1. Что значит "внутреннее" и "внешнее".
2. Что подразумевается под гармонией между "внутренним" и "внешним".
3. Почему эта гармония труднодостижима и что в этом плохого.
4. Что даёт гармония между "внутренним" и "внешним".
5. Классификация людей по соотношению их “внутреннего” и “внешнего”.
Итак, внутреннее - это известное тебе и неизвестное (по крайней мере, до поры) окружающим. Внутренним бывает к примеру чувство, состояние, мысль.
Внешнее - известное окружающим. Внешнее бывает разным по отношению к тебе самому. Оно может вообще не иметь отношения к твоим истинным чувствам, мыслям. То есть, думаешь ты об одном, говоришь - о другом. В этом собственно и заключается первый способ нарушения гармонии между внутренним и внешним.
Второй способ - вообще не выказывать своих мыслей, чувств или своего состояния. То есть, получается своеобразное умолчание. Но в этом тоже есть нарушение гармонии.
Но что это за гармония и почему люди её нарушают? Гармония - слаженность; "одновременность звучания" (музык.)
Одновременность звучания. То есть, какое-то происшествие вызывает в нас определённую эмоцию, чувство, и мы, соответствуя музыкальному термину гармонии, как бы одновременно выказываем эту эмоцию снаружи, не давим её в себе. Получается "одновременное звучание" эмоции внутри нас и снаружи.
Такая гармония действительно труднодостижима. Почему - поговорим ниже. Сначала ответим на вопрос, что плохого несёт в себе нарушение этой гармонии. Да хотя бы то, что этим ущемляется основной источник информативности! Причём достоверный источник. Если бы учёные, делая открытия, скрывали их, выдавая людям ложь, что бы из этого вышло? Также и в обыденной жизни.
Такая гармония постоянно терпит крах в человеке из-за его природной ущербности. Не будем останавливаться на этом подробно. Заострим внимание на одном свойстве человека - утаивать. К этому мы приучаемся с детства, а сокрытие самого сильного чувства - любви (даже временное сокрытие) только усиливает эту привычку. Человек внутри себя всё идеализирует и упрощает, приучаясь этому опять-таки с глубокого детства, когда представляет такое понятие как "бог" в образе человека. Например, видим мы на улице строгого серьёзного человека, и сразу: "Мыслитель! Стоит тут, обдумывает новую книгу." - думаем мы с замиранием сердца. И тут же на наших глазах подходит к нему его знакомый, и образ рушится - наш "писатель" превращается в ругающегося матом беспринципного человечка. Далее происходит следующее: "меня обманули, в следующий раз увижу такого человека, сразу покажу ему, что не уважаю его." Так мы и поступаем. Получается замечательный парадокс: чем больше мы уважаем людей, тем активнее (в планах личной защиты) скрываем это. И наоборот. То есть одна крайность, не спросив нас, переходит в другую.
Кроме торможения процесса информативности, есть не менее серьёзная проблема. Мы приучаемся врать себе. Когда обман окружающих становится процессом механическим, дилемма между внутренним и внешним переносится в другую плоскость - внутрь самого человека. Теперь человек не может отличить своё истинное (подсознательное) чувство от подменного (чувства для окружающих). Это происходит из-за того, что человек стремится ускорить процесс обмана окружающих и заменяет схему "истинное чувство - смоделированное чувство – воплощение смоделированного чувства" схемой "пропущенное чувство – смоделированное чувство – воплощение смоделированного чувства". Человек запутывается в себе.
Теперь стало понятно, что гармония между внутренним и внешним - это когда человек говорит то, что у него на душе. Периодичность такого состояния наиболее высока у поэтов, которые говорят то, что думают. Этим объясняется муза - состояние, при котором ни одно истинное чувство не остаётся подавленным. Пример поэтов, кстати, подтверждает важность такой гармонии, ибо муза в апогее своём позволяет без лишних умственных усилий приходить к недостижимым, казалось бы, в обычном состоянии результатам личного познания мира.
Теперь можно перейти к классификации людей по соотношению их внутреннего и внешнего.
Группа “Божьи люди”. Такое наименование вида несколько вызывающе. Однако, при анализе, можно убедиться, что найти более точное определение не так уж легко. Это люди, вообще лишний раз не расходующие своё внутреннее. Их легко спутать с индивидами, скрывающими внутреннее (речь о них пойдёт ниже), которые испытывают чувства к какой-либо ситуации, но не выдают этого. “Божьи люди” отличаются тем, что вообще стараются не ввязывать свои чувства в ситуацию, которая не касается их самих. То есть, просто пропускают мимо себя происходящее. Данная группа людей очень малочисленна, и она, несомненно, стоит особняком от всех остальных. Скорее всего, такие люди ранее потерпели серьёзный крах гармонии между внутренним и внешним, потому и берегут своё и без того травмированное сознание.
Далее рассматриваются уже группы людей, которые так или иначе относят себя к той или иной жизненной ситуации.
Вот представьте, вы идёте по улице, и вдруг видите, как где-то в стороне мать сильно бьёт свою маленькую плачущую дочь. “Божьи люди” пропускают ситуацию мимо себя, их это не касается, это не их жизнь. А как поведут себя другие?
Судя по всему, здесь возможны ещё три варианта развития событий.
Группа “Люди-предохранители”. Вообще, данное исследование осложняется тем, что один человек может вместить в себя и чередовать несколько различных состояний. Поэтому термин “Люди-предохранители” вполне можно заменить термином “Состояние-предохранитель”. Фиксация же на конкретном состоянии может произойти либо в результате осознанного самовоспитания, либо при получении психических травм. Но, факт, что в человеке так или иначе превалирует то или иное состояние. Оно проявляется чаще других, поэтому мы имеем право именно классифицировать людей по соотношению их внутреннего и внешнего. Итак, “Люди-предохранители” – это люди, которые в ситуации с мамой и девочкой испытают чувства, но никак их не продемонстрируют. В крайнем случае выразят гримасой. Теперь вы понимаете, почему их легко спутать с “Божьими людьми”? Нельзя не сказать, что и сами они порой не отличают себя от этой группы, ибо одно из фундаментальных оправданий такому поведению – “мне всё равно”, то есть то же самое, что руководит “Божьими людьми”. “Люди-предохранители” быстро переходят к самообману, часто становясь лже-“Божьими людьми”. Схему “Истинное чувство – моделирование нулевой реакции – демонстрация нулевой реакции” они заменяют схемой “Пропущенное чувство – моделирование нулевой реакции – демонстрация нулевой реакции”. Процесс ускорения обмана окружающих приводит к самообману, и к тому, что “пропущенное чувство” вообще переходит в компетенцию подсознания, и человек перестаёт знать о нём. Таким образом, “человек-предохранитель” должен либо отдавать себе отчёт в том, что занимается сокрытием чувств от окружающих, либо он неизбежно (что происходит в большинстве случаев) становится лже-“Божьим человеком”.
Группа “Лжецы”. Это люди, которые в ситуации с мамой и девочкой посочувствуют девочке, но, дабы показать своё эго, скажут: “Так с ними и надо!” При взаимодействии с окружающими (при демонстрации своего эго) мотивация таких людей понятна. Но что заставляет их фиксировать в себе это состояние? Исключаем возможность самовоспитания (весьма извращённого в данном случае) и психической травмы. Что кроме этого толкает людей с наибольшей периодичностью вести себя именно так? Тут, пожалуй, можно выделить два основных фактора: стремление к ускорению процесса обмана окружающих и иллюзия отождествления своего эго с таким обманом. Эти два фактора тесно связаны между собой: сначала человек хочет доказать себе, что он вовсе и не врёт окружающим, что он на самом деле такой, а затем он включает процесс ускорения. В результате человек опять начинает обманывать самого себя, таким образом фиксируя в себе данную модель поведения. Подпитывает это третий фактор, а именно, что “Лжецы” являются по природе экстравертами, то есть взаимодействие с окружающими (демонстрация своего эго) для них вполне нормальное явление, которое происходит с высокой периодичностью. Другими словами, они просто привыкают к подмене чувств с определённой целью.
Последняя группа с очередным неоднозначным наименованием “Поэты”. Человек разозлился на женщину, которая бьёт беззащитного ребёнка, и высказал ей всё это как есть. Очень уважительно, если человек открывает в себе такую модель поведения в процессе самовоспитания. Легко таких людей спутать со “Лжецами”, которых, по наблюдениям, даже больше. Чтобы этого не допустить, надо хорошо изучить человека, или же он будет врать и себе и вам заодно. Схема “Поэтов” отличается от схемы “Лжецов” следующим образом:
Истинное чувство – продемонстрированное чувство; (поэты)
Пропущенное(подсознательное) чувство – смоделированное (сознательное) чувство – продемонстрированное смоделированное чувство; (лжецы)
Конечно же, разобраться кто есть кто, 3-му лицу крайне тяжело.
Окружающим и самим себе (на запущенной стадии) “Лжецы” преподносят себя как “Поэтов”.
Вначале было сказано, что одна крайность (идеализация людей внутри) переходит в другую (грубость к ним снаружи) в целях “самозащиты”. Возможно это и запускает цепную реакцию: обман окружающих – самообман – обман окружающих…
При таком взгляде на положение дел, нужно отдать почёт “Поэтам”, ибо они – продуктивный источник информативности, и им удаётся держаться на одной крайности, не перепадая в другую, то есть – что подумал, то и сказал.
Теперь ответим на вопрос, как фиксация определённого состояния связана с внешними факторами и обстоятельствами жизни. При рассмотрении данного аспекта проблемы, можно не только заметить какие-то закономерности, но и вывести строгую взаимосвязь между внешними факторами жизни отдельного человека и его гармонией внутреннего и внешнего.
Обратим внимание на две группы людей: экстраверты и интроверты.
Экстраверты в период осмысления своего существа могут стать либо “Поэтами”, либо “Лжецами”. Они не могут стать (разве что в порядке исключения, или перехода в состояние замкнутости) “Предохранителями”, а тем более “Божьими людьми”. Это обусловлено тем, что экстраверты больше сосредоточены на работе со своим образом, нежели внутренним миром. А если и ведётся работа с внутренним миром, то только для воплощения его в мир внешний, причём воплощения незамедлительного. В таких условиях быть” Предохранителем” и “Божьим человеком” невозможно в принципе, потому что невозможно будучи вовлечённым в эпицентр социума, скрывать реакцию или намеренно не иметь её. Реакцию на события, происходящие в мире нужно преподносить людям. А вот как это делать – без таинств (поэты), или разлагая внутреннее и внешнее (лжецы), это уже обусловливается другими факторами – наследственность, роль в обществе и др.
Соответственно, интроверты не могут стать ни “лжецами”, ни “поэтами”, потому что у них бывает очень мало возможностей зафиксировать в себе одно из этих состояний. Возможности бывают, и интроверт даже может стать в определённый момент “поэтом” или “лжецом” (так же как экстраверт может стать “Предохранителем” или “Божьим человеком”), но происходит это редко, и выглядит комично, поэтому вероятность фиксации интроверта на одном из этих состояний очень мала.
Интроверт более склонен стать либо “Божьим человеком”, либо “Человеком-предохранителем”. Причём, “Божьим человеком” скорее станет наиболее “ярый” интроверт, ибо ему может быть не от кого даже скрывать реакцию. Другие факторы также имеют значение.
В конце своего исследования, основанного по большей части на наблюдении, я пришёл к неожиданным выводам. Как вы имели возможность заметить, и экстраверт и интроверт в равной степени имеют возможность как поддерживать гармонию между внутренним и внешним, так и давить её, развивая дисгармонию. И эта возможность обусловлена вполне логическими закономерностями природы и человеческой психики.