О СМЫСЛЕ ИСТОРИИ

Аватар пользователя Николай Кофырин
Систематизация и связи
Термины: 
Термины: 

Просмотр фильма «Ещё одна из рода Болейн» навёл меня на размышления о движущих силах человеческой истории. Для меня этот фильм не просто психологическая драма, рассказывающая о соперничестве двух сестёр за одного мужчину, а сюжет о Смысле человеческой истории.

Очевидно, что все социальные установления выдуманы людьми для наиболее комфортного выживания в условиях естественной конкуренции. Люди всегда поступают сообразно собственной выгоде и жизненной необходимости. А социальные правила являли собой результат выраженных интересов правящей элиты. Поэтому изменение социальных правил и институтов «под себя» объяснимая и понятная вещь. Генрих YIII отказался от верховенства католической церкви ради развода с одной женщиной, чтобы жениться на другой, которая обещала ему родить наследника престола, что, в свою очередь, было целью избежать очередной братоубийственной войны за престол. Поэтому понятны слова короля Генриха, звучащие в фильме: «Мне наплевать. Я должен от неё избавиться. Найдите мне повод!» Так родилась англиканская церковь. Даже веру и церковь приспосабливают к своим нуждам! И протестантизм родился из интересов германских феодалов, не желавших подчиняться Ватикану, которые просто использовали Лютера, вовсе не желавшего восставать против матери-церкви. Так же и царь Пётр 1 провёл реформу, преобразовав русскую православную церковь в государственный институт и создав Синод, тем самым поставив себя над церковью. Обычного человека и за меньшее признавали еретиком и сжигали на костре.

Что же правит миром: Её Величество Ложь, или, как утверждал Данте, «Любовь, что движет Солнце и светила»?

«Любовь мужчины никчёмна. Без власти и положения любовь ничего не стоит», – говорит Анна. – «Пора избавляться от этого чувства».

Что же первично: любовь или выгода? Любовь нам служит или мы служим любви? Любовь переменчива?

Надо признать: мужчине нужно больше одной женщины, особенно в период вынашивания женщиной ребёнка, родов и последующей адаптации.

Борьба сестёр за короля это чисто биологическое соперничество, облечённое в социальные формы, или нечто специфическое, чего нет в животной природе?

Это фильм – хороший пример заблуждения, будто бы женщины управляют мужчинами.

Как должны вести себя женщина: как Анна или как Мэри?

Что делать старшей сестре, когда всё лучшее достаётся сестре младшей?

Месть неизбежна или необходима?

Нет ни зла, ни добра, есть конфликт интересов!

Как говорил Гегель: цель всякой философии в примирении идеала с действительностью.

Данный фильм прекрасная иллюстрация, как законы меняют под нужды царей. Не только в России, но и в Англии, «закон – что дышло». Суды куплены и всегда действуют в интересах власти. Потому цель власти – контролировать суды и налоги.

Задача власти – поддерживать «систему порядка» с целью не допущения междоусобицы и самоубийственной гражданской войны. Поэтому действия короля Генриха, как Суверена, практически не оспариваются. Ибо абсолютная монархия и система престолонаследия возникла из необходимости избежать войны за престол между элитами.

Когда необходимость в абсолютной монархии исчезла, возникла конституционная монархия. Но, похоже, что и конституционная монархия перестаёт быть необходимостью, судя по скандалам в царствующих семействах.

Какая же «система порядка» наиболее соответствует человеческой природе?

Может быть, демократия? Но ещё Платон в работе «Государство» отмечал, что демократия заканчивается тиранией, которая перетекает в олигархию, и далее по кругу.

Природа человека неизменна. И потому страсти и судьба Анны Болейн шестнадцатого века почти полностью повторяются в веке двадцатом с принцессой Дианой!

Что же заставляет стремиться к власти, славе, успеху, богатству — этим, казалось бы, совершенно чуждым природе явлениям? При всём различии мотивов, они осуществляли себя, они поступали, как диктовала им их внутренняя необходимость, — они были собой! Они поступали не ради выгоды, а потому что не могли иначе! … Да, ими управляла необходимость. Но не столько внешняя, сколько внутренняя — желание осуществить себя. Лучшее из того, на что способен индивид — это быть самим собой, то есть жить в соответствии со своим предназначением; в этом заключено его счастье и его удача. А если не быть собой, то и удачи не будет, и счастья не сыскать. "Каждому — своё", как сказано в Библии.

Может быть, ненависть и месть движет миром? Нет, в конце концов всё содеянное возвращается к своему источнику согласно «закона отложенного возмездия». «Не рой другому яму, сам в неё попадёшь».

Анна запуталась в неправде, и вот результат… Мир, построенный на лжи, не устоит. СССР был построен на ложной идее, и потому рухнул.

Уж сколько раз твердили миру, что негодные средства дискредитируют благую цель, но чужой опыт никого не учит. А потому вновь и вновь повторяют одну и ту же ошибку: используя все средства для достижения цели, люди удивляются, почему достигнутая цель быстро теряет свою ценность и оборачивается в свою противоположность.

Жертвуя душой ради достижения материальных целей, люди в конце концов не получают желаемого. Анна пожертвовала своей душой ради тщеславный целей, а в итоге их не достигла: родилась девочка. Значит есть Высшая Справедливость! Но Пути Господни неисповедимы: правление этой девочки – Елизаветы – было «золотым веком» для Англии.

«Я должна смиренно покориться Закону. Ибо по нему судили меня», – говорит Анна, стоя на эшафоте. Но она напоминает о Высшем Суде, через который пройдут и её судьи. Как писал Лермонтов в стихотворении «Смерть поэта»: «Но есть и божий суд, наперсники разврата! Есть грозный суд: он ждёт, он не доступен звону злата, И мысли и дела он знает наперёд».

Нет, без Бога люди бы просто потерялись; они бы уничтожили друг друга!

Так в чём же смысл человеческой истории?

Мне кажется, история вообще никого не учит, потому что люди учатся не у истории, а прежде всего у самих себя. Я вообще не вижу во всемирной истории какого-либо смысла или, если хотите, не усматриваю прогресса. Насилия и войн не стало меньше, земля не становится краше, а жизнь миллионов людей в расчете на душу населения не становится лучше. Конечно, невозможно отрицать истории как некой связующей череды жизни поколений. Однако человеческая история это не есть постоянная смена революций и войн, а скорее непрекращающаяся борьба любви и ненависти.

…Всемирная история — это прежде всего судьбы людей, и интересует она меня лишь постольку, поскольку помогает понять собственную жизнь в череде других жизней, которые были до и будут после меня. Однако можно ли представить историю как некую сумму миллиардов человеческих судеб? Нет, конечно. Даже квинтэссенция человеческой мудрости не позволяет понять этот сплав индивидуального опыта. Не есть ли история одна и та же жизнь в неповторимых вариациях, повторяющаяся миллиарды раз: рождение — надежды — разочарования — страдания — смерть?

…Могу ли я вообще понять смысл истории, и что для этого нужно? Я или должен верить ученым-историкам, или должен предположить, что моя жизнь во многом похожа на жизнь миллионов людей, живших до меня. Я могу не верить историкам, но и не могу не верить себе, а потому выводы о прогрессе человечества, о том, господствует в мире добро или зло, делаю лишь на основе личного опыта. И этот опыт убеждает меня больше, чем пример тысяч других чужих жизней и чьи-то летописи. Я верю лишь в то, что созвучно моему собственному опыту. Но если я поверю историкам, это не сделает для меня более понятной жизнь миллиардов людей, живших до меня, а значит, и не объяснит цель моего рождения. Даже опытом своей жизни я вряд ли смогу измерить опыт миллиардов предыдущих жизней. Невозможно меньшим измерить большее, лишь предположив, что это однородные явления. Поэтому я убежден: только анализ собственной жизни может сделать понятным смысл истории, если таковой, в принципе, существует.

…К истории можно относиться по-разному: видеть в ней непонятное, труднообъяснимое, отдаленное по времени и труднопроверяемое описание чего-то чужого, или же извечное повторение все тех же проблем, которые были, будут и есть в твоей собственной жизни. Лишь во втором случае история делается доступной для анализа, а сам анализ является выражением потребности в осмыслении как нахождении вечного. Именно тогда индивидуальное существование становится не просто частью истории, но самой историей, ограниченной рамками временного отрезка под названием “моя жизнь”. Тогда лишь собственная жизнь кажется не чем-то преходящим, но частью вечного, самой Вечностью, в которой нет ни времени, ни смысла, ни начала, ни конца, а лишь бесконечное неповторимое повторение вариаций одного и того же — индивидуальной человеческой жизни. Понимание того, что вся история воплощена в твоей жизни, приводит к осознанию некой связи, в которой ощущаешь себя звеном в цепи бесконечного изменения. Все было, и все будет, и все неповторимо повторяется, и во всем этом присутствует некая закономерность. Это означает, что вся история сбывается в тебе и что тебе все дано, не хуже и не лучше, чем было до или будет после тебя. Важно лишь ответить на самый главный вопрос: в чем суть вечного в этом отрезке под названием жизнь, и что есть Вечность? К сожалению, мы привыкли мерить жизнь людей судьбами страны, тогда как нужно наоборот — это история страны измеряется судьбами ее великих сынов.

…Что толку рассуждать о смысле истории, если это не помогает разобраться в проблемах собственного существования? Совершенно естественно, что человек скорее соотносит собственную жизнь с мировой историей, чем ищет смысл истории в своем бытии. Эгоизм столь же естественен, как инстинкт самосохранения. Поэтому понятно, почему люди более заботятся о том, чтобы их жизнь становилась счастливее. Ведь только так они могут помочь и всему миру стать лучше. Невозможно заботится о мире, не заботясь о своих ближних. А заботясь о ближних, мы тем самым изменяем мир вокруг нас. И хотя в каждом человеке живет приоритет личного благополучия, нельзя не понимать, что невозможно быть счастливым, если рядом бедствуют ближние. Не в этом ли находится связь кратковременной жизни личности с тысячелетней историей мира? В конце концов, все сводится лишь к одному: мы свободны и счастливы, когда делаем окружающих людей счастливыми. И если трудно порой разглядеть прогресс человечества сквозь непрекращающуюся череду войн и страданий миллионов, то каждый из нас, вероятно, сможет, поразмыслив, ответить на вопрос: изменяется ли его жизнь к лучшему и становится ли она более свободной и счастливой? Мы можем быть свободны и счастливы независимо от мира, но счастье в мире — зависит от нас. Таким образом, я пришел к выводу: прогресс человечества есть прогресс нашей собственной жизни. Изменить мир возможно, только изменив себя. А мир и есть то, что нас окружает — что мы видим и на что можем воздействовать.

(из романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте http://www.newruslit.nm.ru

…Мы все исчезнем, исчезнет и Земля, и Солнце, и Вселенная; всё когда-то кончается. И так ли уж важно, произойдёт это раньше или позже. Важно, имела ли смысл наша жизнь, и вся эта история под названием цивилизация, и само существование Вселенной?

…Смысл истории предполагает наличие цели, какой-то закономерности человеческого существования. А какая может быть цель, если рано или поздно все мы умрём, пусть не с планетой вместе, то уж, наверняка, со смертью нашего солнца, или с галактикой нашей, или уж со всей Вселенной? История имеет начало и имеет конец. Что же могу поделать я? Ничего! Какое для меня история имеет значение, если всё происходит помимо моей воли? Я всё понимаю, но поделать ничего не могу, а те, кто вроде бы делает историю, вряд ли понимают, что творят, судя по их политике. Тот, кто знает историю, скажет только одно: история повторяется, и она ничему не учит!

… Смысл жизни человечества это и смысл жизни человека; и наоборот, смысл жизни человека это смысл жизни человечества. Внешне жизнь меняется, а по сути, остаются всё те же проблемы: любовь, ненависть, предательство и жертва.

… Эллины рассматривали историю как круговорот и были полностью покорны судьбе, исходя из представления о законченности и гармоничности мира. Иудеи рассматривали историю как драму, ведущую к определённой цели. Индусы считали, что всё величие духовной жизни раскрывается лишь в индивидуальной глубине человеческого духа. Человеческая история — это история воплощения идей, история духовной жизни личностей, народов, цивилизации. Христос, Будда, Магомет — их духовная жизнь определяла и определяет и жизнь человечества. Не было бы видения Магомета, не было бы просветления Будды, не было бы распятия Христа, — какой была бы история? Определённо, мир был бы иным!

… История идёт по неизбежному и необходимому пути, где случайность не меняет закономерности движения и направления.

… А если наша история закончится в результате войны или космической катастрофы, то в чём тогда может быть смысл человеческой цивилизации? История тогда лишь история, когда известен конец, а когда неизвестен — это просто жизнь. Какой смысл в неоконченном процессе? Никакого! Если и есть смысл в процессе существования человечества, то лежит он за пределами самого человечества, так же как и смысл существования аквариума, где плавают рыбки.

И для рыбок, и для владельца аквариума смысл един — он в процессе плавания рыбок. Смысл — категория процесса, а не результата, причём категория трансцендентная, процесса метафизического. Смысл — это некая закономерность. И он во всём!

Если смысл истории существует, то он в каждом шаге, в каждой мысли, и только сейчас. Смысл этот в необходимости жить! Это общее в жизни человека и Вселенной. День — это целая жизнь, история в миниатюре: зарождение, активная деятельность, засыпание. Каждый день моей жизни не бессмысленен. За день можно сделать столько, сколько не сделаешь за всю жизнь. Но смысл этого дня не в нём самом, а в тех деяниях, которые отразятся на других людях. Вот сотворил я сегодня доброе дело. Разве смерть сию минуту сделает этот день бессмысленным? Никак!

Смысл — категория не внутренняя и не внешняя, а, правильнее сказать, сквозная! Он пронизывает всё, присутствует везде и един для всего, Он связывает всё своим единством. Этот Смысл, или Принцип, с необходимостью осуществляется, и потому по сути своей это Закон. А вот что именно осуществляется? какое желание, какую потребность испытывает всё живое и неживое? Я полагаю — быть собой, осуществлять себя в полной мере в соответствии со своим предназначением! Этот закон единый для всего, универсальный принцип существования! Он осуществляется с неизбежностью как необходимость, и для человека, и для человечества –

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ

(из романа-быль «Странник (мистерия) на сайте http://www.newruslit.nm.ru

© Николай Кофырин - Новая Русская Литература на сайте http://www.newruslit.nm.ru