06.06.2012 09:22
Наш текущий месяц по гороскопу (еврейскому и нееврейскому) имеет астрологический знак Близнецы. Это дает нам повод рассмотреть «эффект близнецов» в разных ситуациях.
Для описания духовных реалий часто используется язык метафор. Берется слово, которое имеет буквальный смысл, но оно же прекрасно описывает духовное или психологическое понятие на символическом уровне. Существует «эффект близнецов», когда одно слово описывает два очень разных понятия, но при этом существует глубинная поучительная связь между двумя
значениями метафоры.
Сейчас мы рассмотрим интересный термин и два его значения. Термин этот — «порхание». В буквальном смысле его применяют к порхающему полету бабочек или стрекоз, легко перелетающих с места на место. Недавно я узнал, что психологи придумали термин «порхающее внимание». Смысл его мы все хорошо знаем. Имеется в виду ситуация, когда человек не может сосредоточиться, его внимание легко перескакивает с объекта на объект, как будто его сдувает ветром. Подобным изъяном страдает почти все современное человечество, особенно дети и подростки в свете негативного влияния Интернета.
Религиозные евреи также знакомы с подобным состоянием, в частности, во время молитвы. Когда мы пытаемся концентрироваться на тексте молитвы в сидуре, наше внимание — помимо нашей воли — стремится «упорхнуть».
Это однозначно термин с негативным смыслом, для описания которого удачно было использовано метафорическое значение слова «упорхнуть» из-под контроля сознания.
Но те, кто читал текст Торы, могли встретить это же слово во втором предложении нашей Святой книги. Сказано в нем: «И земля была пуста и хаотична, и тьма над бездною и дух Б-га порхал над поверхностью вод» (…руах Элоким мерафефет аль пней амаим). Более того, говорят каббалистические комментаторы, что «порхающий дух Б-га» обозначает аспект сознания Мошиаха.
Постараемся расшифровать позитивный духовный смысл этого же термина в новом контексте. Все термины в этом предложении (пустота, тьма, хаос, бездна) обозначают формы незрелого сознания и незрелого бытия. «Поверхность воды» обозначает стихийность и ее грубо-деструктивную мощь. Значительное большинство людей находятся в ситуации, когда их сознание грубо болтается подобно «щепке на поверхности вод». Особенно это заметно, когда человек имеет неосторожность позволить затянуть себя в политические разборки. Наш ум чувствует себя «погруженным в пучины»… И одна из важных задач духовных практик — научиться «взлетать» над стихией и чувствовать себя свободным от этой стихии.
Вторая версия «порхания» часто переводится как «парение», или «витание». И мудрецы связывают эту идею с Мошиахом, чтобы подчеркнуть, что Мошиахальная концепция включает в себя умение подниматься над незрелым сознанием суетного мира.
Мошиах как «царь» может быть представлен во внешнем мире управляющим народами, а во внутреннем мире — управляющим частями нашего сознания.
А теперь попробуем объединить два значения «порхающего сознания». В иудаизме есть задание человеку — «сур ми ра, осэ тов», что в переводе на русский язык означает «удались от зла и делай добро».
Слово «порхание» оказалось на обеих частях (полюсах) этого утверждения. Первая версия «порхания» говорит о сознании (внимании), которое несвободно, так как его легко «сдувает» любой внешний раздражитель. Оно же описывается термином ADD (attention deficit disorder). И первая часть нашей работы — дисциплина внимания, умение научиться управлять своим вниманием.
Вторая часть духовной работы — умение подниматься НАД суетным миром — взлетать над ним в «свободном полете». Мы оставляем «под собой» пустоту и хаос, тьму и бездну — и мы становимся по-настоящему духовными людьми.
Частично мы осваиваем это состояние в Шаббат. И когда еврей принимает на себя Шаббатное духовное состояние, это подобно приходу Мошиаха. Как сказано в наших книгах, если евреи соблюдут два Шаббата — придет Мошиах. Это можно реализовать в отдельно взятом нашем внутреннем мире. Но когда это же реализуется в массовом порядке, наш мир преобразуется.
Современный мир пытается «смутить» нас, увлекая в нижнее «порхание», еврейская мудрость дает нам возможность освободиться от этого и освоить полеты и свободу.
Желаем нашим читателям успешно совершить обе части этого психодуховного странствия.