Схема научного познания

Аватар пользователя boldachev
Систематизация и связи
Эпистемология

(фрагмент "Интегральной эпистемологии" (2003), непосредственно следующий за разделом "Истинность научных высказываний")

 

Цитаты из предшествующего текста, необходимые для понимания содержания раздела:

"Индивидуальное понимание есть некоторое внутреннее непосредственное ощущение смысла изначально не фиксируемого в формальных высказываниях. Это ощущение формируется приобретенными знаниями, то есть можно сказать, что знания генерируют понимание, которое с этой стороны выступает, как осознанное (воспринятое) знание. Но, с другой стороны, сами знания (формальные высказывания) порождаются только индивидуальным пониманием и могут рассматриваться как объективированное (застывшее) понимание."

Интегральная эпистемология, Индивидуальное понимание

Пояснение: Индивидуальное понимание включает в себя априорные представления, модели, позволяющие продуцировать как единичные высказывания, так и их системы - теории.

"Индивидуальное Понимание предмета проявляет себя в виде множества элементарных высказываний относительно этого предмета. Это множество высказываний может само стать предметом понимания – в результате которого (понимания) могут появиться новые высказывания относительно связей элементарных высказываний. Однако новые высказывания будут в большей степени отражать уже не индивидуальное Понимание предмета, а однозначные соотношения исходных элементарных высказываний. Эту систему высказываний о высказываниях можно назвать теорией предмета.

Теория, как и индивидуальное Понимание может продуцировать частные высказывания о предмете. Но поскольку теория предмета имеет формальную структуру, то она однозначно ограниченна, но, благодаря этой же формальности, она имеет однозначный (объективный) характер. То есть если в элементарном высказывании Понимание реализует себя как единичное, субъективное, то в теории фиксируется некоторая всеобщность Понимания предмета, его объективность."

Интегральная эпистемология, Индивидуальное понимание и научная теория

 

...Основанием достоверности эмпирических высказываний, является сфера Всеобщего социального познания, которая представляет собой ту часть механизма функционирования социальной системы, которая заключает в себе весь исторический научно-практический опыт человечества. Сфера всеобщего познания помимо чистой науки включает в себя и индустрию проведения экспериментов, а также к ней частично можно отнести техническую и технологическую часть промышленного производства.

Всеобщее социальное познание – это реальная функционирующая система, в которую явно или опосредовано входят и предметы научного познания, и качества этих предметов (характеристики, параметры и т.д.).

Интегральная эпистемология, Истинность научных высказываний

 

...

Объект и субъект в сфере всеобщего Познания

Изложенное представление об истинности научных высказываний (теоретического и эмпирического) по сути представляет собой вариант схемы научного познания. Главное в этой схеме то, что в ней не делается акцент на непосредственном взаимодействии субъекта (ученого) и объекта (предмета науки). Взаимосвязь субъекта и объекта опосредована включением их обоих в качестве элементов в сферу всеобщего социального познания. Ученый продуцирует теоретические высказывания не вследствие чувственного восприятия предмета, а на основе своего индивидуального Понимания, сформированного Всеобщим Пониманием (в котором присутствуют и сам предмет, и все теоретические и эмпирические высказывания о нем). По сути ученый изучает не предмет, а его представление в своем Понимании.

Ученый как конкретное единство социального познания и предмета

При таком подходе проблема научного познания смещается в сторону взаимодействия предмета и Всеобщего Познания. При этом предмет выступает не только как независимый, данный извне объект, но и как элемент социальной практики, и как понятие в индивидуальном Понимании. Ученый в этом процессе «стыкует» Всеобщее Понимание (воплощенное в индивидуальном Понимании), и частные научные факты (эмпирические и теоретические выказывания), он выступает лишь как точка в которой возможна реализация их конкретного единства, в результате которого появляется новое знание в виде нового высказывания или системы высказываний (теории). То есть, возвращаясь к нашему примеру, мы можем сказать, что только человек может во времени и в пространстве (в своей голове) соединить как нечто единое весь научно-практический опыт использования воды, измерения ее температуры, конкретное положение столбика термометра и символическую запись tк=100°C.

Реальный процесс развития науки

Социальная система, как эволюционирующая часть Мира, постепенно включает в себя все новые феномены в качестве своих элементов. Процесс интеграции природных систем в социум сопровождается раскрытием их качеств, включением этих качеств в систему всеобщего познания (научно-практического опыта), фиксацией этих качеств в новых эмпирических высказываниях.

Если при появлении нового эмпирического высказывания не существует научной теории, имеющей соответствующее теоретическое высказывание, то из этого можно сделать заключение, что наша научная система не полна, и на повестку дня ставится задача построения новой теории или расширение имеющихся.

Новая теория, помимо объяснения имеющихся эмпирических высказываний, то есть вывода тождественных им теоретических высказываний, может выдвигать и новые высказывания, которые еще не имеют соответствующие им эмпирические высказывания. Это стимулирует проведение новых экспериментов, в ходе которых, либо как отрицательный результат относительно проверяемой теории, либо в виде случайных данных появляются новые эмпирические высказывания, не имеющие тождественных теоретических высказываний, и т.д.

Можно представить следующие цепочки разворачивания процесса научного познания:

(1) Всеобщее Знание-Понимание – индивидуальное Понимание теоретика – теория – новое теоретическое высказывание - новое индивидуальное Понимание практика – эксперимент – новое эмпирическое высказывание (которое может совпадать или не совпадать выдвинутым теоретическим высказыванием).

(2) Всеобщее Знание-Понимание – индивидуальное Понимание практика – новый эксперимент – новое эмпирическое высказывание – новое индивидуальное Понимание теоретика – теория – новое теоретическое высказывание.

При любом итоге сравнения теоретического и эмпирического высказываний вся эта цепочка становится достоянием сферы Всеобщего познания, по сути она и есть реализация всеобщего познания в частных научных процессах. Новый уровень Всеобщего Знания-Понимания непрерывно рождает новые цепочки.

Цели научного познания

Знание не является абсолютной целью научного познания. Знания – формальная компонента этого процесса. Для ученого, профессионально работающего в сфере производства знаний, личной конечной целью является расширение, углубление его индивидуального Понимания. Конкретные знания (теории) могут рассматриваться им лишь как способ стимулирования процесса познания и форма фиксации индивидуального Понимания для передачи его другим людям. Конечно, если рассматривать цель научного познания с точки зрения его социальной значимости, то на первое место выдвигается практическая функция науки - продуцирование новых инструментальных научных теорий, которые обеспечивают социуму более адекватное взаимодействие с окружающей средой, повышают его устойчивость благодаря практическому использованию научных знаний в производстве и других сферах. Но если рассматривать роль научного познания в развитии социальной системы не только в узко прикладном смысле, а шире, как задачу формирования Всеобщего социального Понимания, то с этой точки зрения понятийная функция науки все же преобладает над утилитарно-практической. Именно наличие единого Всеобщего социального Понимания является безусловной основой сохранения внутренней целостности социальной системы.

ПРОГРЕСС В НАУКЕ

Развитие имманентно науке

Проблема прогресса науки, являющейся лишь одним из элементов социума, не может быть полностью решена в рамках эпистемологии. Развитие науки лишь отражает эволюционное движение социальной системы. Сама возможность и необходимость поступательного движения науки должны в первую очередь обосновываться при рассмотрении развития социума как целого. Следовательно, в эпистемологии развитие науки должно постулироваться, иметься в ее определении.

Направленность науки на развитие фиксируется в выделении ее предсказательной функции как одного из главных элементов ее определения. Сама последовательность научной деятельности (выдвижение прогнозов, эмпирическая проверка их и продуцирование новых прогнозов на основе полученных результатов) воплощает собой непрерывный процесс развития.

Можно также заметить, что генерация новых высказываний присуща и самой природе индивидуального мышления человека, что обеспечивает постоянный прирост научных знаний на элементарном уровне.

Так что можно сделать вывод, что науке и как элементу развивающейся социальной системы, и как целенаправленной познавательной деятельности, и как сфере реализации частных мыслительных способностей человека имманентно присуще развитие.

Развитие науки, как кумулятивный рост знаний

Формально развитие науки, конечно, выражается в кумулятивном приросте знаний: как реально зафиксированных в научных теориях, так и индивидуальных. Но сам по себе рост знаний всего лишь отражает внешнюю сторону развития науки, он является результатом научного прогресса, а не его причиной.

Прогресс науки и пространство качеств ее предмета

Говоря о науке, как о совокупности теорий, описывающих ограниченные области пространств качеств предметов, можно достаточно четко определить критерии ее прогресса: (1) расширение областей применения теорий, то есть включение в науку известных, но ранее не описываемых ею качеств предметов; (2) создание теории, обобщающей несколько ранее существующих теорий с полным или частичным перекрытием их областей пространства качеств (электродинамика Максвелла, современные теории объединения фундаментальных взаимодействий); (3) расширение пространства качеств предметов – выявление новых ранее не выделяемых качеств (энтропия статистических систем, спин элементарных частиц и т.д.); (4) выявление новых предметов, а следовательно новых наук (атомы и элементарные частицы - квантовая механика, информация – кибернетика, гены – молекулярная биология и т.д.).

В процессе развития науки перечисленные признаки ее развития редко встречаются обособленно. Обычно выдвижение новой концепции, теории приводит и к выявлению новых качеств предмета, и к перекраиванию областей пространства качеств других теорий.

Прогресс науки и развитие человека

Если мерой прогрессивных изменений в различных областях человеческой деятельности считать самого человека, то очень сложно выявить некоторую глобальную положительную тенденцию. Мы не можем утверждать, что индивидуальное Понимание отдельных людей претерпело значительный рост за последние тысячелетия (хотя мы и не обладаем рациональными методами их сравнения). Но мы можем однозначно констатировать, что со временем происходит постоянный рост знаний, как объективной формы небиологического способа сохранения информации о социуме. Этот процесс накопления знаний свидетельствует не только о развитии науки, а и о поступательном движении всей социальной системы планеты – она растет, усложняется, совершенствуется, становится более устойчивой. (Аналогично, если оценивать биологический прогресс от амебы до высших приматов по модификации клетки, как основного элемента организма, то трудно будет выявить какие-либо принципиальные изменения, говорящие именно о ее прогрессе. Реально прогрессирует весь организм, система клеток, попутно вызывая их модификацию (специализацию) как вторичный эффект. При этом некоторые клетки по своей сложности в сравнении с амебой могут и деградировать.)