Человек постигает внешний мир, находясь с внешним миром во взаимодействии. Чтобы отслеживать взаимодействие с внешним миром, человек должен контролировать движение всех элементарных частиц своего тела (вакуум уже не принадлежит телу). Для человека это невозможно. Но мысли и чувства человека обуславливают движение всех элементарных частиц тела человека. Поэтому во взаимодействии с внешним миром человеку не остаётся ничего другого как контролировать свои чувства и мысли, от которых зависит движение элементарных частиц тела человека. И исходя из контроля своих чувств и мыслей постигать взаимодействие с внешним миром. И таким образом, физическая сторона взаимодействия оказывается отнесённой исключительно к следствию этого постижения в общих следствиях предыдущего и текущего постижения. А само постижение выражается исключительно чувствами и мыслями, духовностью человека. Вершину такого постижения внешнего мира выражает религия.
Но из понимания, что внешний мир независим от человека, внешний мир так и стали постигать, в его независимости, как объективную реальность. И поскольку это явное отвлечение от взаимодействия человека с внешним миром, то объективная реальность это абстракция.
Этому есть основание. Если человек долго и часто взаимодействует с каким-либо предметом, то узнает о его свойствах всё больше и больше. И с течением времени предмет начинает пониматься человеком сам по себе, вне этого взаимодействия с ним. Если еще таких предметов много, то складывается представление об этом предмете как таковом, а это уже абстракция. Человек так может понимать предмет потому, что само тело человека имеет характеристики как живой так и не живой материи, то есть имеет некоторые сходства с любым предметом. Но один предмет связан с другими предметами, поэтому возникает отвлеченное представление и относительно всего внешнего мира.
Объекти́вная реа́льность — мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.
Вершину постижения внешнего мира как объективной реальности выражает естественная наука.
И вот два вида постижения человеком внешнего мира - как стороны взаимодействия и в отвлечённости от этого взаимодействия, в абстрактной форме, в наиболее полной мере выражаемых религией и естественной наукой.