В философии были две мощные попытки дать окружающему миру всестороннее систематическое объяснение, создать всеобъемлющую систему, предпринятые Спинозой и Гегелем.
Вот как объясняются их всеобъемлющие системы:
"Вселенная Спинозы пантеистична, то есть Вселенная есть Бог, а Бог есть Вселенная. Существует лишь Бог, или Природа. Это единственная субстанция. Но эта Вселенная-Бог имеет бесконечное количество свойств (атрибутов). Мы способны постичь лишь два из всего количества этих атрибутов: протяженность и мышление. Эти два атрибута и составляют наш мир, как два измерения, и мы невосприимчивы к остальным (за исключением двух) бесчисленным измерениям" (Пол Стретерн "Спиноза за 90 минут");
"Система Гегеля основана на принципе идеалистического монизма: всё богатство и разнообразие мира вмещает в себя Мировой Дух - синтез Природы и Абсолютной Идеи" (Пол Стретерн "Гегель за 90 минут");
"...человеческое знание Абсолюта и знание Абсолютом самого себя суть два аспекта одной и той же реальности" (Фредерик Каплстон "От Фихте до Ницше").
В обоих системах, и Спинозы, и Гегеля, человек является частью целого, и как часть соотносится, имеет взаимоотношение с целым (у Спинозы это Вселенная-Бог, у Гегеля это Мировой Дух). Но часть не соотносится с целым, не может иметь взаимоотношение с целым! В этом явная ошибка этих философов. Часть соотносится только с остальной частью.
На схеме это видно, что часть (каковой является человек) не соотносится с целым, а соотносится с остальной частью.
Вселенная является системой, её элементами, надо полагать, являются элементарные частицы, поскольку они неделимые. Остальные физические тела, состоящие из элементарных частиц, уже компоненты Вселенной как системы.
Человек - часть Вселенной, а потому во Вселенной, как системе, является подсистемой, и как подсистема, материей своего тела взаимодействует с другой подсистемой - остальной Вселенной. Со Вселенной, и это хорошо видно на схеме, человек материей своего тела не взаимодействует "никаким боком".
Что из этого следует? Принадлежность элементарных частиц (и далее физических тел, состоящих из элементарных частиц) ко Вселенной, как системе, характеризуется их полным движением. А принадлежность этих же элементарных частиц к любой подсистеме характеризуется их неполным движением. Поэтому человеку во Вселенной, как подсистеме взаимодействующей с другой подсистемой, наблюдение полного движения физических тел (начиная с элементарных частиц) недоступно в принципе.
Поясню, что я имею в виду, говоря о полном и неполном движении. Представим корабль, плывущий по морю. На палубе этого корабля ходят люди. Их движения относительно корабля являются неполными движениями, поскольку корабль сам движется относительно берега. Их полные движения будут только относительно берега. Если берег берётся за базовое тело отсчёта.
Как наблюдает человек движения физических тел во Вселенной можно выразить схематично.
Какое-нибудь тело принимается за тело отсчёта инерциальной системы отсчёта (на схеме тело О). Это значит, что это тело мыслится так, что оно находится в покое или совершает прямолинейное равномерное движение. И относительно него определяется движение других тел (на схеме тела М). Но тело отсчёта О не находится в покое, не совершает прямолинейного равномерного движения, а в принадлежности ко Вселенной, как системе, совершает какое-то криволинейное движение. В результате, человек наблюдает только неполное движение тел (на схеме тела М).
Принципиальная невозможность для человека наблюдения полного движения физических тел во Вселенной, как системе, как-то должна проявляться. В исследовании макромира она проявиться не может, поскольку физические тела состоят из мириад элементарных частиц, движение которых усредняется. А вот в исследовании микромира, когда отслеживается движение отдельных элементарных частиц, принципиальная невозможность для человека наблюдения полного движения физических тел проявляется. Проявляется она принципом неопределённости:
Принцип неопределённости Гейзенбе́рга (или Га́йзенберга) в квантовой механике — фундаментальное соображение (соотношение неопределённостей), устанавливающее предел точности одновременного определения пары характеризующих систему квантовых наблюдаемых, описываемых некоммутирующими операторами (например, координаты и импульса, тока и напряжения, электрического и магнитного полей). Более доступно он звучит так: чем точнее измеряется одна характеристика частицы, тем менее точно можно измерить вторую. Соотношение неопределённостей задаёт нижний предел для произведения среднеквадратичных отклонений пары квантовых наблюдаемых. Принцип неопределённости, открытый Вернером Гейзенбергом в 1927 г., является одним из краеугольных камней физической квантовой механики...
Далее сообщается:
...Является следствием принципа корпускулярно-волнового дуализма.
Ссылка
Нахожу в энциклопедии сведение о корпускулярно-волновом дуализме:
Корпускулярно-волновой дуализм (или квантово-волновой дуализм) — свойство природы, состоящее в том, что материальные микроскопические объекты могут при одних условиях проявлять свойства классических волн, а при других — свойства классических частиц.
Типичные примеры объектов, проявляющих двойственное корпускулярно-волновое поведение — электроны и свет; принцип справедлив и для более крупных объектов, но, как правило, чем объект массивнее, тем в меньшей степени проявляются его волновые свойства (речь здесь не идёт о коллективном волновом поведении многих частиц, например, волны на поверхности жидкости).
Ссылка
Говорится о "свойстве природы". Но никакое это не свойство природы! Это только следствие того факта, что человек во Вселенной является подсистемой, и как подсистема взаимодействует с другой подсистемой - остальной Вселенной. Поэтому человеку недоступно наблюдение полного движения физических тел (начиная с элементарных частиц), совершающееся во Вселенной, как системе.
P.S. Тема на форуме по обсуждению этой статьи: ссылка