Недавно министр просвещения Сергей Кравцов предложил писать слово "Бог" с большой буквы. Я давно так пишу. Достоевский в своих романах в одних случаях употреблял слово «бог» с маленькой буквы, в других случаях с большой с целью подчеркнуть значение этого понятия для говорящего.
Для монотеизма характерно употребление слово «Бог» с большой буквы; для политеизма характерно писать слово «боги» с маленькой буквы.
Русское слово «Бог» имеет общеславянское происхождение и родственно иранскому «baga» и санскритскому «bhagas» — «податель благ». Исходное значение – «богатство», «доля», «наделять».
24 мая 2022 года Дмитрий Вадимович Панченко (кандидат исторических наук, преподаватель факультета свободных искусств и наук Санкт-Петербургского госуниверситета) пригласил меня на свою лекцию «Европейские компоненты древнееврейской цивилизации» в рамках семинара «Спорные вопросы древней и новой истории» и перед началом дал мне небольшое интервью.
Д.В.Панченко считает, что Моисей – персонаж мифологический. Никто не знает, где могила Моисея. Нет никаких исторических свидетельств о нахождении евреев в Египте. Моисей обещает своему народу Землю Обетованную поля и виноградники, но скотоводам они вряд ли нужны. О превращении скотоводов в земледельцев ничего не говорится.
В истории Исхода отразилась история воинов, покинувших фараона. В Исходе наряду с Моисеем и Араоном главную роль играют левиты в наведении религиозного порядка, и сам Моисей происходит из левитов. Левиты были гвардией меченосцев и, возможно, теми самими заморскими наёмниками, которые служили фараону в Египте.
Таким образом, еврейская цивилизация устанавливалась вышедшими из Египта наёмниками европейского происхождения, которые действовали в альянсе в бедуинами, говорившими на семитском языке. Этот союз и породил еврейскую цивилизацию.
Перед написанием статьи я ещё раз посмотрел фильм Ридли Скотта "Исход: цари и боги". В фильме Моисей не просто сочувствует евреям, но и ратует за равные права для рабов, требует освободить их или платить им. Но сыны Израилевы не были рабами в том смысле, как мы сейчас понимаем, скорее, работники. «Времени же, в которое сыны Израилевы [и отцы их] обитали в Египте [и в земле Ханаанской], было четыреста тридцать лет», – говорится в Библии.
Моисей родился в Египте в царствование фараона, который не знал Иосифа. Иосиф был первым вельможей при прежнем правителе Египта. Новый фараон усомнился в верности потомков Иосифа и обратил евреев в рабов.
Люди работали на фараона, который, в свою очередь, обеспечивал их всем необходимым: едой, питьём и прочим. Давали и мясо, и рыбу, и овощи. Бывали случаи, когда рабы отказывались работать, если их не обеспечивали защитным гримом для лица.
И всё же народ Израиля ощущал себя в рабстве и мечтал о Земле Обетованной. Примерно за 260 лет до Моисея сын Израиля Иосиф предсказал, что его народ выйдет из Египта. Пророчество об Исходе один из примеров того, как не только прошлое, но и будущее может влиять на настоящее.
Некоторые считают, что Библия это сказка народа Израиля. И то, что Моисея нашла дочь фараона, усыновила его, и что кормилицей была мать еврейка, и что египетский принц был сыном Израиля, – всё это услаждающая самолюбие выдумка.
По Библии Моисей был евреем из колена Левия, сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и Мариам. По Талмуду, племя Левия оставалось верным Всевышнему всё время пребывания в Египте и, согласно Книге Исхода, было единственным, устоявшим перед искушением Золотым тельцом.
Однако древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее. Доказательств историчности фигуры Моисея нет.
Когда в 2018 я путешествовал по Хашимитскому королевству Иордания, то старался побывать в тех места, по которым в своё время проходил пророк Моисей. Согласно Библии, Моисей «погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора...», а это (по одной из версий) где-то поблизости от горы Нево.
Гора Нево (Небо) — гордость Иордании, святое место, потрясающий уголок земли, который запечатлён в Библии. С этой горы (высота 817 метров над уровнем моря) Бог показал Моисею Землю Обетованную. «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана…» (Второзаконие 34:1).
Однако Моисей сам в Землю Обетованную не пошёл. Попросил похоронить его вблизи горы Нево. Но никто не знает точно места его погребения. Сейчас на вершине горы Нево построен мемориал Моисея: древнее святилище храма и посох Моисея. Сохранились остатки первой церкви, построенной в конце IV века с целью отметить место кончины Моисея, и остатки византийского монастыря IV—VI веков.
Все места, где по преданию, проходил Моисей, сейчас носят его имя. Например, небольшая высохшая речка, в каньоне которой расположена знаменитая Петра, носит сегодня название "Вади-Муса" — "река Моисея".
Ближе к Петре тянется узкое и длинное ущелье Сик, стены которого поднимаются ввысь на 100 метров. Именно здесь Моисей ударом жезла извлёк воду из скалы. Вполне возможно, он знал, где находится источник.
В Петре существует могила Аарона (брата Моисея) — первого священника новой веры. Она и сейчас видна как белое пятно на одной из горных вершин. Как и многие, мы поднялись на вершину горы к священному жертвеннику, чтобы увидеть могилу Аарона.
Предполагают, что Моисей со своим народом прошёл через пустыню Вади-Рам. Она была «перевалочным пунктом» для караванов в Сирию и Палестину благодаря своим источникам питьевой воды.
Историки утверждают, что Вади-Рам возникла в результате разлома земной коры, из гигантских кусков гранита и разрушенных горных хребтов песчаника около 30 млн. лет назад. В её нынешнем виде пустыня образовалась в 8-6 веках до н.э., тогда она называлась Вади Ирам.
Согласно Каббале, слова, состоящие из одинаковых букв или имеющие равную по сумме геометрию, обладают прямой духовной связью.
Чем примечательна земля Египта? И чем она отличается от земли Израиля?
“Египет” — на иврите это “Миц-ра-им”.
“Миц” — это “сосредоточение”.
“Ра” — это “зло”, эгоизм, желание использовать всех и вся ради себя.
“Им” — это множественное окончание. То есть, Египет есть сосредоточение зла.
А Исраэль — это “яшар Эль” — прямо к Творцу. Имя земли и народа Израиля, буквально, перстом указует на его миссию и назначение.
Таким образом, оказаться в Египте или выйти из него — это вопрос уже не путешествия по планете Земля пару тысяч лет назад или сегодня. А личный духовный подъём.
Находиться в Египте это значит находиться в эгоизме. На иврите слово “фараон” происходит от слова “паро”. “Пэ ра” — дословно “дурные уста”. Паро — это центральная сила эгоизма, которая держит нас в своей власти.
А кто такой Моше?
Моше — это особенная сила нашей души. Это имя происходит от глагола “лимшот” — вытягивать. Таким образом Моше — сила личного духовного подъёма. Эта сила помогла Моисея вывести свой народ из Египта.
О Моисее писал историк античности иудей Иосиф Флавий (37–100 гг. н.э.) в книге «О древности еврейского народа». По свидетельству Иосифа Флавия, Моисей был сделан начальствующим над египетским войском в войне против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их.
Моисей был не только главнокомандующим египетской армии, но и наследником египетского трона. Поэтому, скорее всего, Моисей стал жертвой борьбы за власть с законным сыном фараона. Моисея выслали или был вынужден бежать из Египта в возрасте около 30 лет.
Философ античности иудей Филон Александрийский (25 год до н.э. - 50 год н.э.) в своём трактате «Жизнь Моисея» превратил его в настоящего героя по меркам античности.
О Моисее писал великий французский толкователь Талмуда Раши (1040–1105), а также Григорий Нисский («О жизни Моисея»).
Зигмунд Фрейд в своей книге «Человек по имени Моисей» психоаналитически исследует жизненный путь Моисея и его отношения с народом, а также формирование монотеизма у евреев.
Согласно одной из версий Моисей унаследовал идею монотеизма у египетского фараона Аменхотепа IV Эхнатона (правил приблизительно в 1351—1334 годах до н.э.). Эхнатон известен своими религиозными реформами и попытками перевести Египет в монотеизм.
Библейский миф остаётся единственным источником сведений об Исходе и о Моисее. Моисей (по иудейски Моше) – первый пророк Бога Авраама, Исаака и Якова, основатель его религии, законодатель, религиозный наставник и политический вождь. В каббале указывается, что Моисей – это кругооборот (гилгул) души Авеля.
Жизнь Моисея и события исхода еврейского народа из Египта в Ханаан (Палестину) относятся предположительно к периоду правления XIX династии в Египте в 1305 - 1196 годах до нашей эры.
Согласно одной из гипотез, правил Египтом во времена Исхода Тутмос IV. Став египетским царём, он получил титул Аменхотеп III.
Другие предполагают, что в Библии речь идёт не о фараоне Рамсесе II, а о его сыне Марнептахе.
Когда фараон приказал топить в Ниле всех еврейских новорождённых младенцев мужского пола, мать Моисея три месяца прятала его в своём доме, после чего положила дитя в просмолённую корзину и поставила в заросли тростника на берегу Нила. Корзину будто бы нашла дочь фараона и дала ему имя Моисей (что означает «спасённый из вод»).
Существует предположение, что доброй принцессой, нашедшей Моисея и усыновившей его, была Термутис – дочь Рамсеса II. Как приёмный сын дочери фараона, Моисей обучался всей мудрости египтян: математике, геометрии, архитектуре, строительству, управлению государственными делами.
В библейской истории Исхода меня интересовал не столько сам выход народа Израиля из Египта, сколько пророчество и мессианство Моисея. Ради этого я совершил путешествие в Израиль и Египет, и даже поднялся на «гору Моисея». Это ночное восхождение на вершину высотой 2285 метров осталось в моей памяти навсегда!
Та самая это гора Хорив или Моисей был на другой вершине, это уже не так важно. Важна лишь вера, которая заставляет совершать ночью опасное восхождение на вершину духа.
9 апреля 2002 года в передаче «Красный квадрат» французский писатель русского происхождения, президент французского ПЕН-клуба Жан Бло представлял свою книгу «Моисей: Наш современник». СПб., 2001. Жан Бло характеризовал Моисея как крайне неуверенного в себе человека, постоянно сомневающегося и нерешительного.
Когда Моисей был вынужден бежать из Египта, он поселился у священника земли Мадиамской Иофора и впоследствии женился на одной из его дочерей – Сепфоре. Около десяти лет Моисей пас овец своего тестя. Лишь самые смелые из посвящённых Иофора поднимались на гору Хорив (считавшейся Божьей горой). В пещере Сербала они проводили несколько дней в посте и молитве. Мудрецы находили там свои вдохновения.
Сколько Моисей был в земле Мадиамской?
Я предполагаю, что не больше десяти лет. Когда Моисей возвращается в Египет, вместе с женой едут оба его сына: Гирсаму 9 лет, Елиезеру 6–7 лет.
Однако Библия утверждает, что «Моисей был восьмидесяти, а Аарон [брат его] восьмидесяти трёх лет, когда стали говорить они к фараону». (Исход 7:7).
Согласно Библии, Моисей умер в возрасте 120 лет. Хотя средняя продолжительность жизни сынов Израилевых составляла 75 лет. Логичнее предположить, что умер Моисей в возрасте около восьмидесяти лет. 30 лет он жил в Египте, 10 лет находился в изгнании в земле Мадиамской, 40 лет водил народ по пустыне.
Когда Моисей пас овец близ горы Хорив, он увидел, что терновый куст горит огнём, но не сгорает. Моисей сказал: пойду и посмотрю на сие великое явление, отчего куст не сгорает. От неопалимой купины скорее всего исходило яркое сияние, воспринимаемое как огонь. Ангел Господень окликает Моисея из тернового куста: «Я Бог отца твоего, бог Авраама, бог Исаака, бог Иакова».
Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий. И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий [Иегова] послал меня к вам». (Исход 3:14).
Можно верить Библии или не верить. Иаков тоже видел в Вифеле видение-лестницу с Элохимом на вершине, по которой всходили и нисходили ангелы. Сейчас так рассказывают об инопланетянах, входящих в свою летающую тарелку.
Бог наделяет заикающегося от рождения Моисея способностью чудотворства и делает его толмачём брата Аарона. Господь говорит: «Я буду при устах твоих и при устах его и буду учить вас, что вам делать».
Когда фараон отказывается отпустить народ Израиля, Моисей устраивает террор. Подчинённые ему израильские террористы взрывают, убивают, сжигают, чтобы склонить фараона отпустить евреев совершить богослужение своему богу в пустыне.
Вода Нила могла «превратиться в кровь» из-за нападения крокодилов. Хотя, возможно, это произошла из-за цветения красных речных водорослей или благодаря сходу красной глины выше по течению.
Когда в результате посланной Богом смерти первенцев египтян у фараона умер сын, правитель Египта уступил. Израильтянам дали три дня, чтобы пойти в пустыню, совершить там жертвоприношение и поклониться своему Богу (поскольку в Египте делать это было запрещено).
Библейский текст указывает точную дату Исхода – 14 день месяца, в который израильтяне до сих пор празднуют «Песах»(Пасху). Пасха означает, что Господь прошёл мимо израильских домов и поразил смертью лишь первенцев египтян.
Сколько человек составило Исход?
В Библии указывается точное число – «603 тысячи 550 человек, не считая колена Левиина».
Леннарт Мёллер в книге «Дело об Исходе» пишет, что общее количество составило примерно 2 млн. человек, поскольку нужно считать женщин и детей, плюс «сброд» (людей, вышедших с израильтянами).
Огромное количество рабов покинуло страну. В результате Египет остался без существенной части рабочей силы. Причём израильтяне вышли со всем имуществом, с большим количеством крупного и мелкого рогатого скота; к тому же заняли у египтян золотые и серебряные вещи.
Фараон решил вернуть работников или убить их. «И взял шестьсот колесниц отборных и все колесницы Египетские, и начальников над всеми ими». «И погнались за ними Египтяне, и все кони с колесницами фараона, и всадники, и всё войско его» (Исх.14:9).
Когда войско фараона настигло израильтян, те стояли лагерем перед морем. Переход народа Израиля через расступившееся Чёрмное (Красное) море считается одним из самых больших чудес. Над природой этого явления до сих пор ломают голову учёные. В фильме "Исход: цари и боги" переход через Красное море народа Израиля и гибель египетского войска показаны как результат действия цунами.
Есть гипотеза, согласно которой в описываемое Библией время на острове Санторини произошло извержение вулкана. В результате образовалась громадная волна высотой от 100 до 200 метров, которая уничтожила минойскую цивилизацию на острове Крит. Предполагают, что именно это вызвало мощный отлив с последующим цунами в Красном море, чем и воспользовался Моисей.
Библия утверждает, что Моисей сорок лет водил народ Израиля по пустыне. Люди верили обещаниям Моисея, что он ведёт их в Землю Обетованную, «где текут мёд и молоко».
Евреи прошли через Синайскую пустыню несколько раз. От подножия горы Хорив до библейского города Раамсеса нужно идти в среднем 6 дней. Это дорога с многочисленными колодцами тянулась вдоль богатого рыбой моря, и была той самой, которую выбрал Моисей, когда возвращался в Египет.
Хотя климат на Синае за 3 тысячи лет поменялся, однако вряд ли очень сильно. Кто был в Египте, помнит крутые скалы, солёные степи, каменистые кручи, ни реки, ни источника, ни деревца. Трудно представить, как в течение сорока лет 603 тысячи 550 человек жили в пустыне, где не прокормилась бы и тысяча.
Народ Израиля сполна вкусил горький хлеб свободы. Многие возроптали, вспоминая о рыбе и овощах, которыми в Египте их иногда одаривали по воле фараона. «Уж лучше быть в рабстве в Египте, чем умереть в пустыне», – говорили не согласные с Моисеем. – «Мы изберём нового вождя, и он отведёт нас в Египет».
Моисей должен был бороться не только против общего изнеможения и против клеветы, но и против заговоров честолюбивых начальников, вроде Корея, Датана и Абирама, которые разжигали народные восстания, чтобы низвергнуть пророка.
«Есть ли у тебя план?» – спрашивали у Моисея. Он отвечал, что надобно верить. Вера есть ожидание невидимого и осуществление ожидаемого.
Самонадеянный разум конфликтует с непостижимостью веры, обнажая противоречие между нашей тленной физической природой и нетленностью бессмертного духа в нас.
Только тот бог есть Бог истинный, чьи предсказания сбываются в точности.
Всякое поражение Бога должно быть объяснено ошибкой человека.
Библия рассказывает, что в пустыне Сур Бог усладил горькую воду, повелев Моисею вложить в неё указанное им дерево. В пустыне Син Бог послал множество перепелов, а затем в течение всех следующих 40 лет ежедневно посылал евреям с неба манну.
Манна описывается в библейском тексте как нечто сошедшее от Господа неизвестным людям способом. Каждое утро на месте высохшей росы появлялось что-то похожее на чешую или иней. Моисей объясняет, что это хлеб, который послал Господь.
Еврейское слово «манна» может происходить от «манн» («что»). В Библии говорится, что: «она была, как кориандровое семя». Манна имела сладкий вкус и напоминала мёд. Кроме того, её ели в «сыром» виде и выпекали как хлеб. Манна утоляла голод и не вызывала потребности в другой пище.
В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля. 40 дней провёл Моисей на горе Хорив, получив от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы).
Вся история Моисея сводится к простому вопросу: сам он выдумал десять заповедей или же они действительно были даны ему Свыше?
В фильме Ридли Скотта Моисей выдалбливает в камне заповеди и при этом оправдывается перед мальчиком-богом: «Если бы я не был согласен, я бы этого не делал». Моисей подчёркивал, что заповеди были написаны «перстом божиим».
Но тогда почему Моисей разбил их, когда спустился с горы и увидел свой народ, поклонявшийся золотому тельцу?
Моисей был грамотный человек, обучался в храме Амона-Ра в Мемфисе, был посвящённым в Карнакском храме. Во время изгнания он многому научился у своего тестя – священника мадиамского Иофора.
В Десяти заповедях ничего принципиально нового не содержится. Всё это можно найти в более древних документах: законах Хаммурапи, хеттских и среднеассирийских законах. Уже более пяти тысяч лет известно правило: «чего себе не желаешь, того и другим не делай; как хочешь, чтобы с тобой поступали, так и с другими поступай».
В Десяти заповедях (декалоге) Моисей сконцентрировал главное. В дальнейшем к десяти заповедям он прибавил множество более частных предписаний характера юридического, морального и ритуального. Всё это стало основой законодательства Торы.
40 дней Моисей был на Горе Хорив. Многие задают вопрос: чем он питался все эти дни? Моисей хорошо знал эти места, где в течение десяти лет пас овец. Знал он места скрытых водных источников, что и продемонстрировал в Кадесе, ударив по скале, из которой хлынул поток воды. В пустыне можно было встретить и оливковое дерево.
Самый драматичный момент Исхода – когда Моисей сошёл с горы, увидел отступничество народа и предательство своего брата Аарона, созданного им «золотого тельца», которому поклонялись евреи. В гневе пророк разбивает скрижали. И хотя одна из заповедей гласит «не убий», Моисей приказывает убить всех, кто поклонялся золотому тельцу. «Убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего» (Исход 32:23). А было их три тысячи!
Моисей не претендовал на верховную власть. Напротив, он напоминает народу о его традиции не доверять никому абсолютной власти и не закреплять её. „Ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами“ (Книга Судей, 18:23).
Очевидно, что Моисей пережил воздействие Высшей Силы, как бы её ни называли. Он не мог не верить в то, что пережил. Народ в целом не может так верить, как верил Моисей. Вера – это личный опыт, индивидуальный феномен, а не массовый.
Зачем же сорок лет водил Моисей народ по пустыне?
Он хотел изжить в людях рабство. А народ малодушничал, бунтовал. Вера пророка испытывалась безверием и косностью народа.
Рабы, при всём желании, не могли мгновенно стать свободными. Поэтому Моисей решил, что все, кто старше 20 лет, должны умереть в пустыне: «Основать новый Израиль можно на любви к закону, а не на подчинении»!
Французский писатель Эдуард Шюре в книге «Великие посвящённые» высказывает мнение, что «Моисей не был евреем-патриотом; он был укротителем народа, и имел в виду судьбы всего человечества. Израиль был для него лишь средством. Его целью была всемирная религия…»
Моисей совершил переход от многобожия к Единому Богу. Для этого ему нужен был носитель этой религии – избранный народ. И он последовательно творил «народ священников», сорок лет водя по пустыне и создавая Пятикнижие.
Библейские расследования XIX века вызвали предположение, что Пятикнижие вовсе не принадлежит Моисею. Пятикнижие состоит из различных отрывков (Элоистов и Иеговистов), сшитых вместе, и что настоящая его редакция моложе по крайней мер на 400 лет той эпохи, когда Израиль покинул Египет.
После «золотого тельца» Моисей сделал вывод: людям нужен зримый вещественный бог, которого можно видеть и пощупать. Поэтому был создан ковчег завета и скиния, служащие для общения с Богом.
Д.В.Панченко считает, что Моисеева религия не является строго монотеистической. ... Сама идея завета с Богом происходит не из монотеистической ситуации. ... Завет с Богом можно заключать лишь как с одним из богов. ... Исход евреев описан как поход, где предводитель – человек, имеющий контакт с Богом (Яхве). Поход этот осуществляется с целью переселения, обретения новой земли. Подобная ситуация неоднократно фигурирует в греческих преданиях.
Моисей был не единственный мессия в истории человечества. Феномен мессианства имеет древнюю историю и встречается почти во всех религиях. В буддизме спасителем считается будущий Будда Майтрея. В исламе существует идея махди, в индуизме – Калки.
В иудаизме слово мессия (по ивриту Машиах) иносказательно означает «царь». Иудеи верят, что идеальный царь будет послан Богом, чтобы осуществить политическое освобождение народа Израиля из-под власти других народов.
Что же такое БОГ?
Бог – одно из главных религиозных понятий, обозначающее некую объективированную сверхъестественную сущность, выступающую объектом поклонения.
В религиях Бог наделён чертами идеального, высшего существа; в некоторых концепциях он является творцом мира.
Идея Бога родилась, как полагают, из представлений первобытных народов о непознанных силах природы.
Согласно герменевтической теории толкования мифов, религия возникла из культа умерших или живущих «великих людей».
Бог это самая гениальная идея. "Если бы Бога бы не было, его следовало бы выдумать", – говорил Вольтер.
Есть мнение, что для европейской цивилизации "Бог" (христианский) это как бы внешняя трансценденция: мир и человек есть творение Божие, человек после грехопадения вынужден выстраивать взаимоотношения с Богом, чтобы соединиться с Ним и в этом обрести счастье и смысл своей жизни.
Условно "восточный Бог" это внутренняя трансценденция, и задача человека найти в себе Бога, чтобы раствориться в Нём.
Описываемые качества Бога неодинаковы в различных религиях. В некоторых религиозных учениях Бог безличен. В большинстве религий Бог личностное существо. В христианстве Он един в трёх лицах – Троица: Бог-отец, Бог-сын (Иисус Христос), Бог-Святой Дух.
В данном контексте мы будем говорить в большей степени о Боге-Творце (Бог-Отец – Творец – Создатель).
Каждое имя не случайно и несёт в себе историю понятия и его смысл.
Если отрешиться от имён, даваемых Богу, то можно говорить "Высшая Сила".
В древности люди обожествляли стихийные силы природы, и потому было представление о множественности богов (политеизм).
Представление о едином универсальном вездесущем и всемогущем Боге (монотеизм) возникло в иудаизме, а потом перешло в христианство и ислам. Представление о Боге в этих религиях формировалось посредством божественного откровения, приходящего через пророков и фиксированного в Священном Писании: Торе, Библии, Коране.
Согласно Библии, Бог – это всемогущая, высшая личность, Творец, создавший мир и всё живое в нём. Он считается вечным, бессмертным, вездесущим, всезнающим, источающим абсолютное добро и любовь. Бог самобытен, вечен и его нельзя познать.
Не надо путать Бога-отца (Творца Вселенной) и созданных им богов.
В религии древних греков пантеон насчитывал несколько сот божеств, олицетворявших силы природы и небесные светила. Боги древних греков жили на Олимпе и во многом напоминали людей.
Язычество славян так же включало развитый пантеон божеств; имена некоторых из них имеют ещё индоевропейские корни. Боги славян могли активно влиять на жизнь людей.
Эпикур считал, что Бог не влияет на жизнь людей.
В теистических концепциях Бога, Он принимает деятельное участие в истории человечества, посылая пророков и участвуя в земных делах непосредственно.
В деистических концепциях Бог является лишь первопричиной движения в мире, который, как совершенный механизм, начинает самостоятельно двигаться по предписанным законам.
Одним из первых описывает неопределённое, из которого произошло всё сущее, («апейрон») древнегреческий философ Анаксимандр.
В учении Кабалла своё весьма сложное представление о Боге-Творце. Кабалла изучает высший мир, откуда силы управления нисходят в наш мир и организуют всё существующее в нём. Материя нашего мира зародилась как следствие последней ступени высшего мира. Затем эта материя упорядочилась подобно уровням высшего мира и подразделилась на неживую, растительную, животную и человека.
Человек в процессе совершенствования восходит по 125 ступеням пяти миров: Асия, Ецира, Брия, Ацилут, Адам Кадмон. В итоге человек приходит к полному подобию Общего Закона абсолютного альтруизма, называемому в Кабалле «Творец».
Эйнштейн говорил: «Бог не играет в кости». Теория эволюции не может объяснить образование таких сложных систем, как, например, глаз. Подсчитано: чтобы обезьяна смогла на пишущей машинке написать роман необходимо время, превосходящее время жизни вселенной. Не может случайный порыв ветра создать паровой двигатель. Так что теория эволюции методом случайного сочетания комбинаций не проходит.
Или живая материя имеет свойство самоорганизации.
Когда говорят о Большом Взрыве как факторе образования Вселенной, опять же возникает вопрос: а кто поджёг фитиль?
До теории относительности Эйнштейна и квантовой физики многие учёные и философы описывали Вселенную как гигантскую машину. Они были уверены в том, что придёт день, когда люди откроют все законы, управляющие этой машиной. В этой теории нет места Богу.
В 1937 году один из основоположников квантовой физики Макс Планк прочёл в Тартуском университете лекцию о том, что есть Бог с точки зрения науки. Является ли он исключительно порождением человеческого сознания или существует как некий феномен, независимый от человека?
В научной системе детерминизма люди оказывались обычными материальными объектами, побочными продуктами эволюции.
В ХХ веке квантовая физика открыла вероятностный мир, в котором действуют не «чугунные» законы, но где одно лишь присутствие «наблюдателя» может изменять действие этих законов.
Британский астроном Джеймс Джинс несколько десятилетий назад сказал, что Вселенная современного физика намного больше походит на великую мысль, чем на сверхгигантскую машину.
Американский физик Д.Бом, как и многие другие физики, склоняется к мысли, что Вселенная сама похожа на какой-то всепроникающий Разум.
С древнейших времён существует понимание, относящее представления о Боге к высшему разуму, не обязательно управляющему всеми мировыми процессами.
Древнегреческий философ Анаксагор, наблюдая целесообразное устройство мира, пришёл к идее о «верховном уме» (Нус). Сократ и Платон в устройстве мира также видели доказательство существования высшего разума.
Таковым было древнекитайское понятие Дао. Безличное Дао скорее напоминает Природу, нежели личностного Бога христиан. Даосизм гораздо ближе к пантеизму, чем к Богу-Творцу.
Пантеисты не верят в Бога-Творца. Пантеизм признаёт фундаментальное единство всего живого. Бог для них во всём живом. Бог и есть Природа, и есть Вселенная. Пантеисты отрицают существование Бога-личности или мыслящего существа, способного принимать решения.
У Спинозы Бог отождествляется с Природой. Спиноза пишет: «под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное, то есть субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность».
Согласно христианской доктрине, Бог является первоначальной и предшествующей миру сущностью, вездесущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, в частности, всех живых существ и мира; Бог является источником бытия. Вселенная, которую создал Бог, была отдана в распоряжение человеку, обладающему свободой выбора.
Бог в христианстве остаётся таинственным и непостижимым существом. Христианство учит, что Бог только временно не открывает себя в полноте, чтобы не нарушить своим присутствием свободу воли разумных людей. Бог ждёт от людей трудного, но сознательного выбора, и не хочет своим величием превращать людей в запуганных безвольных существ, послушно (по принуждению) выполняющих Его повеления.
Бог может открыть себя верующему через Святого Духа в мистическом опыте, через духовное единение с Ним. Кроме того, Бог познаваем по своим творениям.
В результате грехопадения человек отпал от Бога. Но христиане верят, что через Сына Божия Иисуса Христа человек может вновь воссоединиться с Богом. В Новом Завете даётся одно конкретное определение Бога: «Бог есть любовь».
Согласно православному вероучению, Бог любит и милует каждого человека, который обращается к Нему, раскаиваясь в своих грехах и веря в то, что Сын Божий пострадал на кресте за его грехи. Бог всё делает для спасения человека, но человек сам по своей воле принимает решение отворачиваться от Бога или же Его принимать.
Протестанты считают, что человеку не нужен посредник в общении с Богом, поскольку Святой Дух способен наставить человека в истине.
В исламе Бог (Аллах) является термином, не имеющим ни рода, ни множественного числа и является указанием на исламскую концепцию единого Бога, отличающегося от всех его творений и единственного, кто достоин поклонения.
В индуизме Бог (Ишвара) наиболее часто используется для обозначения Единого Личностного Бога. Его не следует путать с множеством божеств в индуистском пантеоне, которых называют «девы».
В буддизме, с одной стороны, признаётся, что Бог был всегда! Он нас создал! С другой стороны, признаётся не Абсолют, а Брахман, который содержит в себе весь мир со всеми его радостями и горестями.
В индийской философии Брахман описывается как безграничный, вездесущий, всемогущий, бестелесный, как трансцендентная (запредельная) и имманентная (неотъемлемо присущая) реальность, которая выступает как божественная основа всего мироздания.
В ведической философии концепция Брахмана (то есть Бога-Абсолюта) тесно связана с личностным восприятием каждым человеком всеобъемлющего Бога-Брахмана в качестве индивидуального Атмана — своего наивысшего запредельного «Я».
Сикхи верят в единого Бога, всемогущего и всепронизывающего Творца, непостижимого и недосягаемого. Лишь сам Бог знает цель творения, которая преисполнена Любви. Он никого не ведёт и не наказывает. Он источает милосердие и любовь, и лишён ненависти и пристрастий.
Бог рассматривается с двух сторон — как Абсолют (Ниргун) и как Саргун (персональный Бог внутри каждого из людей).
Когда Бог захотел выразить себя (как Саргун), он сначала нашёл своё выражение через Имя, и через Имя появилась Природа, в которой Бог растворён и присутствует везде и распространяется во всех направлениях, как Любовь. Он присутствует везде как животворящая идея, любовь, милосердие, красота, мораль, правда и вера. Бог даёт всем жизненную энергию.
В Древнем Египте не существовало одной общей религии, но было большое разнообразие местных культов, посвящённых определённым божествам. Всего египетская религия насчитывала около 700 богов, хотя некоторые из них почитались лишь в определённых местностях. Большинство богов представляют собой гибрид человека с животным. Люди были сосредоточены на поклонении одному божеству с одновременным признанием других божеств.
По представлениям современного течения «нью-эйдж», Бог есть проявление внутреннего опыта «Я», основанное на переживании единства со Всем во Вселенной. Основной принцип последователей Новой Эры — «Мы все одно» — подразумевает единство всех людей в мире.
Отличие от других религиозных концепций заключается в том, что Богиня/Бог — (всё что существует) по определению ни в чём не нуждается и ничего не требует.
Основные критерии познания божественного — самая высокая мысль, самое ясное слово, самое великое чувство. Радость. Истина. Любовь.
Научной гипотезы существования Бога нет, и потому нет возможности её опровергнуть или подтвердить.
Никто не может доказать ни наличие, ни отсутствие Бога.
Атеист говорит: «Я не верю, что бог существует».
Агностик возражает: «Я не знаю, существует бог или нет».
Игностик: «Я не понимаю, что вы имеете в виду, когда говорите „Бог существует“».
Известная прорицательница Ванга описывает Бога как «большой глаз», который находится над нами и следит за всеми действиями людей. «Никто от него не может скрыться. И не думайте, что вы свободно можете сделать всё, что придёт вам на ум, никто не может этого, никто не свободен».
Никто не докажет существование Бога или обратное, пока не определено, что такое Бог. Невозможно найти то, не зная что.
Авиценна математически сформулировал космологический аргумент существования Бога как единой и неделимой причины всего сущего.
1. Всякая вещь во вселенной имеет свою причину вне себя (дети имеют свою причину в родителях).
2. Вселенная как состоящая из вещей, имеющих свою причину вне себя, сама должна иметь свою причину вне себя.
3. Так как вселенная является материей, существующей во времени и пространстве, обладающая энергией, то следовательно причина вселенной должна находиться вне этих четырех категорий.
4. Следовательно, существует не материальная причина Вселенной, не ограниченная пространством и временем, не обладающая энергией.
Вывод: Бог есть нематериальный Дух, вне пространства (т.е. Вездесущий), вне времени (Вечный), и не обладает энергией (Всемогущий).
Мир слишком сложен, чтобы возникнуть случайно. Нет такой сложно организованной вещи, которая бы не имела создателя. Следовательно, у Вселенной, которая имеет очень сложное устройство, должен быть создатель и этот создатель — Бог.
Поскольку идея Бога как Существа всесовершенного и вечного присутствует в человеческом сознании, а таковая идея не могла произойти ни от впечатлений внешнего мира, ни как результат чисто мыслительной деятельности человека и его психики — следовательно, источник её принадлежит Самому Богу.
Писатель Ф. Верфель говорит: "Жажда — самое несомненное доказательство существования воды"; так духовная жажда в человеке указывает на существование Бога.
Если Бог создал Вселенную, то кто создал Бога?
Должен ли Бог-Создатель иметь своего Создателя?
Вопрос первопричины кажется неразрешим. Что раньше возникло: курица или яйцо?
Философы мучаются вопросом: почему всё сущее существует?
Что служит началом и основанием мира — бытие или небытие?
В рамках парадигмы философии бытия утверждается, что бытие абсолютно, а небытие относительно.
Согласно парадигме философии небытия, небытие исходно, а бытие производно и ограничено небытием.
Есть мнение, что всемогущему и всезнающему существу нет смысла что-либо делать (в частности, создавать вселенную) потому что у такого существа нет нужд, потребностей или желаний — все эти понятия субъективно присущи человеку. Таким образом, само существование вселенной противоречит существованию всемогущего бога.
Считается, что Бог может всё.
Но может ли Бог создать камень настолько тяжёлый, что Он не сможет его поднять?
Может ли существо, которое в состоянии выполнить любое действие, сделать что-то, что ограничило бы его способность выполнять действия?
Может ли обладать свободной волей тот, кто всё наперёд знает?
Если Бог знает будущее, то все действия человека обречены соответствовать этому будущему, и свободной воли у него нет.
Может ли Божья воля чем-то быть ограничена?
Если Бог всемилостливый и всемогущий есть, то как Он позволяет мучиться невинным младенцам?
Всезнающий, Всемогущий и Всеблагой Бог не совместим с миром, в котором есть зло.
Возможно ли постигнуть Бога?
Может ли человеческий разум постичь своего создателя? Может ли часть ощутить себя как целое?
Только если в этой частичке как в голограмме отражается весь замысел творения.
Если Бог есть любовь, то со-творяя любовь мы становимся подобными Богу.
Мы не можем понять Смысл Творения, но можем понять его Законы.
Если и есть смысл в процессе существования человечества, то лежит он за пределами самого человечества, так же как и смысл существования аквариума, где плавают рыбки.
Неверующие говорят, что не верят в Бога. То есть они признают Бога, но не верят в Него.
Нельзя говорить «Бога нет», если ты не можешь доказать Его отсутствие.
Атеизм отрицает не Бога, а веру в Бога.
Никакие умозрительные доказательства на заставят неверующего поверить в существование Бога.
Атеист не хочет верить, но и убедиться не может в том, что недоступно его органам чувств.
Для образованных людей Бог и природа это синонимы. Некоторые считают, что приобщение человека к идеям религиозности один из признаков бескультурья. Для общения с Богом грамотному человеку посредники (священники) не нужны.
Можно ли постичь Бога вне религии?
Религия лишь интерфейс приобщения к Богу. Сто лет назад это называли другими словами. Всё дело в словах! Как мы вещи называем, так мы их и понимаем, так к ним и относимся.
Бога можно называть как угодно: Природа, Абсолют, Сверхсознание, Конструктор, Творец, – суть от этого не меняется.
Всё в этом мире закономерно, и даже случайность есть непонятная закономерность. Всякому явлению есть причина, и всякая причина порождает определённое следствие.
Мир гармоничен и держится на физических законах совместного существования всего.
Можно сказать, что Бог – это Свод Законов Природы, которыми определяется всё.
БОГ ЕСТЬ ВСЁ
Аристотель доказывал: «там, где есть лучшее, есть и наилучшее и, если одни вещи лучше других, то отсюда следует и существование самого лучшего – божественного». «Существует нечто, обладающее бытием само по себе и в высшей степени. Его мы и называем Богом».
Бог Аристотеля имманентен вселенной. Будучи первым из богов, он продолжает быть первопричиной среди ряда причин.
Аристотель не наделяет Бога функциями непосредственного участия в земных процессах, определяемых взаимодействием материи и формы. К тому же первоматерия совершенно от Него не зависит.
Бог Аристотеля это неподвижный перводвигатель. Он отделён от материи и сверхъестественен. Он – первичная субстанция, обособленно от которой в нашем «подлунном» мире происходят процессы рождения и разложения.
Первому перейти от бога как неподвижного перводвигателя к Богу-Созидателю пришло в голову арабскому философу Ибн-Рушду (Аверроэсу), который был не просто аристотеликом, но к тому же и верующим мусульманином. Для него Бог есть творец, ”тянущий вселенную от несуществования к существованию и сохраняющий её”.
Византийский философ Иоанн Дамаскин, живший в первой половине VIII века, исходил из того, что понятие о Боге укоренено в сердце каждого человека.
Блаженный Августин учил, что Бог постигается человеком в глубинах собственной души.
Первый Ватиканский Собор Католической Церкви установил, что существование Бога доказуемо естественным разумом. Однако число людей, способных понять такое доказательство, очень невелико.
Одним из таких людей был Святой Фома Аквинский (1225-1274). Постигая закономерности этого мира, философ, по утверждению Фомы, непременно приходит к необходимости бытия Бога. Можно пойти любым путём, но неизбежно придёшь к доказательству Бытия Бога. Всего таких «путей» (доказательств) пять.
1\ Первый «путь» – доказательство через движение – означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Таким образом выкладывается цепочка «двигателей», которая не может быть бесконечной и в итоге нужно обнаружить «двигатель», который движет всё остальное, но сам при этом не приводится в действие чем-то другим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2\ Второй «путь» – доказательство через производящую причину – Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3\ Третий «путь» – доказательство через необходимость – каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4\ Четвёртый «путь» – доказательство от степеней бытия – говорит о том, что люди спорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5\ Пятый «путь» – доказательство через целевую причину – в мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире — это существо мы именуем Богом.
«Шестое доказательство» Бытия Божия принадлежит Иммануилу Канту. Кант говорил, что его изумляют две вещи: «звёздное небо над головой и моральный закон во мне». По Канту, тяготение к справедливости заложено в нас Богом в качестве категорического императива. Чувство справедливости заложено в нас Творцом и ведёт нас к Высшей правде. В нашей совести существует безусловное требование нравственного закона, нравственность — от Бога.
Мистический пантеизм убеждает в прямом присутствии Бога в человеческой душе.
Будучи первопричиной всех вещей, Бог, вместе с тем, является конечной целью их устремлений.
Конечной целью морально благих человеческих действий является достижение блаженства, состоящее в созерцании Бога.
Философы ведут схоластические споры, в которых часто отсутствует личный, обжигающий опыт духовного постижения.
Таким опытом обладал наш святой Серафим Саровский, а также афонские монахи-исихасты.
Когда я был в Греции, в том числе и на Афоне, то был поражён красотой этих мест, будто созданных для уединённой молитвы.
В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии, подобно той, что видели апостолы на горе Фавор во время преображения Господня. Именно афонские монахи ввели такое понятие как «синергия» – сотрудничество человеческих и Божественных энергий.
Можно ли утверждать, что Бог это энергия? Был ли «фаворский свет», преобразивший Христа, творением Божием или непосредственно Божественной энергией?
Об этом спорили монахи Григорий Палама и Варлаам.
Варлаам полагал, что нельзя делить знание на божественное и человеческое.
Палама возражал: «Если ты без чистоты, хоть бы и изучил от Адама до кончины мира всю природную философию, ты будешь глупцом, а то и хуже, а не мудрецом».
Варлаам считал, что познать Бога невозможно. Возможно лишь символическое видение Бога. В этой жизни видеть Бога невозможно, но только после смерти.
Палама соглашался, что Бог непостижим по сущности. Но считал, что некоторое знание возможно, когда человек обладает предпосылками знания Бога, который становится доступным через Свои энергии.
Святой Василий Великий говорил: «сущность муравья и сущность Бога одинаково непознаваемы».
Всякая сущность познаётся в своём проявлении, в своих энергиях. Энергии есть свойства, движения естества, проявленные вовне.
Бог пребывает всей Полнотой Своего Божества в этом мире в качестве Своих энергий. Сам мир создан именно творческим волением, то есть он сотворён этими энергиями.
Бог – это энергия? Нет. Энергия – это Бог? Да!
«Язык – дом Бытия», – говорил немецкий философ Мартин Хайдеггер. От того, как мы назовём то или иное явление, зависит и наше его понимание.
Все религии примерно говорят об одном и том же только на разных языках. Словом «Бог» называют разные явления.
Хайдеггер в ранних лекциях 1924 года говорил, что энергия является, возможно, наиболее фундаментальным сказуемым бытия в учении о бытии у Аристотеля. Если у Платона бытие предстаёт как Идея, то у Аристотеля как энергия.
Хайдеггер утверждает ключевое положение энергии для философии – это вопрос о Сущем как таковом. Хайдеггер связывает покой с исполнением, с осуществлённостью. Это можно сравнить с неподвижным спринтером перед стартом.
У Аристотеля энергия это цель, а не средство, полно себе и полно собой, и само себе цель. В 12 книге «Метафизики» Аристотель пишет, что перводвигатель обладает энергией, но это не энергия движения, а энергия совершенной полноты и покоя. Аристотель определял энергию покоя как «то, что может ходить, не ходит, а то, что может не ходить, ходит».
Таким образом, Бытие Божие может быть представлено как совершенная завершённость и совершенная полнота, как подвижный покой и одновременно покоящееся движение, как энергия подвижного покоя.
Переводчик Хайдеггера и Паламы В.В.Бибихин отмечал, что энергия перводвигателя это энергия покоя. В сборнике лекций 2012 года он пишет: «Энергии в Боге не могут быть отличны от сущности. Различение энергии и сущности в Боге не обосновано, а главное, не нужно».
В православии: «Божественная энергия это то, что позволяет видеть Бога и приобщаться к Богу».
Хотя Бог присутствует в каждой своей энергии, но Бог не есть энергия. Бог есть треугольник Ипостаси, усии (Софии) и энергии.
Благодаря энергии, божественные ипостаси выступают в своей сопричастности, которая есть любовь. Энергия есть передача любви!
Отец Иоанн Мейендорф говорил: «Любовь единит три божественные ипостаси, и через общую им божественную энергию изливается на тех, кто достоин её принять».
Направляя всё своё естество к Богу, энергии человека становятся «сонаправлены» энергиям Бога. Совместное действие (энергия) Божественной воли и человеческой воли в деле спасения (обОжения) получило название «синегрия».
«ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, все представления о Боге основаны на интуициях и предположениях. Бога нельзя постичь разумом. Но Бога можно почувствовать, я в этом убеждён.
Современные представления о Боге связаны с технологическими достижениями: компьютер, мобильный телефон, Интернет и т.д. Возможно, Святой Дух это вселенский Интернет, а вера есть состояние настройки мозгового wi-fi, соединяющего нас с Богом?
Я Бог—Жизнь—Любовь—Огонь,
Я Всё, что в этом мире существует,
Всё, и Ничто, радость и боль,
Я то, что кровь твою волнует.
Везде сейчас, Я есмь во всём,
Я Сущий, Я Творец Вселенной,
Смысл Жизни, Бытия Закон,
Сущность Субстанции бессмертной.
Я неизменный и неповторимый,
Он и Она, а суть — Оно,
Бескрайний и Неисчислимый,
Властитель и Творец Всего.
Я суть энергии нетленной,
Огонь проявленный, и нет,
Я Жизнь всего в пустыне вечной,
Создатель звёзд, миров, планет.
Я стал частицей смысла мирозданья —
И жизнь моя теперь имеет смысл.
Я удержать не в силах восклицанья:
Я Бога часть, Я — Бог, Его я мысль!
Я Бог? Я — Бог! И Бог повсюду:
Он в каждом, в малом и большом,
Всё Благо, и любить я буду,
Чтоб ощутить себя Творцом!
Я часть Творца, часть Света и Любви всей,
Что с нежностью творит миров миры,
И нету точно силы беспредельней,
Которая скрывается в любви
ЛЮБОВЬ
ТВОРИТЬ
НЕОБХОДИМОСТЬ
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература
ПАНЧЕНКО О БОГЕ И МОИСЕЕ
24\05\2022 Д.В.Панченко прочитал лекцию «Европейские компоненты древнееврейской цивилизации» и дал интервью Николаю Кофырину
ЧТО ЕСТЬ БОГ - ОПРОС
Мнения людей о том, что есть Бог
ПО СЛЕДАМ ПРОРОКА МОИСЕЯ
По следам пророка Моисея в Иордании
ПО СЛЕДАМ МОИСЕЯ В ЕГИПТЕ
Моё путешествие по следам Моисея в Египте
МИСТЕРИИ В ДЕЛЬФАХ ГРЕЦИЯ
Мистерии в Дельфах Греция
Так что же вы хотели сказать своим постом? – спросят меня.
Всё, что я хочу сказать людям, заключено в основных идеях:
1\ Цель жизни – научиться любить, любить несмотря ни на что.
2\ Смысл – он везде.
3\ Любовь творить необходимость.
4\ Всё есть любовь.
А по Вашему мнению, ЧТО ЕСТЬ БОГ?
© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – https://www.nikolaykofyrin.ru