Современный мир становится все более технологичным и одновременно всё менее духовным. Островки духовности сохранились лишь в музеях. История искусства это история человечества.
Музей – это ожившая история. Музеи для меня – это путешествие в прошлое. Я погружаюсь в глубину веков и начинаю понимать, как жили и что чувствовали люди, существовавшие многие столетия до нас.
Сегодня музеи существуют как реальные, так и виртуальные в Интернете. Но пребывание в пространстве музея, общение с людьми, момент присутствия не заменить ничем.
Музей перестал быть архаичным пространством. Сейчас это место встреч, общественных дискуссий. Например, Эрмитаж стал открытым общественным форумом. Здесь проводятся спектакли, пресс-конференции и научные симпозиумы.
Эрмитаж окупает только 30-35% своих расходов. И это лучший показатель по стране.
Когда летом я посетил в Лондоне Национальную галерею искусств, у меня возник вопрос: почему у них вход бесплатный, а у нас Эрмитаж платный?
Только недавно в Эрмитаже разрешили видеосъёмку бесплатно. И то, наверное, потому, что не могут запретить снимать на смартфон.
Есть музеи государственные и есть музеи частные. Наплыв туристов рождает спрос на музеи. Сейчас наблюдается бум частных музеев. В посёлке Сиверский, в доме, где жил композитор, создали Музей Исаака Шварца. В Петебурге открывают музей-квартиру поэта Иосифа Бродского.
Недавно на канале «Культура» в передаче «Тем временем» обсуждался вопрос, каким должен быть частный музей в XXI веке, чтобы он был интересен не только создателям музея, но и широкой публике.
Музейное дело почти благотворительность. Музейщики не считают возможным торговать своими экспонатами: это нарушение юридических, а главное – моральных норм. А вот задача устроителей галерей – именно торговля.
Согласно нашим законам, учреждения культуры не могут быть коммерческим предприятием.
По мнению специалистов, у нас законодательство не стимулирующее, а репрессивное.
Министр культуры РФ Владимир Мединский считает: «Пусть расцветает сто цветов, но поливать мы будем только те, которые нам полезны».
Видимо, таким «полезным цветком» будет «Русский художественный союз», основанный домбасским замполитом Захаром Прилепиным и другими патриотами. «Страна живёт в имперском, патриотическом угаре, а в сфере культуры, в основных точках её воздействия на общество – ничего не происходит», – признаёт Прилепин.
В основе идеологии «Русского художественного союза» патриотизм и православие. Цель – "формирование русской национальной идентичности средствами искусства. Главная задача – изменение культурной политики в стране".
Что же, у нас теперь будет искусство патриотичное и непатриотичное? русское национальное искусство и искусство нерусское?
Неужели без патриотизма и православия никуда?
Глава Минкульта Владимир Мединский поддержал Прилепина: "Ведомство в рамках своих полномочий готово оказать содействие организации".
Власть всегда заигрывала с деятелями искусства, прикармливая угодливых и приручая непослушных. Честные художники пытаются нести правду, но власть их не любит. Искусство в руках государства всегда служило цели оболванивания масс.
Заместитель главы Минкульта заявил, что «самоцель Министерства культуры – не искусство, самоцель – физическое и духовное здоровье нации».
Взаимоотношения художника и власти можно рассматривать как лакмусовую бумажку происходящих в обществе процессов. Властители всегда выступали заказчиками для художников, тем самым их подкупая и заставляя себе служить. Некоторые художники сами готовы служить власти, и делают всё, что прикажут, лишь бы им платили. Такая, с позволения сказать, «проституция» губительно сказывается на таланте.
На мой взгляд, настоящее творчество — всегда восстание, истинный художник — всегда революционер!
Художник тем и нравится, что бросает вызов обществу своим творчеством, своим образом жизни. Ведь привлекает то, на что сам не способен. В конечном итоге, интересует даже не само произведение, а личностный подвиг его создателя, личность самого творца.
Какое произведение является искусством, вопрос дискуссионный. Достаточно вспомнить, как долго не хотели признать искусством живопись импрессионистов. В музеях они не выставлялись. И таких примеров множество.
Искусство – понятие субъективное и конвенциональное. Как говорится, всё дело вкуса. Работы многих художников были признаны гениальными, а сами художники стали знаменитыми сразу после смерти. Одним из таких художников был Винсент Ван-Гог.
Как-то я побывал на выставке «Винсент Ван-Гог. Ожившие полотна». Всю жизнь он боролся с бедностью, некоторое время лечился в психлечебнице. Инсталляции картин и рассказ о гениальном художнике напомнили мне высказывание Диогена: «Я не сумасшедший. Только ум мой не такой, как у вас».
В советское время, художники-авангардисты, которых не выставляли в официальных музеях, устроили так называемую «бульдозерную выставку» 15 сентября 1974 года на опушке Битцевского лесопарка в Беляево.
Акция была жестоко подавлена властями с привлечением большого количества милиции, а также с участием поливочных машин и бульдозеров, отчего и получила название «бульдозерная выставка». Картины ломали, художников увозили в участок, где заявляли: «Стрелять вас надо! Только патронов жалко…»
10 ноября 2014 года я был в Эрмитаже на научной конференции «Территория свободы». Конференция была приурочена к 50-летию выставки «Такелажников» в Эрмитаже, 40-летию выставки неофициального искусства в ДК имени И.И.Газа и 25-летию Арт-центра «Пушкинская-10»/Товарищество «Свободная культура».
Ныне всемирно известный художник Михаил Шемякин работал такелажником в Эрмитаже и стал участником выставки «Такелажников» 1964 года.
Я хорошо помню выставку в ДК «Невский» в 1975 году и общественный резонанс по поводу выставки в ДК им. И.И.Газа. Это был глоток свободы!
Свобода для искусства подобна крови для организма!
Искусство это не лекарство, а боль!
В СССР некоторые художники за своё свободолюбивое творчество были привлечены к уголовной ответственности. Чтобы решиться на творчество, которое могло быть расценено как преступление, нужен был героизм. Я поинтересовался у самих художников, как они понимают, почему творчество часто преступление.
1 декабря 1962 года 1-й секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущёв посетил выставку художников-авангардистов в Манеже под названием «Новая реальность». На выставке экспонировались и авангардистские скульптуры, в том числе произведения Эрнста Неизвестного, впоследствии вынужденного эмигрировать из СССР.
Всем запомнились ругательные высказывания Хрущёва по поводу произведений авангардистов: «Вызывает ли это какое-нибудь чувство? Хочется плюнуть! Вот эти чувства – вызывает». «Это педерастия в искусстве! Так почему, я говорю, педерастам – 10 лет, а этим – орден должен быть?»
Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл полагает, что провокационные изображения, оскорбляющие чувства верующих, нельзя считать произведениями искусства. Он напомнил о ситуации с работами художника Вадима Сидура, выставленными в московском Манеже. «За пару месяцев до этой выставки какой-то чиновник в министерстве культуры подписывает указ, распоряжение, которое объявляет вот эти изображения кощунственные произведениями искусства. А потом в центре Москвы устраивается выставка. Что это такое? Прямая провокация», — считает патриарх.
«Следует также разбираться в причинах, по которым провокационные гравюры были отнесены к произведениям искусства». «Если культурное действие, будь то постановка, фильм, произведение искусства, литературное произведение, если оно поднимает человека, если оно ему даёт силы любить, жертвовать, трудиться, уважать другого, то это значит подлинная культура», — сказал патриарх Кирилл.
Трудно не согласиться с Патриархом в понимании подлинной культуры. Однако можно ли судит художника только за то, что он является атеистом и в своём произведении «…отрицает существование Иисуса и пророка Мухаммеда…»; «…При помощи метафор настойчиво формирует негативный образ верующих…»; «…Формирует мнение, что в России царит мракобесие и произвол…» (из приговора, по которому осуждённому дали 3,5 года условно) - ???
Судья Конституционного суда РФ Гадис Гаджиев заявил: «Даже если атеист выходит и говорит, что он атеист и не согласен, что есть Бог, то он никого не оскорбляет». «Каждый человек может придерживаться разных убеждений: он может быть приверженцем какой-то религии или быть атеистом — это все укладывается в рамки свободы вероисповеданий и свободы выражения мнений».
Традиционно считается: что помещено в музей, признаётся произведением искусства. Но разве произведение, которое не помещено в музей, нельзя считать искусством?
Осмелюсь предположить, что настоящее искусство как раз и обитает вне музеев: рождается, живёт и утверждается. А музеи (эти хранилища древностей) лишь вынужденно признают то, что уже признано.
22 апреля 2017 года в Европейском университете в Петербурге проходила Международная конференция «Вещь и контекст: художественное произведение и современные подходы к его анализу».
В рамках конференции я участвовал в работе Круглого стола «Как объяснить картины мёртвому зайцу: популярное научное искусствознание». Участники круглого стола: Алексей Бойко (Государственный Русский музей), Дмитрий Калугин (НИУ ВШЭ), Полина Ермакова (Издательство «Арка»), Александр Уржанов (Arzamas), Василий Успенский (Государственный Эрмитаж), Илья Доронченков (ЕУСПб), Вадим Басс (ЕУСПб).
Когда я был в Париже, то очень хотел посетить Лувр, чтобы увидеть статую Афродиты и Джоконду. Флорентийский торговец шёлком Франческо дель Джокондо, заказавший портрет своей третьей жены Лизы у Леонардо да Винчи, отказался забирать готовую картину. Будто бы потому, что Мона Лиза оказалась беременна и у неё случился выкидыш. Зато Леонардо да Винчи считал «Джоконду» своим любимым творением, и никогда с ним не расставался.
Что только не видят в загадочной улыбке Моны Лизы: и автопортрет самого Леонардо, и зашифрованный лик Христа, и образ вечной женственности.
Кому же улыбается Джоконда?
В Испании я посетил музей Сальвадора Дали в Фигерасе. Дали ответил согласием на предложение создать музей его имени, но поставил условие, что там не будут проводить экскурсий. Он не хотел, чтобы кто-то навязывал свои представления о его творениях. Дали признавался: «Сам я, когда пишу, не понимаю, какой смысл заключён в моей картине. Не подумайте, однако, что она лишена смысла! Просто он так глубок, так сложен, нарочит и прихотлив, что ускользает от обычного логического восприятия».
Говорят, в последние годы Дали продавал чистые полотна со своей подписью. Он презирал «ценителей живописи», называя их «идиотами».
«Художник и покупатель это двое сумасшедших: один, не зная зачем, пишет картину, другой, не зная зачем, её покупает». (Борис Борщ)
В фильме Такеши Китано «Ахиллес и черепаха» художник и его агент весьма откровенно и цинично говорят о том, как продать меценату очередную мазню: «скажи ему, что это импрессионизм, он купит».
В фильме «Ночь в музее» дети никак не реагируют на рассказ учительницы о картине, пока она не называет её цену – миллион долларов! Только тогда дети смотрят на картину с восхищением.
Если искусство это то, что пользуется спросом, то можно ли считать искусством то, что никто не хочет покупать? В галерее современного искусства «Эрарта» я задал этот вопрос посетителям и кинорежиссёру Александру Сокурову.
Зачем вообще людям искусство?
"Ars longa, vita brevis" – «Жизнь коротка, искусство вечно» – говорили древние.
В наиболее общем смысле искусством называют мастерство, продукт которого доставляет эстетическое удовольствие.
Критерием искусства является способность вызывать отклик у других людей.
Для творца это процесс выражения внутреннего и внешнего мира в художественном образе.
Может ли произведение искусства не быть творческим актом?
Может ли творческий акт не быть произведением искусства?
Сейчас искусством можно назвать любую деятельность, направленную на создание эстетически-выразительных форм, удовлетворяющую любовь человека к прекрасному.
Перформанс считается искусством. Но всегда ли творческий акт на публику является актом художественным?
Некоторых художников страх оказаться банальным подталкивает к безыдейному эпатажу, к стремлению привлечь внимание и добиться известности благодаря хулиганским манифестациям и показному абсурдизму.
Искусство — это умение, которое способно вызвать восхищение.
Любой вид деятельности можно условно называть искусством, если исполнитель вкладывает свои чувства в новой оригинальной и значимой форме.
Даже настенные рисунки граффити считаются сегодня искусством.
В чём же смысл искусства?
Владимир Соловьёв в работе «Общий смысл искусства» пишет: «Красота нужна для исполнения добра в материальном мире, ибо только ею просветляется и укрощается недобрая тьма этого мира».
Теоретик эстетики Джон Рёскин отмечал, что смысл искусства в создании художественными методами доступа к эзотерической истине, заключённой в природе.
Искусство – один из способов познания мира и себя в мире. Оно создаёт широкий диапазон форм постижения, в том числе и возможность постигать невербальным образом.
Искусство представляет собой средство коммуникации. Оно позволяет передавать не только объективную информацию, но и эмоции, настроение, чувства.
Существует представление об искусстве как художественном инстинкте, в котором выражено стремление к гармонии и красоте.
Для некоторых искусство это способ ощутить свою связь со Вселенной.
Древние зачатки искусства и культуры первоначально имели определённое космологическое значение.
Искусство есть символический способ донесения высших истин.
Искусство возникло раньше науки, и долгое время вбирало её в себя.
Тысячи лет искусство было одной из движущих сил цивилизации.
Говорят, что искусство это то, что выходит за пределы полезного. А смысл жизни даёт только творчество.
Но откуда в человеке стремление к прекрасному?
И присуща ли креативность только человеку?
Человека от всех других живых существ отличает именно потребность в творчестве. Древние греки считали это показателем божественного в природе человека.
Аристотель видел задачу искусства не в механическом воспроизведении действительности, а в её творческом отражении. Художественная правда, не сводится к простой правильности воспроизведения предметов и явлений. Однако всякое отступление от верности натуре должно быть художественно оправдано.
По Аристотелю, искусство не имеет самостоятельной ценности. Оно связано с нравственной жизнью людей и подчинено задачам «усовершенствования в добродетели». Произведения искусства облагораживают человека тем, что через посредство «катарсиса» (очищения) души освобождают личность от отрицательных страстей.
Сущность искусства Аристотель определяет в трактате «Этика».
Искусство не безразлично к морали, политике, к вопросу воспитания личности, поэтому при использовании искусства в качестве средства воспитания, необходимо соблюдать строгий контроль за художественной деятельностью. Поскольку искусство способствует формированию духовного облика человека.
Со времён античности искусство считалось практикой философии. В 19 веке искусство рассматривалось как продукт взаимодействия между красотой и истиной.
16 мая 2017 года я участвовал в дискуссии в рамках проекта «Философия и практики современного искусства», где философ Александр Секацкий поделился своими размышлениями. А 1 марта 2017 года Александр Куприянович выступал в философском дискуссионном клубе «Прочтение революции» с размышлением о судьбе возможно нового революционного класса – артпролетариата.
«Прежде, чем строить концепцию, в частности, взгляда на искусство, надо ответить на другой вопрос, гораздо более важный и общий: в чём смысл человеческого существования? Мне кажется, мы должны использовать наше пребывание на земле, чтобы духовно возвыситься», – говорил режиссёр Андрей Тарковский. –
«У меня нет никакого сомнения, в том, что искусство – это долг, то есть, если ты что-то создаёшь, ты чувствуешь, что должен это сделать. Но только время покажет, смог ли я стать медиумом между универсумом и людьми».
Сегодня художники перестали быть медиаторами между небом и землёй; они сошли с пьедестала и отцепили своё творчество от Вечности. Когда у искусства были задачи, были и критерии его оценки. Сейчас постмодернизм разрушил все критерии. Художник тот, кто называет себя художником.
Настоящее искусство творится бескорыстно. И хотя подчас за деньги, но НЕ РАДИ ДЕНЕГ. Искусство – это жертвоприношение!
Является ли искусство всего лишь развлечением для праздной толпы или это средство постичь мир и сделать его лучше?
«Мне пришла мысль, что содержательно искусство есть реакция человека, находящегося на низком уровне, в его стремлении к более высокому уровню, – предполагал режиссёр Андрей Тарковский. –
Именно этот драматический конфликт, где одновременно пролегает в сумерках для человеков избранный путь, и есть содержание искусства и художественная форма. А также и материал. Но если художник по-настоящему осознаёт это своё драматическое положение, то материал, из которого делается искусство, становится уже не важен. И он пользуется любым вспомогательным средством».
«Что такое, собственно говоря, искусство? – размышлял Андрей Тарковский. – Добро или зло? Оно – от Бога или от чёрта? От силы человека или от его слабости? Может быть, оно есть гарантия человеческой общности и картина социальной гармонии? Не состоит ли в этом его функция? Оно – нечто вроде объяснения в любви. Оно – как признание собственной зависимости от других людей. Оно – признание. Неосознанный акт, который, однако, отражает смысл жизни – любовь и жертву».
Великая сила искусства может как возвысить душу, так и её разрушить, как это случилось с Камиллой Клодель: «дар, отпущенный ей природой, привёл её к несчастью».
Композитор Чюрлёнис, художник Врубель, скульптор Камилла Клодель и судьба многих других художников стали примером того, что гениальность и помешательство весьма близки.
Существует мнение, что искусство – это некий ритуал, то, чего не делать нельзя, без чего мир развалится. Искусство занимается не изобретением форм, а поимкой сил. Искусство это конструирование нового языка.
Для меня лично произведением искусства является то, что вызывает катарсис, очищает душу, заставляет задуматься о вечном, побуждает совершать добрые поступки и творить любовь – всё, что преображает человека.
«Процесс творчества это богоуподобление! Творчество — проявление божественной сущности человека, это жажда мира иного, это медитация, это молитва. И потому всякое творчество базируется не на размышлении, а на интуиции. Не может быть постижима Истина через интеллектуальное усилие, но лишь через мистическое откровение, через личный духовный опыт.
Чувства, настроение художника не пустое, это игра вдохновения, лабиринты творческого процесса. Вдохновение иррационально. Без вдохновения нет творчества. Но оно требует веры!
Творит художник не потому, что надеется быть понятым, а от неустроенности, преодолевая страдание, а вовсе не от душевного комфорта. Для него творчество — самоспасение! Именно потому истинное творчество бескорыстно. Таково назначение художника — превращать страдания в произведения искусства. Главная же цель — чистота души, постижение Истины и обретение покоя».
(из моего роман-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
КОНФЕРЕНЦИЯ ВЕЩЬ И КОНТЕКСТ 1-я ЧАСТЬ
22 апреля 2017 года в Европейском университете в Петербурге проходила Международная конференция «Вещь и контекст: художественное произведение и современные подходы к его анализу».
https://www.youtube.com/watch?v=fcNhL6ktQlQ&feature=youtu.be
КОНФЕРЕНЦИЯ ВЕЩЬ И КОНТЕКСТ 2-я ЧАСТЬ
https://www.youtube.com/watch?v=p587RDKMJc8&feature=youtu.be
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё что я хочу сказать людям, заключено в трёх основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что
2\ Смысл – он везде
3\ Любовь творить необходимость.
А по Вашему мнению, может ли быть ИСКУССТВО ВНЕ МУЗЕЕВ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru