МАСС-МЕДИА И ФИЛОСОФИЯ

Аватар пользователя Николай Кофырин

Участвовал в работе очередного историко-методологического семинара «Русская мысль», действующего на базе Русской Христианской Гуманитарной Академии. С докладом: «Масс-медиа и философия» выступал ученый-русист Игорь Павлович Смирнов (г. Констанц, Германия). В дискуссии принимали участие игумен Вениамин (Новик), писатель Андрей Столяров, профессор философского факультета СПбГУ Валерий Савчук, преподаватель филологического факультета СПбГУ Георгий Медведев, и другие.

Выделю наиболее интересные моменты дискуссии:

1\ Медиальность всегда окружалась сакральной аурой.

2\ Медиа – как средства для вступления в контакт с потусторонним универсумом.

3\ С помощью медиальности человек старается приобщится к «другому всего».

4\ Медиа возникают как заместители и продолжение человеческого тела.

5\ Прибор медиа содержит цель в себе.

6\ Всякая коммуникация в обществе имеет цель завоевание власти и ограничение свободы.

7\ Цель медиа – обретение общности.

8\ Воспроизводимость – новое качество дискурса. Истина дискурса в повторяемости, воспроизводимости.

9\ Картина мира, создаваемая дискурсом, это тотальность.

10\ Дискурсы бытийны, онтологичны. Дискурсы как тотальность и повторяемость. Соединение дискурсивности и медийности создаёт онтологическую основу. Это онтологическая машина.

11\ Любое медиа дробит информацию.

12\ Медиа налагает ограничения на дискурсы, а дискурсы хотят поработить медиа.

13\ Все дискурсы были ещё в античности.

14\ Докладчик констатировал конец креативности и интеллектуальности.

15\ Медиа есть средства подчинения, насилия и войны.

16\ Средства коммуникации постоянно вытесняют цель (содержание) коммуникации, и подменяют её.

Лично я считаю, что говорить о конце креативности и интеллектуальности, судя даже по происходящему в Интернете, рано или даже вредно. Конечно, как любое новое средство коммуникации, Интернет заражён негативными моментами (такими, как например, насилие и порнография). Но наряду с негативными тенденциями нужно видеть и позитивные моменты, и стимулировать развитие именно позитивных моментов новых средств коммуникации.

Происходит ли искажение первоначальный дискурсов посредством медийной революции?

Можно ли сказать, что «виртуальное пространство» (Интернет) является принципиально отличным от других медиа, и в чём его отличие?

Есть ли принципиальные отличия дискурса цифрового медиа от других?

Мне предсталяется, что такие отличия есть. Во-первых, ни одно медиа не обладало принципиально новой возможность общения «здесь и сейчас» практически со всем миром. Во-вторых, это цифровое медиа в интернете соединяет в себе видео+текст+фото+графику+музыку+мгновенную реакцию+обсуждение«здесь и сейчас», чего не было в других медиа. Впервые происходит общение не текстом, а более лаконичным и ёмким образом – видеороликом, содержащим текст+музыку+графику+фото+видео.

Я считаю, что с одной стороны, в процессе медийной революции произошло искажение первоначальных дискурсов (смыслов), которые часто существуют только в практике непосредственного общения учитель-ученик (пример – «Пир» Платона, буддистские практики и т.п.). С другой стороны, благодаря медийной революции происходит страстный прорыв к этим первоначальным смыслам (дискурсам) посредством коммуникации «здесь и сейчас» бесчисленного количества участников, что приводит к «цепной реакции» и переходу «количества в качество» – прорыву к первоначальным смыслам!

Безусловно, всёвозрастающее количество информации требует сепарирования. Но главное – образуется новое феноменальное ментальное и духовное единство в виртуальном пространстве посредством коммуникации единомышленников. И это единство становится той новой формой общественной жизни, с которой уже сейчас приходится считаться политикам.

Желающие прослушать доклад и дискуссию, могут скачать аудиозапись 2 часа в формате dvf. Ссылка для скачивания: http://depositfiles.com/files/4127625