В рамках семинара "Проблемы современной онтологии" 15 сентября 2011 г. в 17.00 в ауд. 8 философского факультета (Менделеевская линия, д. 5) состоится доклад Г.И. Чернавина на тему "К феноменологической метафизике первичной фактичности".
Чернавин Г.И.
К феноменологической метафизике первичной фактичности
(Аннотация)
Словосочетание „феноменологическая метафизика“ в заглавии этого доклада может показаться сбивающим с толку, если учесть, что феноменология с самого начала противопоставляла себя всем формам догматической метафизики. Здесь следует иметь в виду, что критика метафизики, проводимая Гуссерлем была направлена против исторических метафизических учений, а не против исходной задачи Первой философии: „рассматривать сущее, поскольку оно есть сущее, как в соответствии с его сущностью, так и в отношении всёго к нему привходящего“. То, что собственно критиковалось, так это „недоказанные, часто даже незамеченные и всё же чрезвычайно значимые предпосылки“, которые лежат в основе (по крайней мере) наук о „реальной действительности“, т.е. против теоретико-познавательных предпосылок. Гуссерль выступает здесь скорее против расхожего понятия о метафизике, как впрочем и против застывших форм догматической метафизики, которые уклонились от исходного смысла Первой философии.
В рукописях Гуссерля можно найти, по крайней мере, две попытки выстроить специфически феноменологическое понимание метафизики и соотнести её с феноменологической Первой философией (т.е. с трансцендентальной феноменологией). Обе версии соотносят метафизику со сферой фактичности: их можно условно обозначить как метафизику фактической действительности (или „конкретную метафизику“ ) и метафизику первичной фактичности.
В этом докладе я хотел бы подробнее рассмотреть, прежде всего, последний проект: "Метафизику первичной фактичности". „Метафизика в неком новом смысле“ указывает на второе значение фактичности, на, следуя выражению Гуссерля, сферу трансцендентальных фактов: на область апостериорных, но аподиктических истин.
В докладе я предлагая гипотезу относительно возможного метода этой специфической дисциплины - таким методом я считаю "модализирование опыта посредством противоборства".
В качестве элементарных фактов феноменологической метафизики я предлагаю рассматривать:
A) Иррациональный факт существования мира
Я как абсолютный первичный факт
C) Первичный факт гиле (т.н.з. „грубый факт“)
Одним из наиболее интересных моментов феноменологической метафизики я считаю соотношение факта и эйдоса в ситуации трансцендентальной фактичности - этому аспекту будет уделён специальный раздел доклада. В заключительной части доклада я выдвигаю гипотезу о перспективах развития феноменологической метафизики - прежде всего в рамках анализа времени и опыта Чужого.
Доклад завершается выводами относительно метода и статуса „феноменологической метафизики первичной фактичности“.
Литература:
1. Becker O. Die Philosophie Edmund Husserls // Husserl, Noack H. (Hrsg.), Darmstadt, 1973 (первая публикация в Kant-Studien 35 (1930)).
2. Held K. Die Funktionsgegenwart als „absolutes Faktum“ // Held K. Lebendige Gegenwart, 1966.
3. Kern I. §27 Die Faktizit?t der Weltkonstitution bei Husserl und die M?glichkeit der Metaphysik // Kern I. Husserl und Kant, 1964.
4. ______ Erste und Zweite Philosophie (transzendentale Ph?nomenologie und Metaphysik) // Bernet R., Kern I., Marbach E. Edmund Husserl: Darstellung seines Denkens, 1988.
5. Kaiser U. «Kern von Urzuf?lligеm in Wesensform»: Husserls Metaphysik der Faktizit?t // Kaiser U. Das Motiv der Hemmung in Husserls Ph?nomenologie, 1996.
6. Landgrebe L. Ph?nomenologische Bewu?tseinsanalyse und Metaphysik // Landgrebe L. Ph?nomenologie und Metaphysik, 1949.
7. Lembeck K.-H. ‘Faktum Geschichte’ und die Grenzen ph?nomenologischer Geschichtsphilosophie // Husserl Studies №4 (1987).
8. Micali S. Das Ich als absolutes Urfaktum // Micali S. ?bersch?sse der Erfahrung, Grenzdimensionen des Ich nach Husserl, Springer 2008.
9. Montavont A. Une m?taphysique de la facticit? // Montavont A. De la passivit? dans la ph?nom?nologie de Husserl, PUF, 1999.
10. Taguchi S., Das ‚Urfaktum' des Ego // Taguchi S., Das Problem des "Ur-Ich" bei Edmund Husserl, Springer, 2006.
11. Tengelyi L. Zu Merleau-Pontys Auseinandersetzung mit Sartres ph?nomenologischer Metaphysik // Vortrag, Corporeity and Affectivity, Fifth Central and Eastern European Conference on Phenomenology, Prague, 2008.