Энгельс критически подошел к идеализму Дюринга, который развивал учение об идеях и метафизическом мышлении, сознательном образе действия и независимости мысли от материи. Такая точка зрению Энгельсу кажется кощунственной, ибо тогда все естествознание сводится на нет. Если ученый признает, что все процессы и неисследованные области детерминированы свыше, т.е. Богом, то какой смысл вообще заниматься наукой. Мне самому приходилось сталкиваться с подобными спекулятивными рассуждениями некоторых физиков, которые признавались, что они допустили бы наличие Бога, если бы занимались другим видом деятельности. Бог в их понимании есть всезнание. Если допустить это, то все, что познает субъект – пустая трата времени и сил. Поэтому эти физики отказываются признать некую разумную идею организации мира вне опыта.
Материя явилась у Энгельса источником, породившим мысль. Вернее, наличие материи, якобы, заставило человека осознать, что он есть. Исходя из этого, Энгельс приписывает мысль материи через человека, превращая его самого в объект материи. Такая позиция не согласуется с естественным ходом вещей. Если я есть материя как некий объект, и мысль принадлежит не мне, но материи, то, чтобы мыслить, мне приходится слиться с материей, стать неразличимой сущностью. Дюринг шел по пути наименьшего сопротивления положению дел в мире. Мысль дана человеку из внешнего, от Абсолюта. Энгельс же подменил чувства мышлением. Вместо того, чтобы говорить о чувстве, принадлежащего материи, Энгельс говорит о мышлении. Но разум – не часть материи. Если бы это было так, то все неживые объекты обладали бы мышлением.
Вы спросите, а как быть с чувством. Я полагаю, что оно лежит в неживом объекте в виде свойства, химической реакции, в виде движения, наконец. В этом нет никакого закона. Хотя эти объекты управляются Абсолютом, положившим между ними разум. И только в человека разум вошел внутрь. Это было сделано не для того, чтобы человек, подобно любому животному или растению, осознал наличие материи, но чтобы он познал Абсолют в виде Бога. Уже первый человек о Боге говорил раньше, чем об объекте. Яблоко было познано гораздо позже, когда человек стал интересоваться материей. Ева стала первооткрывательницей, первым естествоиспытателем И в этом ей помогли органы чувств, но не разума. И только ошибившись в чувствах, и познав их обманчивый характер, Ева обрела мышление. Эволюция мышления происходила у человека из-за потери связи с Богом. Чем дальше в науке мы двигаемся, тем больше материи нас окружает, тем больше отрыв мышления от идеального.
Энгельс прибегает к понятию практики как потребности мышления. На самом деле ни о какой практике не идет и речи. Человек всегда занимался чем-либо только на уровне рефлексии и природных инстинктов самосохранения. «Любовь и голод движут миром», а не практика. По Энгельсу мышление работает на извлечение материальных благ (духовное принадлежит идеальному). Человек не просто построил дом, он его продал. Это и есть «мышление в материи». Как прийти к мышлению идей? Энгельс не отвечает на этот вопрос, ведь тогда человек познает Абсолют как руководство материей. Чтобы избежать всей этой метафизики и непознаваемости Бога, было принято решение – материализовать Абсолют подобно тому, как это было проделано с мышлением. Абсолют, как пишет Карнап, заменили в Большом Брате идолом. Остается полагать, что церковь примирилась с такой философией по природе существования Христа как Богочеловека, который, с одной стороны существовал в идее живой материи, с другой – в виде Абсолюта, идеального. Христос, тем самым, должен был примирить споры идеалистов и материалистов. Вопрос, правда, в том, кто из идеалистов и кто из материалистов признал это.
Энгельс говорит об отрицании отрицания, приводя в пример зерно пшеницы. Из одного получаем много. Этот факт сразу перенесли в общество. Может я понимаю буквально, но теперь нам не надо противоположного пола. Достаточно почковаться в виде клонов.
И еще много чего натворили теоретически, а сейчас практически.