ГОРЯЙНОВ С. ДИАТРОПИКА (ИЗ ФИЛОСОФИИ ЛАНДШАФТА)
Ландшафтная парадигма современности – это парадигма принципиального утверждения о разнообразии мира, она сформировалась прежде всего в геолого-географических науках, что было показано ранее. Но идеи разнообразия формируются не только в области геолого-географических наук, они формируются и в биологии, в частности идеи диатропики развивает Ю.В. Чайковский – ученик выдающегося палеоботаника С.В. Мейена (1935-1987)..
Диатропика (от греческого «диатропос» – разнообразный, разнохарактерный) – это наука о разнообр¬зии - науки об общих свойствах сходства и различия. В данном случае он действует в русле идей «монадологии» Лейбница. Эта концепция имеет истоком также таксономию как исходного метода классификации растений, примененной К. Линнеем. Но более глубокие корни этой философии «диатропики» лежат в философии Аристотеля – первого «феноменолога» в истории европейской культуры, который взамен «генерализирующим» методам платоновского «математизма», предложил дескриптивный феноменологический метод «квалитатизма», разумно заметив, что количественный метод анализа реальности не может заменить полностью качественные методы анализа. Действительно, принятая система понимания качественных методов как методов несовершенных неверна и не всякое явление возможно интерпретировать с помощью количественных методов, не всякое качество находит разрешение в мере – в этом гегелевская «триада»: «качество- количество – мера», – несостоятельна. (Это, в частности неплохо показал наш отечественный философ В.П. Визгин (1982)).
Ю. Чайковский отрывается от концепта «познавательная модель», считая, что это понятие ввел А.П. Огурцов (1980). Вот, что пишет Чайковский: «Для науки Нового времени наиболее характерны пять таких моделей: 1) схоластическая (трактующая природы как текст, как шифр), 2) механическая (природа как машина, как часы), 3) статистическая (природа как баланс средних величин), 4) системная (природа как организм) и 5) диатропическая (природа как сад, как ярмарка). В разные эпохи господствуют разные познавательные модели, но все они присутствуют в науке почти всегда».
Исходя из этого Ю. Чайковский правильно считает, что исходной парадигмой современного неклассического мышления будет образ «сада», с чем можно полностью согласиться: мир разнообразен и именно в этом разнообразии – причина его устойчивости. Мир сложен, пора «расстаться с простотой» (И. Пригожин), и только путем принятия разнообразия можно адекватно понять реальность культурного Ландшафта и природы. И именно образ «сада» является базовым архетипом ландшафтной парадигмы науки будущего.