Внимание! Прочтение данного раздела не рекомендуется для детей, беременных и впечатлительных людей.
По данным генетики среди ныне живущих людей все женщины произошли от "митохондриальной Евы", а все мужчины от "Y-хромосомного Адама". При этом Ева проживала около 200 тысяч лет назад, по Адаму ситуация гораздо более запутанная, за последний десяток лет его время сильно удревнили - от 150 тысяч лет к 200-300 тысяч лет назад. Очень популярен вопрос, были ли они знакомы, я же хотел бы обсудить именно время их проживания.
Клеточная митохондрия передаётся от матери детям, мужская Y-хромосома - от отца к сыновьям. Разрастание человеческой популяции обычно представляется в виде филогенетического дерева, ветви которого называются гаплогруппами и идентифицируются через характерную мутацию, случившуюся у основателя ветви. К примеру, Ева - конкретная женщина, у которой произошла соответствующая мутация, которую она передала потомкам. При большом желании Евой могут называть и всю её гаплогруппу, существовавшую до выделения всех дочерних ветвей. Рубеж в 200 тыс лет означает, что женщины с "сестринскими" гаплогруппами, относительно основной ветви предков Евы, жившие до этого момента, потомков по женской линии не оставили. То есть не только в дальнородственных основному племенах, живших где-то по соседству в сходных условиях и вообще не сохранивших женскую линию в итоге, но и в основном племени Евы количество женщин практически не увеличивалось сотни тысяч лет. По Адаму и мужской линии аналогично.
Ещё в момент, когда Ева была на 50 тысяч лет "старше" Адама, были озвучены основные факторы, которые могут влиять на такую "разницу в возрасте": в случае вражды между племенами вероятность выживания женщин может быть заметно больше. Но тогда получается до времени Евы подобные факторы могли выглядеть иначе: продолжение рода по важности уступало другой естественной проблеме - утолению голода. Соответственно, печальный вывод заключается в том, что не только захваченные иноплеменные женщины, но и дети внутри своей же общины, могли съедаться. Отмечу, что это были уже вполне развитые люди: примерно за 200 тысяч лет до Евы уже были освоены добывание огня и речь. По википедии (Человек-предшественник):
Человек-предшественник[1] или человек предшествующий[2] (лат. Homo antecessor) — ископаемый вид людей, который существовал в период от 1,2 млн до 800 тыс. лет назад. Известен по раскопкам в Атапуэрке. Homo antecessor считается самым древним гоминидом Европы (старше только Homo georgicus, обнаруженный в Грузии недалеко от посёлка Дманиси — его возраст достигает 1,7—1,8 млн лет) ...
Впервые подвид был описан в 1997 году на основе находок (фрагменты верхней и нижней челюстей H1 и останки съеденной каннибалами девочки-подростка[5] 10—12 лет, фрагментарный череп H3), обнаруженных в 1994 году в горах Атапуэрка на территории Испании. Возраст находок 800 тыс. лет. В пещерах Атапуэрки древние люди жили довольно долго, и там накопилось большое количество расколотых костей животных, которых употребляли в пищу. В древних мусорных кучах среди костей лошадей, оленей, носорогов и других травоядных животных учёные нашли кости людей. Все они явно были расколоты и разгрызены, как и кости животных. Исследователи полагают, что среди пищевых отходов находятся останки как минимум одиннадцати человек, причём почти все они были детьми и подростками. Хосе Мария Бермудес де Кастро, руководитель проекта «Атапуэрка», входящего в список всемирного наследия ЮНЕСКО, говорит, что судя по всему, у древних людей не было недостатка в пище. Местность вокруг пещер в те времена была очень плодородной, травоядных животных, служивших добычей древним людям, было много. Состав мусорных куч в пещерах также не свидетельствует о голоде. Что заставило их есть себе подобных, причём детей, непонятно. На ритуальный каннибализм это не похоже — после ритуала кости вряд ли бы выбрасывали в общую кучу. Возможно, обитатели Антапуэрки съедали своих соседей, захваченных во время нападений на них.
Вообще, в джунглях крупные обезьяны охотятся на мелких, но в саванне после появления прямохождения какое-то время потребовалось на развитие навыков охоты в новых условиях, что возможно способствовало появлению такого каннибализма.
Обычно в генных исследованиях по прародителям подчёркивается, что генные Адам и Ева никакого отношения к библейским не имеют. Тем не менее, рассмотрим возможные параллели. В качестве источников религиозных мифов обычно предлагается фольклор, откровения жрецов, либо смесь всего этого. Однако, не менее интересен вариант, когда дневные переживания человека порождают сон, содержащий подсказку. Например, развитие прямохождения существенно затруднило роды, поэтому предположим, что человек, пожелавший узнать причину такой нелёгкой женской доли, увидел сон про яблоко. При этом в итоге некоторый смысл у библейской истории есть, но он явно не буквальный, для получения же условной интерпретации выделим ключевые, характерные моменты.
Рай по сути - сад, дерево для него - основное понятие, посреди рая находится дерево жизни, и видимо поблизости - дерево познания добра и зла. Плоды второго дерева есть нельзя, а вот первого, в принципе, - получается можно. Но изгнан Адам из рая был именно для того, чтобы он не съел плода дерева жизни. То есть, либо Адам не замечал первое дерево, пока не попробовал плода второго, либо это одно и то же дерево, но с новым статусом. В любом случае это не обычные деревья, с ними связан важнейший запрет на питание. Обычно богословами упор делается на нарушенный запрет как таковой. Если же идти от питания, то запрет очевидно в первую очередь должен касаться каннибализма, и по сюжету понятно, какого именно. Соответственно, наказание Адаму - тяжёлое пропитание от земли, а Еве - тяжёлая беременность и подчинение мужу. Аналогичную историю видим с богом земледелия Кроносом, с которым связывают представление о "золотом веке".
То есть "первородный грех" может иметь вполне конкретную интерпретацию, объясняющую, почему у предков генетической Евы не оставалось сестёр. В случае же генетического Адама, отсутствие братьев может означать дополнительно, что смена главы рода сопровождалась братоубийством, что очевидно отразилось в истории про Каина и Авеля.
Данный текст является частью текста "О практической логике"