Вступление.
В духовных практиках часто происходит разделение на два направления - «уход от тела» и «включение тела».
Иногда (но не всегда) — это разделение параллельно разделению на рационалистов и мистиков.
Рационалисты — ограничиваются разумом (который имеет условный статус «головы отдельно от тела»), а мистики — часто ищут способ поместить Б-га в нижних мирах, в частности в теле.
Во время построения Мишкана было сказано, «Постройте мне святилище и я буду жить внутри Вас» (на иврите — бетохам).
Мудрецы обращают внимание, что не сказано «буду жить в Храме», но «внутри вас».
Иногда используется фраза «дира бетахтоним» - (жилище в в нижних [мирах])
Иногда - «бетохам» переводят в широком смысле как «среди вас» - то есть среди людей, иногда — нижние миры рассматриваются как материальный мир — в-целом.
Но — одним из наиболее перспективных подходов (не отменяющих другие) — является рассмотрение тела — в роли жилища Вс-вышнего.
Кстати, можно также сказать, что тело является жилищем для души, которая является представителем Вс-вышнего внутри нас.
Если говорить более развернуто, то существует мистическая система, говорящая о нескольких (есть варианты — 2,3,5) уровнях души.
Более низшие уровни — связаны вплотную с телом, более высшие — связаны с телом опосредованно.
= - = - =
Эта тема — многогранна, мы рассмотрим отдельные ее грани.
Одним из ценных качеств тела — является наличие в нем ощущений (сенсорика).
Тело может подавать о себе знать с помощью внутренних ощущений.
Обычно когда человек занят деятельностью (особенно интеллектуальной), он не склонен обращать внимание на свои телесные ощущения. Другими словами — ощущения вытесняются на периферию нашего внимания.
Более того, есть такое мнение — что тело «обижается» на это отсутствие внимания к себе.
И некоторые холистически мыслящие целители даже высказывают гипотезу, что одна из причин болезней — это способ тела обратить на себя внимание — в случае отсутствия этого внимания.
(по научному — это называется «вторичная выгода» для тела - [при первичном ущербе]).
= - = - =
Сделаем небольшое уточнение.
Телесные ощущения — с точки зрения информационности — имеют невысокую насыщенность, особенно если человек не знает, что с ними делать.
Одна картинка — дает больше «пищи» для размышления, чем один сигнал из тела.
Можно сказать, что телесные ощущения — это более грубая «пища» для ума, чем другие...
= - = - =
Однако когда человек болеет — обычно телесные ощущения «вырываются в лидеры» захвата ресурса внимания, не давая полноценно сосредоточиться на более творческих задачах.
Боль работает как сигнал опасности.
Другими словами, так работает инстинкт выживания, требующий внимания к проблемам тела — как базового элемента личности.
= - = - =
Мы описали базовые сюжеты взаимоотношения тела с более высокими уровнями сознания у обычного человека. Эти сюжеты «незамысловаты».
= - = - =
Мы же сейчас сформулируем более перспективный взгляд на ситуацию.
Ощущения плюс воображение.
В науке есть два важных термина — психосоматика и идеомоторика.
Психосоматика — проявляется (в том числе) в виде появления сигналов от тела — при отсутствии материальных причин для этих сигналов, но наличия психических причин.
Легче всего объяснить ситуацию следующим образом. Некий образ возникает (воображается) в сознании (или что гораздо чаще — в подсознании), который неким образом ВОПЛОЩАЕТСЯ в ощущениях и дает о себе знать.
В большинстве случаев — психосоматика сталкивается с нересурсными состояниями — с болями и даже болезнями, не имеющими явной материальной природы.
Но — и мы это увидим в-дальнейшем — есть возможность посылать в тело — ресурсные процессы, которые могут иметь целительный и даже творческий эффект.
Самым знаменитым ресурсным примером является эффект плацебо. В этом случае человеку дают таблетку-«пустышку» (например, сахар в форме таблетки), а человек, думая, что получил настоящее лекарство, начинает верить, что таблетка действует и (высшая?!) часть сознания (надсознание?!) человека командует телу начать исцеляться — без прямого фармакологического воздействия.
= - = - =
Интересным процессом является идеомоторика.
Когда человек представляет себе (воображает), что его тело совершает какое-то действие (например — движение в спорте и др.), мысленные образы влияют на мышцы тела (возможно и на другие органы) и это приводит к различным полезным процессам, в частности — к тренировке мышц.
Согласно исследованиям, спортсмен, который проводит тренировки только в воображаемом «жанре» идеомоторики — имеет шанс получить почти такой же эффект как тот, кто тренируется в реальном двигательном процессе.
= - = - =
Из упомянутых примеров можно увидеть, что наука еще достаточно мало знает о том, как работает сочетание телесных и воображаемых процессов и можно с уверенностью сказать, что на этом пути нас ждут величайшие открытия и новые возможности.
= - = - =
Наша главная задача — разработать подходы соединения ощущений тела (сенсорика) с духовными программами, построенными на механизме воображения.
= - = - =
Первое, что «бросается» нам в глаза — это то, что вся духовная и тем более Б-жественная реальность имеет шанс проявиться в нас только в режиме воображения.
Мы не можем «прикоснуться» к Б-гу или почувствовать его каким-то другим рецептором.
Ни увидеть, ни услышать, тем более ни вкусить или «внюхнуть» - Б-жественное проявление нам не дано.
Хотя — в религиозных службах стараются привлечь к «работе» рецепторы — с помощью интерьеров (зрение) , с помощью пения (слух), с помощью благовоний (запах) и т. д.
Эти подходы играют некоторую роль в «оживлении» воображения.
= - = - =
Мы постараемся сформулировать несколько направлений, в которых нам видится возможность организовать возникновение реальных процессов.
(Продолжение следует)