Может быть, изучая мир, мы можем познать себя.
Теория аналогий
Как устроен мир, так устроены и мы.
Строение атома и человека имеет много общего. Как атом состоит из ядра и окружающих его семи электронных облаков с искрами частиц в них, так и сознание человека одевается семицветной мантией энергетических полей, создающих энергетические вихри – чакры.
В этой статье я попробую показать наше сходство.
1. Строение атома
Из курса квантовой физики мы знаем, что материя состоит из вещества и сил взаимодействия. Фундаментальной частицей вещества является атом. Атом, в свою очередь, состоит из ядра и электронов, а ядро - из протонов и нейтронов.
Если копнуть глубже, протон и нейтрон состоят из кварков – элементарных частиц, которые в ядре существуют в виде триплетов. В атоме есть и другие частицы вещества, но они либо не стабильны, либо не находятся в атоме постоянно.
Силы взаимодействия - гравитационная, электромагнитная, слабая и сильная осуществляются посредством других частиц, которые называются частицами – переносчиками взаимодействия. К ним относятся гравитоны, фотоны, векторные бозоны (W+,W-, Z0,H0) и глюоны.
Все частицы – как силы, так и вещества, имеют ряд физических характеристик и свойств, которые пригодятся нам для поиска соответствий.
2. Аналогично атому
Для проведения аналогии мне понадобятся помощники. Это «Тибетская книга мертвых» Роберта Турмана, книги Карлоса Кастанеды, буддийский философский текст – «Путеводитель по Абидхамме», книга Даниила Андреева «Роза мира», книга Владимира Шмакова «Закон Синархии», статьи о чакрах и каналах.
Атом – это единая система. Совершенство. Возможно ли для человека такое целостное состояние сознания? Обращусь к источникам. В «Тибетской книге мертвых» описывается интеграция - сверхтонкая энергия в сердечном центре, в которой комплекс тело - ум слит воедино: «Сверхтонкое тело называется не разрушаемой каплей; это крошечный энергетический сгусток, обычно существующий только в центре сердечного колеса, узла. Соответствующий ему сверхтонкий ум – это интуиция ясного света, называемая прозрачностью. На сверхтонком уровне различие комплекса тело – ум отвергается, поскольку эти два аспекта виртуально неразделимы». «Это глубочайшее состояние чистой души живого существа, где оно, являясь живым, концентрированным и разумным светом, непрерывным, но меняющимся, осознает свою бесконечную взаимосвязанность со всем миром».
У Кастанеды есть понятие третьего внимания, «огня изнутри», соответствующее этому состоянию: «Третье внимание достигается, когда свечение осознания превращается в огонь изнутри – свечение, которое зажигает не по одной полосе за раз, а одновременно все эманации…». «Высшее свершение человеческого существа достичь этого уровня, сохранив жизненную силу…» «И если нам удается сделать так, чтобы это произошло, мы становимся такими, каковы мы в действительности - текучими, неизменно движущимися, вечными».
У Даниила Андреева это шельт - сверхтонкое тело, дитя монады (духа), обладающее всеми её свойствами.
3. Аналогично ядру и лептонам
Атом целое, но состоит из ядра и электронов, которые образуют оболочки разного радиуса. Также человек на уровне ниже шельта представляет собой комплекс тело - ум (энергия - сознание), где электроны – это тела и их слои, а ядро – ум (сознание). Начинается дифференциация, которая тесно связана со ступенью эволюции. Чем больше разделение – тем ниже ступень.
Уровень ниже шельта – астральная или магическая сфера. Здесь хотя и есть разделение, но оба компонента работают вместе, причем ум управляет телом.
У Андреева астральное тело – очень тонкая материальная оболочка, дитя Шельта и Земли, обладающая глубинной памятью и способностью к астральным путешествиям (Андреев не разделяет тело и сознание).
Турман описывает магическую сферу как оформленную волей энергию, которая способна к путешествиям в пространстве и времени и обладает пятью мудростями: способностью создавать зеркальное отражение сознания – тело; равным отношением ко всему; «силой познания каждой вещи в отдельности, а также всех вещей в единстве», то есть способностью воспринимать суть вещей; энергией безупречного действия, то есть действия с осознанием его причин и следствий; мудростью «Совершенства Реальности».
У Кастанеды магическая сфера – это второе внимание, левостороннее осознание, неизвестное, нагваль. «Второе внимание относится к сфере неизвестного». «Неизвестное – это то, что скрыто от человека,… однако оно находится в пределах досягаемости…», «неизвестное раскрывает все лучшие стороны человеческой природы». Тело второго внимания – это дубль, другой, «это тело, которое человек получает в сновидении», энергия светящегося существа, «которая посредством фиксации второго внимания проецируется в трехмерное изображение тела».
4. Ментальное - материальное
Следующий уровень – ментальный, затем – материальный, но провести границу между ними сложно, так как материя – это физическая основа ментального сознания, в то время как ментальное – матрица физического тела. К тому же любое тело, от физического до шельта, обладает материальностью, только разного свойства. Для краткости я буду называть этот комплекс просто ментальным.
У Андреева ментальное тело – это тонкая оболочка, образованная мужской энергией Солнца и женской энергией Земли. После смерти сохраняется, проходя несколько этапов трансформации, или «сгорает» в адских мирах. Физическое же тело – это материя, сотворенная ангелами, на которую накладывает отпечаток Великая стихиаль Лилит, «ткет цепи рода».
Кастанеда видит физическое тело человека как энергетический кокон, это ментальный уровень, но он описывает два явления, соответствующие "ангельской материи" и "цепям рода" – это человеческий шаблон и человеческая форма. «…Шаблон людей является определенной сущностью…», это – «источник, начало человека». «Без шаблона, группирующего вместе силу жизни, эта сила не имеет возможности собраться в человеческую форму». Человеческой формой называют «неодолимую силу настройки эманаций». «Это сила, благодаря которой мы являемся человеческими личностями».
Тело ментальной сферы аналогично электронам, а отдельные его структуры – орбиталям и электронам в отдельности. Аналогом ментального ума являются протон и нейтрон, а также кварки, из которых они состоят.
5. Аналогично электрону
В строении тонкого тела человека различают энергетические каналы и центры (чакры). Главных каналов три, однако они как ось энергетической структуры и вместилище сознания относится к последнему, тогда как чакры – к телу. Основных энергетических центров семь – муладхара, свадхистана, манипура, анахата, вишудха, аджна, сахасрара и столько же соответствующих им оболочек.
Электроны в атоме вращаются вокруг ядра на определенном от него расстоянии. Природа электрона двойственна – он и частица, и волна. Как волна электрон может образовывать облака четырех форм – s, p, d, f, как частица он может находиться на семи уровнях атома, каждый из которых соотносится с определенной чакрой и с соответствующей оболочкой.
На первом уровне может быть только два s–электрона, на втором - восемь: два «s» и шесть «р», которые образуют три пары. На третьем уровне атома - 18 электронов (2s, 6р, 10d), на четвертом – 32 (2s, 6р, 10d, 14f).
Хотя d-электроны находятся на третьем слое, появляются они лишь у элементов четвертого периода таблицы Менделеева, то есть у элементов, которые имеют четыре уровня. Также f-электроны, хотя находятся на четвертом слое, появляются у шестиуровневых элементов.
Электроны и их уровни аналогичны не только энергетическим центрам. В книге Владимира Шмакова «Закон Синархии» описываются четыре царства как процесс эволюции.
Первое царство – мир кристаллов, живых организмов, которые характеризуются наличием формы (закономерности, устойчивости) и принадлежностью к роду. Царство кристаллов соответствует элементам с одним энергетическим уровнем, а составляющие его s-электроны – форме или материи и к определенному роду. Именно за это ответственна первая чакра – муладхара и первая оболочка – физическое тело.
Второе царство – мир растений. Помимо формы, растения потенциально способны к проявлениям чувства, разума (восприятия) и воли, однако «в царстве растений актуально раскрывается только чувство». Царство растений соответствует элементам с двумя уровнями энергии, где s-электроны первого слоя аналогичны физической оболочке, s-электроны второго слоя - эфирной, а три пары р-электронов - чувству, восприятию и воле, однако второй уровень в целом отражает чувство (личную жизнь, идею эволюции), что соответствует второй чакре – свадхистане.
Третье царство - животный мир. Шмаков пишет: «В сознании животного актуально проявляются все три категории, то есть оно обладает не только чувством, но и разумом и волей…». «По сравнению с растением животное выявляет новый основной принцип – самостоятельность отдельной особи…», то есть появляется личность, эго. Я бы сказала ещё, что здесь актуально проявляется восприятие, а воля всё же ещё слаба. Третье царство соответствует элементам с тремя уровнями энергии, где первый и второй слои те же, что у растений, третий слой также подобен второму, отличаясь лишь радиусом, и аналогичен астральной оболочке (но не астральной сфере и телу) и третьей чакре – манипуре.
Четвертое царство – человек. Здесь все три категории: чувство, восприятие и воля проявлены в полной мере, но главенствует воля. На этом плане человек подобен атому с четырьмя уровнями энергии. Он сохраняет все предыдущие элементы, приобретая новый слой и новую «форму» электронов – d. Элемент с четырьмя электронными слоями соотносится с четвертой чакрой – анахатой, которая является центром Любви и трансформации энергии. Начиная с этого уровня, появляется возможность духовного развития, то есть человек актуально четвертый уровень, а потенциально – седьмой.
Шмаков пишет: «Кристалл впервые установил идею антитезиса, растение выявило идею механизма эволюции, животное актуально стремится к осуществлению этой эволюции и, наконец, в человеке она актуально осуществляется».
На «третьем уровне» энергетического тела человека возникают пять пар категорий. Чтобы их идентифицировать, обращусь к «Путеводителю по Абидхамме». Здесь описано скопление ментальных факторов (четасик) - «ментальных состояний, возникающих вместе с сознанием и выполняющих различные функции». Среди них различают 7 - универсальных, 6 - случающихся время от времени, 14 - неблаготворных и 25 - прекрасных.
К ментальным факторам относятся контакт, чувство, восприятие и воля. В ментальном процессе они возникают одно за другим. Воля – главный фактор в генерировании кармы, она «организует ассоциированные ментальные факторы» и «определяет этическое качество действия». Всего этих проявлений ума – пятьдесят два, о некоторых будет сказано ниже.
Попробую совместить с электронами все факторы. Согласно принципу Паули, электроны сначала «заполняют дома», затем «к ним подселяются пары».
Для второго периода это будет выглядеть так:
s-подуровень – эфирная материя (не фактор, а материальное явление, имеющее два проявления: телесная коммуникация и вербальная коммуникация) и контакт;
р-подуровень - чувство и жизнеспособность, восприятие и однонаправленность (концентрация), воля и внимание.
Это универсальные факторы «общие для всех сознаний», которые «выполняют самые рудиментарные и основные когнитивные функции, без которых осознание объекта было бы совершенно невозможным».
Шесть базовых факторов могут переходить в шесть «случающихся время от времени»: желание действовать, начальное и устойчивое приложение ума (два вида мышления), решение, восторженность, энергия.
Среди прекрасных ментальных факторов есть шесть пар, относящихся к ментальному телу и сознанию, – уравновешенность, прямота, легкость, гибкость, управляемость и сноровка, которые являются очищающим фильтром. Десять из них, их я сопоставляю с d-электронами, нейтрализуют определенный вид загрязнений ума и тела, сноровка – все остальные.
На четвертом уровне у элементов шестого периода могут быть семь пар f-электронов. Аналогично у человека шестой чакры – аджны (центр разума) в ментальной оболочке появляются еще семь пар проявлений.
Шмаков пишет: «Каждая человеческая страсть имеет два полюса: один коренится в животной стороне человека и в его самости, другой, противоположный, в его божественной природе. Сознательное передвижение всех стремлений и желаний, свойств и страстей из низшего полюса к высшему и составляет содержание внутреннего прогресса человека, его движения к духовности…».
Согласно сказанному, «заполняется f-подуровень» четвертой оболочки человека. Здесь проявляются четырнадцать ментальных факторов. К ним относятся все имеющиеся неблаготворные четасики, которые могут переходить в соответствующие им прекрасные факторы. Например, сомнение в веру, беспокойство в нейтральность ума, тщеславие в сострадание.
Без партнера, в который он может переходить, остался один универсальный фактор – контакт, но есть и один «лишний» прекрасный фактор. Я думаю, это «осознание», и они составляют пару.
Высший уровень эволюции человека представляет седьмая чакра (сахасрара), она «считается не отдельной чакрой, а результатом одновременной гармоничной работы всех чакр», так же как и седьмой слой ауры.
Кроме восходящего ряда, где один энергетический центр представляет весь уровень, чакры проявляю себя и внутри слоя, то есть один электрон – одна чакра. Например, р-электроны образуют следующие сочетания:
«Ось х» - муладхара и анахата – создают основу, материальную и ментальную соответственно;
«ось у» - свадхистана и вишудха – чувства, творчество, эволюция, желание;
«ось z» - манипура и аджна – восприятие, личность, разум.
В некоторых буддистский традициях чакры «Х» отвечают за глубокий сон, «У» – за сновидения, «Z» – за бодрствование.
6. Аналогично протону и нейтрону
Аналогом протона и нейтрона является ментальное сознание, которое включает два потока.
В «Путеводителе по Абидхамме» говорится о двух типах сознания, характерных для обычного человека: сознании, производящем карму и результирующем. Первое из них аналогично протону, второе - нейтрону.
Согласно этому же источнику, сознание (читта) является «деятельностью или процессом познания или знания объекта». В отличие от действия и речи, оно всегда «берет объект», поэтому действия и речь к ядру не относятся. Сознание всегда сопровождается ментальными факторами (мы о них уже говорили).
Кармическое (волевое) сознание может быть неблаготворным, прекрасным и возвышенным. Различают три типа неблаготворных читт: коренящиеся в алчности, коренящиеся в злости, коренящиеся в заблуждении.
Благотворное кармическое сознание обладает прекрасными ментальными факторами, среди которых также различают корневые (не-алчность, не-злость, мудрость). Возвышенные читты возникают у духовных практиков и относятся к более высокому уровню восприятия.
Результирующее сознание само не производит карму, а является её результатом. К нему относятся бескоренные читты (благотворные и неблаготворные), которые базируются на сенсорной материи органов чувств (сознание глаза, сознание уха…). То есть всё, что мы видим, слышим, ощущаем тактильно… - это кармический эффект. К этому же виду принадлежит исследующее сознание (подобное восприятию).
Другие виды результирующего сознания – прекрасное и возвышенное имеют корни, но только «хорошие» и сопровождаются теми же прекрасными ментальными факторами, что и кармическое прекрасное сознание, породившее их.
7. Аналогично кваркам
Протон и нейтрон состоят из кварков, причем протон образован кварками «u» «u» «d», а нейтрон - кварками «d» «d» «u». Кварки обладают квантовым зарядом, который условно обозначают как цвет. Каждый протон и нейтрон образован триплетами кварков разного цвета.
Ø Протон: u+ (красный), u+ (синий), d- (зелёный).
Ø Нейтрон: d- (красный), d- (синий), u+ (зелёный).
Аналогично протону и нейтрону, на ментальном плане оба потока сознания включают три аспекта. Кроме того, каждая пара аспектов одного «цвета» соответствует одному из трех энергетических каналов: правому (пингала нади – мужская энергия солнца); левому (ида нади – женская энергия земли); центральному (сушумна нади – духовная сила).
Что я принимаю за аспекты кармического потока сознания? Турман выделяет три категории: «интуиции, переживания и инстинкты тонкого ума».
Сияние – солнечный свет – 40 структур, связанных с агрессией;
Блеск – лунный свет – 33 структуры, связанные с желанием;
Угроза – тьма – 7 структур, связанных с неведением.
Здесь агрессия, желание и неведение – это три неблаготворных корневых ментальных фактора: злость «охватывает все виды и степени отвращения, недоброжелательности, гнева, раздражения, досады и враждебности»; алчность «включает в себя все степени эгоистического желания, привязанности и цепляния»; заблуждение, невежество «проявляет себя как отсутствие правильного понимания или как ментальная темнота».
Аспекты результирующего потока проявляют себя как три различных состояния сознания или формы бытия: сознание и явь, подсознание и сновидения, бессознательное и глубокий сон.
Нужно уточнить, что «сознание» здесь – это ментально - материальный уровень восприятия, представляющий собой, согласно «Абидхамме», последовательную серию читт, которую обычно и считают сознанием. Кастанеда описывает этот уровень как первое внимание, правостороннее осознание, известное, тональ: «Первое внимание человека – это животное осознание, которое в процессе накопления жизненного опыта развилось в замысловатое, многоплановое и исключительно хрупкое образование, функция которого – иметь дело со всем, что существует в нашем обычном мире повседневной жизни. Иначе говоря, всё, о чем можно думать, относится к сфере функционирования первого внимания. Первое внимание есть то, чем мы являемся в качестве обычных людей».
Подсознание – это то, какими мы являемся в сновидениях и в состоянии повышенного осознания. У Кастанеды это второе внимание, о котором мы говорили в главе о магической сфере. Однако спонтанный, неконтролируемый сдвиг во второе внимание (обычные сновидения) – это всё еще ментальная сфера. Астральный уровень начинается тогда, когда ты с помощью воли входишь в неизвестное, полностью осознавая себя (например, люцидные сновидения). Это вопрос интеграции и степени духовного развития.
Среди результирующих типов сознания есть особый вид, выполняющий три функции: смерть, перерождение, поддержание непрерывности жизни. Именно этому сознанию принадлежит глубокий сон, хотя оно проявляется и в других состояниях, как пауза между ментальными процессами. Эта читта и есть – сверхсознание. Описанное выше относится к проявлениям низшего уровня для данного аспекта, на высшем – это сфера шельта и связь с монадой (духом).
Кастанеда описывает высшую ступень этого аспекта как непознаваемое: «Непознаваемое же суть нечто неописуемое и не поддающееся ни описанию, ни осмыслению, ни осознанию. Непознаваемое никогда не перейдёт в разряд известного, но, тем не менее, оно всегда там, ослепляя и в то же время ужасая нас своей безграничностью.»
Мы рассмотрели шесть аспектов сознания. Учитывая, что каждому «цвету» соответствует один энергетический канал, получаем три пары:
Пингала нади - явь и сияние или сознание и агрессия;
Ида нади - сновидения и блеск или подсознание и желание;
Сушумна нади - глубокий сон и угроза или бессознательное и неведение.
8. Отражение энергии в сознании
Также как сознание возникает вместе с ментальными факторами и сопровождается ими, ум и тело взаимосвязаны и отражают друг друга. Можно сказать, что чакры соответствуют аспектам сознания, тогда можно нарисовать следующую картину:
Ядро
Астральное сознание
Протон Нейтрон
Ментальное Ментальное
u+ u+ d- d- d- u+
красный синий зелёный красный синий зелёный
сияние блеск угроза сознание подсознание сверхсознание
агрессия желание неведение явь сновидение сон
Манипура Свадхистана Муладхара Аджна Вишудха Анахата
Аджна Вишудха Анахата Манипура Свадхистана Муладхара
Пингала Ида Сушумна Пингала Ида Сушумна
Почему такое распределение чакр?
Муладхара - это центр физического тела, это пять органов чувств, которые служат материальным основанием некоторых видов результирующего сознания. Кроме того, она относится к скрытой области ума, поэтому связана с неведением.
Свадхистана – чувство, желание, корни которых лежат в подсознании, а проявления творят сновидения.
Манипура – личность, эго. Начиная воспринимать свою индивидуальность, мы противопоставляем себя другим, так рождается агрессия. Кроме того, именно личность царствует в яви и сознании.
Анахата – любовь и трансформация. Это ментальное основание большинства форм сознания. Она более других представляет центральный энергетический канал, следовательно, и аспекты с ним связанные.
Вишудха – центр очищения, общения, творчества. Пятая и вторая чакры обе связаны с желанием, однако, если свадхистана – это жажда удовольствий, то вишудха – жажда знаний. Кроме того, сновидения – это обработка потока информации и способ очищения ума.
Аджна – разум (высшая форма восприятия), память, интуиция. Она также связана с эго, следовательно, с агрессией, и именно в бодрствующем состоянии мы оперируем памятью и разумом.
Хотя чакры принадлежат к энергии, они отражены в аспектах сознания, и как один энергетический центр соответствует и одному электрону, и всему уровню атома, так же отражение отдельной чакры проявляется и в одном аспекте, и в паре протон - нейтрон.
9. Заряд и масса
Электроны, протон и кварки – это частицы, имеющие заряд. Электроны и кварки «d» - отрицательный, протоны и кварки «u» - положительный. Заряд способствует взаимодействию частиц (притяжению и отталкиванию), а также возможности создавать молекулы.
Аналогом положительного заряда является активность, экстраверсия, отрицательного – пассивность, интроверсия. Хорошее определение активному – пассивному дает Шмаков: «Под активностью субъекта я понимаю способность его по собственному своему желанию, или под влиянием третьего высшего фактора, действовать на объект. Под пассивностью я понимаю способность воспринимать из вне лежащего мира, под влиянием своей собственной независимой воли, или под побуждением высшего фактора».
Ядро атома в целом положительно, оболочки отрицательны. Следовательно, сознание – это активное начало, тело – пассивное. Ум – активный деятель мира, тело пассивно, отражает сознание и воспринимает из окружающей среды. В самом сознании кармический поток проявляет себя как активный, тогда как результирующий в целом нейтрален, однако большая часть его аспектов пассивна. Действительно, результирующее сознание тесно связано со средой - ментально-материальной (явь), астральной (сновидения), духовной (глубокий сон, смерть).
Разноименно заряженные частицы притягиваются, равноименные – отталкиваются. Сознание яви и сновидения легко взаимодействуют с сознаниями, связанными с агрессией и желанием, но обе пары «не ладят между собой». Мы либо спим, либо бодрствуем, либо желаем, либо нет.
Сознание глубокого сна,как выполняющее функцию поддержания жизни, взаимодействует с обоими аспектами своего ряда. Так же неведение сопровождает оба аспекта кармического сознания.
Помимо заряда, частицы вещества обладают массой. От массы зависит проникающая способность частиц и расстояние, на котором они могут действовать (чем меньше масса, тем больше расстояние).
Аналогом массы является самосознание или осознание аспектов и оболочек. Кварки, протон и нейтрон обладают массой, аспекты потоков обладают самосознанием и радиус их действия невелик. Масса электрона незначительна, энергия практически не осознает себя и действует на большем расстоянии. Чем большее количество протонов и нейтронов содержит ядро, чем больше масса атома, тем выше уровень самосознания или степень осознания индивида.
10. После смерти
Турман описывает путь после смерти как ряд переходов из одного состояния сознания (уровня) в другое, от высшего к низшему.
Первая ступень - Чикаи Бардо – «Предвечный Ясный Свет» и «Вторичная Ясность Предвечного Света» - это состояние интеграции, шельт.
Вторая ступень – Хониид Бардо «Кармические Наваждения» здесь мы "разглядываем своё истинное устройство", «перебирая судьбинские четки». Это астральная сфера. Здесь человек проходит три круга – мандалы: чакрама сердца (анахата), чакрама горла (вишудха), мандала рассудка (аджна), где анахата является высшей из них, а аджна - низшей, так как это движение от центра к периферии.
Чакрама сердца – «это ты, в той своей нераздельности, где нам доступно Озарение». Чакрама горла – это круг Знания и Ведения. Здесь мы встречаем помощников на пути знания и сталкиваемся со своими чувствами. Мандала разума – «время Божеств и Знаков Рассудка». Этот круг называют также «владениями единственности», так как разум – это эго. Здесь мы разглядываем образы своих мыслей.
Почему при жизни восходящий ряд – это анахата, вишудха и аджна, а после смерти наоборот? Согласно «Путеводителю по Абидхамме», сердце является основой для возникновения ум - элемента, то есть формой сознания. Хотя астральная сфера принадлежит к феноменальному миру, здесь, по-видимому, работает закономерность ноуменального мира, описанная Шмаковым: «Если в феноменальном мире форма есть только периферия единичного бытия, только очерчивание среди ему подобных и является лишь результатом его жизни, деятельности и взаимоотношения, то наоборот, в ноуменальном мире форма есть самое естество бытия. Форма здесь онтологически нераздельна с содержанием. Более того, она адекватна ему, ибо она по существу своему здесь центральна, а не периферийна, то есть проистекает не из внешних взаимоотношений с другими подобными, а непосредственно выражает особенности естества данного бытия».
Хониид Бардо – это единство обоих потоков сознания: кармического и результирующего. Здесь происходит поиск соответствия между тем, каков человек на самом деле, и тем, каким он сам себе кажется. Если соответствие не найдено, человек ступает на третью ступень.
Третья ступень пути смерти – Сидпа Бардо – «Поиск Нового Рождения». Человек получает подобие тела, и если прошлый путь был похож на сон (Чикаи Бардо) и на сновидение (Хоннид Бардо), то в Сидпа Бардо человек «приходит в себя». Здесь сознание обретает новую форму. Человека посещают ведения будущего рождения, вместе с тем «дурная карма может напасть на тебя демонами». Здесь «все твои ощущения, чувства счастья и страдания – лишь отражения худого и доброго в тебе». Здесь происходит «суд» и наказание, но судьей выступает собственная Совесть. Потоки сознания здесь разделены, но каждый в отдельности целостен: здесь слиты воедино сон, сновидение и явь.
11. Силы взаимодействия
Как уже было сказано ранее, в квантовой физике различают четыре силы взаимодействия: гравитационную, электромагнитную, слабую и сильную. Силы взаимодействия обеспечиваются частицами – переносчиками взаимодействия: гравитонами, фотонами, векторными бозонами и глюонами. Сами по себе частицы-переносчики не обладают ни массой, ни зарядом (исключение – векторные бозоны).
Гравитационная сила – это сила притяжения, которую обеспечивают гравитоны. Сила гравитации действует между всеми телами, обладающими массой, причём, чем больше масса объектов и чем меньше расстояние между ними, тем сильнее их притяжение друг к другу.
Аналог гравитационной силы – любовь. Любовь притягивает существа друг к другу, и чем выше самосознание субъекта, то есть чем развитей существо, тем сильнее его способность любить.
Электромагнитная сила связывает атомы в молекулы посредством фотонов, которые действуют между заряженными частицами (электронами, кварками).
Аналогом электромагнитной силы является взаимосвязь структур, аспектов, существ между собой и с миром, способность творить.
Аналогом фотонов выступают различные формы информации, например, мысли и образы, ощущения и эмоции, знания и чувства. Мысли, эмоции, чувства как активные формы относятся к «положительно заряженным» аспектам; образы, ощущения, знания как пассивные формы - к аспектам, «заряженным отрицательно».
Слабая сила обеспечивается векторными бозонами –, W+, W-, Z0, H0 (бозон Хиггса) и отвечает за превращение одних элементов в другие. Эти частицы, в отличие от других переносчиков взаимодействия, имеют массу. Причиной этого является наличие особого поля (поля Хиггса), образованного квантами, следствием – малое расстояние, на котором действует слабая сила.
Слабая сила аналогична трансформации и способна изменять нас, превращая одни аспекты человека в другие, или переводить с одного уровня осознания на другой. Так, сердце, по сути, является полем Хиггса, обладающим сознанием и способностью его изменять, что тесно связано с выбором пути. Поэтому слабая сила отражает также причину трансформации – свободу воли.
Сильная сила удерживает протоны и нейтроны внутри ядра, а кварки внутри протона и нейтрона с помощью глюонов. Глюоны, также как и кварки, обладают «цветом», следовательно, собраны в триплеты. Глюоны взаимодействуют только с кварками и другими глюонами.
Аналог сильной силы – материальность, которая, подобно тому, как протоны и нейтроны удерживаются в ядре, удерживает потоки вместе и, подобно тому, как кварки удерживаются в протоне и нейтроне, удерживает различные аспекты потоков.
Сильная сила обладает свойством конфайнмента – цветовой нейтральности. Я повторюсь, но, представим, что каждый кварк в протоне и нейтроне имеет один из трех цветов, которые в сумме дают нейтральный белый цвет. И протон, и нейтрон должны быть нейтральными по цвету, поэтому они существуют в виде триплетов. Таким образом, конфайнмент принуждает протон и нейтрон сохранять целостность.
Аналогично, два потока сознания – это триплет разных «цветов». Цвет – это маркер «способа существования», к которому принадлежит аспект. Можно сказать, что то, что мы имеем три формы бытия, позволяет нам существовать в этом мире.
Сильная сила обладает также свойством асимптотической свободы – при очень высоких энергиях сильное взаимодействие ослабевает, и протоны с нейтронами могут покинуть ядро, а кварки – протоны и нейтроны. Аналогично, в момент смерти происходит потеря материальности, сознание гаснет и возникает после смерти с другими свойствами.
В квантовой физике существует теория великого объединения. Согласно которой при некой энергии силы взаимодействия могут сравняться между собой и стать разновидностями одной и той же силы. Кроме того, различные частицы вещества (кварки, электроны) тоже теряют различия.
Проведя аналогию, можно предположить, что человек при определенных условиях способен достичь такого состояния сознания, когда становится возможным слияние и единение всех его аспектов, то есть просветление и интеграция.
В книге Владимира Шмакова "Священная книги Тота. Великие арканы Таро" сказано: "... два феномена могут войти непосредственно между собой во взаимодействие только тогда, когда они лежат в одном и том же плане", в противном же случае между феноменами должен быть посредник высшего уровня. Таким посредником выступает монада (дух). Учитывая, что в атоме взаимосвязь частиц осуществляется силами взаимодействия, можно сказать, что они аналогичны духовной силе человека.