Единство и борьба противоположностей

Аватар пользователя pkaravdin
Систематизация и связи
Основания философии
Гносеология

ЕДИНСТВО И БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ

Все объекты Вселенной можно разделить на два класса: находящие в во взаимодействии и не находящиеся во взаимодействии. Все объекты непрерывно переходят из класса в класс, поэтому разделять их по взаимодействию можно только на какой-то момент времени, а не навсегда. Всё многообразие взаимодействий распадается на элементарные взаимодействия, состоящие из двух участников. Два участника взаимодействия являются противоположностями, так как каждый из участников является носителем какой-то противоположной характеристики (скорости. интереса и т.п.).  Хотя противоположностями занимались еще древние философы, они практически не изучены. Далее Гегель коснулся этой проблемы.  Вот, пожалуй, и всё. В 1987 году я услышал как профессор Суханов  К.Н. сказал, что есть  закон единства и борьбы противоположностей, как причина движения, но есть и противоречие – тоже причина движения. Две причины одного явления, но какая между ними связь? Зав кафедрой философии ЧелГу пожал плечами. Отсюда следует, что наука пока не знает суть закон единства и борьбы противоположностей. Со времени Гегеля мы говорим о трёх законах диалектики (закон единства и борьбы противоположностей, закон перехода количества в качество, закон отрицания отрицания), не понимая толком что эти законы значат. Если быть внимательным, то можно заметить, что всякое движение происходит только тогда, когда есть какая-то разность, какое-то различие. Например, если есть различие в атмосферных давлениях - дует ветер. Если есть различие в уровнях земли - текут ручьи и реки. Если есть разность потенциалов,  течет электрический ток. Если есть противоположные убеждения - развивается наука. И т.д. и т.п. Можно сказать иначе. Для того, чтобы было движение - необходимы две противоположности. Например, высокое и низкое атмосферное давление. Высокий и низкий потенциал. Истинное и ложное убеждения и т.п. для того чтобы было движение необходимы две противоположности, отличающиеся друг от друга. Различие между противоположностями назовем в общем случае противоречием. В частных случаях противоречие может выступать в ином обличье (интерес, стимул и др).

Закон единства и борьбы противоположностей охватывает все случаи взаимодействия во Вселенной. При взаимодействии противоположностей нужно различать действие и противодействие. В общем случае они не равны друг другу.  Ньютоновский закон: действие равно противодействию является частным случаем рассматриваемого закона природы.

Другим частным случаем этого закона является случай, когда при взаимодействии противоположностей исчезает противодействие. Это всегда путь к катастрофе. Если в цепи электрического тока исчезает сопротивление (противодействие), возникает разрушительный ток короткого замыкания. Если власти нет оппозиции (противодействия), возникает гибельная для страны абсолютная власть. Если движению автомобиля не противодействовать (тормозом или двигателем), то его движение становится опасным. Между этими крайними случаями закона лежит множество случаев, когда действие и противодействие не равны между собой. например, волк хочет съесть зайца. Заяц противодействует ему в этом. Если бы противодействие зайца всегда было равно действию волка, то волк никогда бы не съел зайца.

Так как между противоположностями всегда есть различие (противоречие), то можно говорить, что движение есть тогда, когда есть различие. Нет различий; нет движения. Между прочим, мы видим окружающий мир потому, что в нём есть различия. Представьте себе, что случилось бы, если бы все различия в окружающем нас мире исчезли, наступила бы полная однородность, которую мы не смогли бы видеть (различать). Подобное явление бывает в густом тумане. Мы ничего не видим, кроме однородной серости. Тоже относится и к другим нашим органам чувств: слуху, осязанию, обонянию, вкусу. Эти органы действуют, пока есть различия в окружающем мире: различные звуки, запахи и т.п. Если бы эти различия исчезли, мы перестали бы владеть нашими органами чувств.

Всё живое различает противоположные ощущения: приятные от неприятных. Человек же может различать множество противоположностей. Органы чувств могут иногда обманывать   или давать ложную информацию (например, мираж). Это противоречие человек пытается разрешить с помощью логического мышления. Чем чаще человек сталкивается с противоречивой информацией, тем развитее становится его мышление. Но когда обучение и пропаганда ежедневно и ежечасно оглупляют человека, уводят его от противоречий, человек теряет способность различать противоположности. Простейший пример: со времен Платона известно, что демократия и централизм - противоположности. Но мы продолжаем говорить о демократическом централизме. Централизм не может быть демократическим.  Это утверждает теория. Это подтвердила и практика. Сталин, Хрущев и Брежнев наглядно показали, что централизм может быть только деспотическим (тираническим). Утверждать, что централизм может быть демократическим, всё равно, что утверждать, что может быть приятная неприятность.

Противоположности существуют всегда попарно. Если уничтожить один из членов пары, то погибнет и второй. Если бы в результате, какой-то специфической эпидемии, внезапно вымерли бы все мужчины, то через некоторое время вымерли бы и все женщины. Род человеческий перестал бы существовать. Человечество состоит не только из противоположностей мужчины-женщины. Были и другие противоположности. Например, рабовладельцы и рабы, помещики и крепостные крестьяне. Наконец, эксплуататоры и эксплуатируемые, кулаки и батраки. Если уничтожить любой из членов каждой противоположности, то погибнет и второй член. Это наглядно продемонстрировала эпоха ликвидации кулачества как класса. Остались было батраки, начался массовый голод 1933 года, унесший миллионы человеческих батрацких жизней.

Могут возразить, что класс эксплуататоров в СССР был ликвидирован, а класс трудящихся сохранился. Но было два главных класса: класс трудящихся (производящих материальные блага) и класс распределяющих эти блага. Но так как распределять всегда престижнее и легче, то класс распределяющих увеличивался, класс трудящихся уменьшался. Вместо класса эксплуататоров возник другой, его заменяющий. Вообще говоря, единство противоположностей возникает при каждом контакте двух людей.  Например, когда я в незнакомом городе спрашиваю встречного о чем-то. Я хочу получить информацию. Встречный хочет или не хочет дать эту информацию. Все равно у нас противоположные интересы. Полное единство происходит, если встречный тоже не владеет информацией, тогда нас может объединить общий интерес к этой информации. В этом случае нет взаимодействия противоположностей. По самым различным признакам людей может объединять кратковременный или долговременный интерес. То что принято называть групповым эгоизмом. Классовый интерес - один из видов группового эгоизма. Противоречия раздирают общество на индивидуальности и группы, но благодаря противоречиям общество и движется, изменяется, развивается, как и вся природа. Если бы Маркс понимал это, то не ставил бы своей целью переделать мир, отменив закон единства и борьбы противоположностей.

Вот его слова: «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда, когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни... общество сможет написать на своем знамени: «Каждый по способностям, каждому по потребностям»(К.М. и Ф.Э. Соч. т.19, стр.20).

         Здесь   можно выделить и опротестовать четыре пункта.

         1.Исчезнет разделение труда.

         2,Исчезнет различие между умственным и физическим трудом.

         З.Труд станет «первой потребностью жизни».

          4.Каждому по потребностям.

Маркс задался целью построить общество, в котором не будет классовых и иных различий, общество будет однородным. В таком обществе действительно исчезнет разделение труда и различие не только между физическим и умственным трудом, но и между городом и деревней. Но такое уже было. Разве в первобытное время было разделение труда? Разве были города и деревни? Разве было различие между физическим и умственным трудом? Но ведь без разделения труда не будет и общества. Общество цементируется только разделением труда. В обществе должны быть люди различных профессий и способностей, иначе это будет не общество, а собрание почти ничем не связанных индивидов (кроме кровного родства).

Труд станет «первой жизненной потребностью». Хорошо бы. Но, увы! Труд недаром имеет одинаковый корень со словом трудно, а работа и рабство тоже однокоренные слова.

         21.07.2016 г.              Павел Каравдин

Связанные материалы Тип
"единство" как идея чиновника Дмитрий Косой Запись