Профессиональное образование как адаптация наследственных координаций

Аватар пользователя Аркадий Брагин

При рождении у человека уже есть врожденная информация, другими словами в течение процесса развития или онтогенеза не создается ничего нового, а только разворачивается уже то, что назывется «наследственностью». Любое обучение сводится всего лишь к правильному выбору стиля жизни для нормального, индивидуального функционирования наследственных координаций, подчиненных принципу эндогенной стимуляции поведения, что поэтически выражается как: «не должны ли мы вечно возвращаться?» [1]. Я беру щенка служебной породы собак, ризеншнауцера например, и не имея представлений о потребностях хищника данного вида млекопитающих, буду кормить его зерном как канарейку или хомяка, и держать в квартире как, скажем, кошку. Через некоторое время протеиновая недостаточность и отсутствие длительных выбегиваний, как реализации территориального инстинкта, переданного псу от волка, приведет сначала к воровству продуктов дома и порче мебели и других предметов в результате фиксации аппетенции на окружающих, замещающих естественные, ключевые стимулы, а затем в результате отсутствия понимания со стороны хозяина и к соматическим расстройствам личности пса, то есть, как говорится, «сработает психосоматика». Тоже и у человека. Миллионами лет формировавшиеся паттерны поведения будут адаптивны только в том социальном окружении, в тех нуждах и потребностях, при той, наконец религии и стиле жизни, которые выполняли видосохраняющую функцию. Наследственные координации, или инстинкты у наших предков формировались веками в однородных условиях. Какой современный стиль жизни человека выполняет видосохраняющую функцию? К чему должно приводить современное профессиональное образование, если в популяции современного городского человека не то что правнук и прадед, встретившись, не узнали бы друг друга, но и отец с сыном зачастую выглядят как представители двух разных видов. В ночных клубах Новосибирска вечеринки с музыкой 80-х годов, которые рассчитаны на публику от 30-ти и старше, формировавшейся на ценностях коллективизма будут сопровождаться конфликтами с увеличением вероятности их возникновения от доли присутствия публики возраста от 18-ти лет, сформированной уже на идеях индивидуализма в постсоветское время. Фенотипически, доля вариаций в стилях одежды и причесок и манерах танца существенней среди второй категории клиентов, чем первой.

В сельском хозяйстве давно известно, что породная линия тем крепче, чем консолидированней селекция и стабильней питание и содержание животных из поколения в поколение. От этого зависит эффект гетерозиса потомка. То есть эффект тем сильней, чем сплочённей признак каждого из родителей в своем направлении породной линии и чем контрастней две породные линии. В каком городе, селе, деревне в эпоху глобализации сохранились видосохраняюшие условия культуры, стабилизирующие всяческие отклонения в развитии организма от фенотипа наших прадедов? Не в том ли функция алкоголизма, наркомании и шизофрении, чтобы хоть как-то успокоить наши наследственные координации, создав иллюзию разумом «нормальной» жизни? Кем станет сейчас человек, имеющий огромную долю предков среди воинов? Видимо преступником. А кем станет сейчас человек с огромной долей предков среди крестьян? Видимо унылой, серой личностью с высокой степенью манипулируемости средствами массовой информации и политиками. Причем вероятность нарушения инстинктов тем выше, чем специализированней фенотип предков, по аналогии с дикими животными, помещенными в неволю. Я видел как водяные полевки (Arvicola terrestris L.) в виварии ИСиЭЖ СО РАН бьются в конвульсиях (нейрогенетики создали бы на этих особях модель каталепсии) при содержании их в тесной клетке без земли – естественного для них субстрата. Длина норы полевки в Северной Барабе, где мы занимались осенней экологией, составляет около 30 м. [2]. Рожденные в неволе полевки и ни разу не видевшие землю, выкапывали за несколько минут нору в земле, насыпанной мной и Нацыбулиным Н. в аквариум, реализовывая полный наследственный паттерн выкапывания норы: от быстрого обнюхивания почвы и пробежек до переворачивания тела в норе через голову и выбрасывания земли передними конечностями под себя, затем задними от себя, и выталкивания мордой от себя наружу из норы. Не потому ли современные биомедики используют в качестве объекта исследований лабораторных животных, что объект исследования так похож на субъект исследования удобством содержания, покорностью и невинностью, то есть оба нуждаются друг в друге как вырождающиеся организмы.

Я полагаю, что современное профессиональное образование должно быть, во-первых, направлено на развитие у молодежи представлений о функционировании инстинктов в норме и патологии. Основой этих представлений является просвещение об общности происхождения человека и животных. Во-вторых, педагоги должны показать молодежи (научить на собственном примере) культурные пути реализации инстинктов, другими словами, научить выбирать профессию как стиль жизни, с непременным условием его видосохраняющей функции.

1. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого. М.: Рипол Классик, 1998. С. 113.

2. Potapov M.A., Rogov V.G., Ovchinnikova L.E., Muzyka V.Yu., Potapova O.F., Bragin A.V., Evsikov V.I. The effect of winter food stores on body mass and winter survival of water voles, Arvicola terrestris, in Western Siberia: the implications for population dynamics // Folia Zoologica. - 2004. - V. 53. - № 1. - P. 37-46.