатель «Жизненного мира», ибо «Жизненный мир» и есть истина всех культурных форм, норм и традиций, погруженных в этот «Жизненный мир». Потому истинный философ - это народник, а Философия Ландшафта, продолжающая традиции подлинного философствования, – это народническая идеология. Философ отправляется в «народ», изучает «нравы Растеряевой улицы» и пропитывается «Властью земли»; он выявляет реальные практики «Жизненного мира», воплощая свой опыт в Феноменологический Роман «Жизненного мира». Более того, он еще и личностно переживает за судьбу этого мира. Народничество как широко развитое интеллектуально-общественное движение наиболее ярко проявилось в российской культуре второй половины XIX века. На базе народнических идей сложилась классическая русская литература, которая дала миру Толстого и Достоевского. Именно народничество сформировало русская интеллигенцию, дала вообще понимание того, что такое интеллигент. Народничество – это широкое движение, которое играло свою роль, как в ментальной, так и в социально-экономической области культуры. В основном работы народников – это публицистика, не поднимающаяся до уровня философских обобщений, и это верно, ибо истинная философия – это публицистика мировых проблем-событий. Но тем не менее в их среде резко выделялся П. Л. Лавров, которому удалось сформировать философию народничества. К сожалению, его роль недостаточно оценена, но так бывает со всеми, кто своими идеями переживает века. Идеологическим выражением философии Ландшафта является неосократизм Философ Ландшафта для вывода европейской ментальности из кризиса должен к Сократу, восстанавливая сократический метод «майевтики», высокую гражданственность его мысли, жизненную силу его философствования. Философия будущего как идеология будущей культуры должна стать сократической, отвратившись от пагубной для философии практики «библиотечного» философствования. Философия в своей идеологической функции должна стать реальной практикой критики культуры, деятельностью по её конструктивному реформированию. При этом философ современности, как писал Х. Ортега-и-Гассет, должен пользоваться принципами «нового вида разума» - «повествовательного» разума, который «..вновь свяжет человека с огромной трансцендентной реальностью – реальностью его судьбы» (Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия?. М. 1991. С.209). Учиться умению владеть этим «повествовательным разумом», разумом «профана» (Н.К. Михайловский), оперирующим обычным естественным языком, не поддаваться наркотическому туману путаных спекуляций, коими полна анонимная академическая философия и философия элитных «салонов»; не увлекаться использованием форм искусственного языка, который приемлем лишь для отражения частных сторон реальности, - я советую вступающим на путь философствования юным философам, готовым понести неблагодарное бремя сократова наследства. Задача новой «левой» идеологии – это не задача революционного переустройства общества. Сам Сократ выступал не за революционное преобразование общества, к этому ближе всего были «реформаторы» – софисты, противником которых он выступал. Носитель «левой» идеи в Новое время – социализм, сам по себе консервативен, ибо он выступал против капитализма, во многом вырос из романтизма, восхвалявшего общинный традиционный уклад феодального общества.
Потому новая «левая» идея – это идея, основанная на традиции.