"ЧАСТИЦЫ" ВЕЩЕСТВА И "ПУСТОЕ" ПРОСТРАНСТВО
1 ("Частицы")
1. ДЕКАРТ. "201. Совершенно несомненно, что тела, ощущаемые посредством чувств, состоят из частиц, недоступных чувственному восприятию.
Быть может, скажут, что в каждом теле я рассматриваю частицы столь мелкие, что их нельзя воспринять ни одним чувством. Я знаю, что этого не одобряют те, кто принимает свои чувства за меру познаваемых вещей. Но мне кажется, что ограничивать человеческий разум только тем, что видят глаза, - значит наносить ему великий ущерб.
Кто же может усомниться в том, что многие тела столь мелки, что не воспринимаются ни одним из наших чувств? Надо только рассмотреть, каковы тела, которые прибавляются каждым разом к вещам, мало-помалу возрастающим, и каковы те, которые отнимаются у вещей, убывающих таким же образом. Мы видим изо дня в день, как растёт дерево, но нельзя понять, как оно может стать больше, чем было, если не помыслить, что к его телу присоединяется некоторое иное тело".
2. АЛЕКСАНДР АРИТЕРОС. Как вообще такое можно говорить, не рефлексируя, не отдавая себе отчёт, что произносится абсолютная ложь?!
Данное высказывание Декарта абсолютно сомнительно.
То, что недоступно чувственному восприятию, очевидно, доступно только мышлению, причём доступно мышлению - изначально, и никак не извлекается из "первоначальных" ощущений. С точки зрения "их" методологии, то, что недоступно чувственному восприятию, не может считаться истинным, а только лишь предполагаемым, гипотетическим.
С точки же зрения [моего] Аритеросизма, недоступность чувственному восприятию понимается как невозможность исполнения изначально мысленной концепции в чувственных ощущениях, а значит и во внешне-реальном бытии. Неисполнимость же во внешне-реальном бытии - это критерий ложности, того, что данная мысленно-умозрительная концепция ложная.
Следовательно, на самом деле тела вовсе не состоят из частиц, которые недоступны нашему чувственному исполнению, или, как "у них", - чувственному восприятию. А то, что существуют тела, "ощущаемые посредством чувств", т.е. внешне-бытийно-исполняемые через наши чувства, - это истинная, внешне-бытийно-исполнимая концепция.
2 ("Пустота")
1. ДЕКАРТ. "16. О том, что не может быть никакой пустоты в том смысле, в каком понимают это слово философы.
Что касается пустого пространства в том смысле, в каком философы понимают это слово, т.е. такого пространства, где нет никакой субстанции, то очевидно, что в универсуме (вселенной) нет пространства, которое было бы таковым, потому что протяжение пространства или внутреннего места не отличается от протяжения тела. А так как из одного того, что тело протяжённо в длину, ширину и глубину, мы правильно заключаем, что оно - субстанция (ибо мы понимаем, что невозможно, чтобы "ничто" обладало каким-либо протяжением), то и относительно пространства, предполагаемого пустым, должно заключать то же, а именно что раз в нём есть протяжение, то с необходимостью в нём также должна быть и субстанция".
2. АЛЕКСАНДР АРИТЕРОС. Здесь Декарт как раз правильно подметил, что есть физическая проблема "пустого пространства", как и философская проблема оного.
Согласен, "пустое пространство" не может быть "пустым" - ни физически, ни философски. Иными словами, - вообще нет "пустого пространства".
Если философски и физически нет "пустого пространства", то вся молекулярная концепция строения вещества и его свойств не выдерживает никакой критики, являясь ложной концепцией, как ложной концепцией является и то, что тела состоят из мыслимых, но невидимых и неощущаемых минимальных частиц вещества - молекул.
--
© 1988-2024, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==