1.
Наличие своего отдельного «я» уже предполагает под собой одиночество. Сколько людей, столько и одиночеств.
Одиночество – только одно из состояний души.
Одиночество - категория относительная. Каждый человек одинок, и каждый неисповедимо и бесконечно разнообразно связан со всеми остальными людьми.
Умный понимает, что он одинок; дурак не может осмыслить своего одиночества. Мудрец дорожит одиночеством.
Самосознание одиночества открывает путь избранным для откровений.
Одиночество объединяет настоящих людей. Страдание - избранно, и одиночество - избранно. То и другое - путь избранных.
Любовь, одиночество и духовное страдание неразделимы. Как же не любить людей одинокому? Как не жалеть не одиноких?
Песня одинокого тревожит ряску толпы.
Одиночество – высшее благо, которое осознает только избранный.
Своими глазами каждый смотрит на мир. Глаза и разум - свои, мир - единый для всех. Индивидуальные сознания миллионов объединяют мир в единое целое. А единое целое объединяет сознания миллионов.
Что было бы, если б не было разных? Но разные - одиноки. Трагедия не в одиночестве, но в отсутствии разума.
Разве плохо быть разными? Именно различия соединяют людей. Одинаковые не могут стать чем-то единым, живым организмом. Они – крупинки песка.
Бесконечно одинок тот, кого интересуют не конкретные люди, а голая истина.
Чем талантливее человек, тем больше он одинок. Просто потому, что люди обыкновенные не понимают его. Или не так понимают.
Одиночество без любимого – лишь один из родОв одиночества. Известно, можно быть одиноким в толпе. И с любимым человеком тоже можно быть одиноким.
В одиночестве нет ничего особенного. Так или иначе, одиноки мы все. Подчеркивать своё одиночество, им любоваться – всё равно, что любоваться собой.
Без конца твердить о своём одиночестве – то же, что повторять слово «халва» - слаще не станет. Другое дело, рассказывать, в чём заключается твое одиночество, какое оно. Может быть, кто-то поймёт, и ты станешь одиноким чуть меньше…
Талантливый рассказ о своём одиночестве снимает его в данном вопросе.
В жизни, любви – то же, что и в стихах - надо творить, а не просто говорить, что «не сладко».
Преодолев одно одиночество, мы находим другое.
2.
Причина всех наших горестей – одиночество и непонимание, в том числе и в любви.
Нежелание понять, равнодушие – самое страшное.
Однако учиться понимать надо, прежде всего, - себя.
Каждый в мире душою – один, одинок. Но бывает всё-таки взаимность… вдвоём.
После неё одиночество ещё глубже. А потом - снова взаимность… И так может быть – неоднократно! С углублением и расширением сознания, понимания.
Как найти выход из одиночества? Например, через стихотворение - оно и есть вход-выход, дверца к другому.
Так, сочиняя стихи, мы открываем новые двери всем, кто захочет прийти познакомиться, посмотреть наш внутренний мир.
Одиночество всегда с нами. Но среди других людей оно нам, конечно, заметнее.
Все мы блуждаем в темноте в одиночку. В грозовой, среди сверкающих молний или в призрачном свете от недосягаемых звёзд; в абсолютной тишине или среди бесовского хохота. Иногда - слушая прекрасную музыку, возникающую неизвестно откуда.
Сердце ищет другое живое сердце, посылая сквозь тьму расстояний лучи любви и надежды.
Временное, хрустальное, то, что может разбиться в любой момент, - одиночество. И на нём - вечный, изначальный свет звёзд.
Мы показываем друг другу своё одиночество, как сосуд драгоценный, пока его что-нибудь не разобьёт; тогда - дождь хрустальный и ветер…
Как часто мы любим свою мечту, идеал, убегая реальности. И только с возрастом понимаем, самое драгоценное – рядом. Неужто, - было, ушло?.. Навсегда! Что же теперь?..
Так мечты, устремлённые в будущее, вдруг обращаются в прошлое. Оказывается, вся жизнь прошла среди призраков…
Если ты понял однажды ЧТО упустил, ЧЕГО лишил сам себя, дальше не теряй драгоценного!
Одиночество не выбирают. Оно отбирает - сильных.
Слабые одиночества не выдерживают, поэтому так боятся его.
Одиночество объединяет избранных через их гений; слабых и одинаковых – разделяет и убивает.
Не надо бояться одиночества своего гения, страшно - стать одинаковым.
Философия не помогает справиться с грустью… Но в одиночестве не даёт отчаиваться.
Декларативность доступна всем. Солгать может каждый, не каждый способен быть искренним в своём одиночестве.
Когда тебя понимают, не так одиноко. Или одиноко уже по-другому. Чуть веселее!..
«Понимание» снимает одиночество полностью – в том вопросе, где тебя понимают. Если тебя понимают и ты понимаешь других по всему спектру вопросов, одиночества нет. Но так не бывает, люди все разные и именно в отличиях сознания своего – одиноки.
Благословим же свои одиночества, дабы не стать одинаковыми! Однако будем пытаться понять друг друга и, понимая, тут же искать или же создавать ещё какое-нибудь отличие, качество, которого нет у других. Чтобы и им поделиться с людьми и всем миром!..
Порой хочется уйти в себя… навсегда. А в другой раз - чтобы тебя любил целый мир - сразу, одновременно!
Мы избавляемся от одиночества, создавая, постигая и даря себя людям.
Слабым лучше не знать о своём одиночестве.
Сокрытие своего одиночества от других не принесёт облегчения.
Даже не абсолютное согласие – радостно! Когда находишь совпадение мыслей, возникает удивительное ощущение - ПОНИМАНИЯ, не одинокомыслия.
Опустошённость и слабость – от непонимания, одиночества.
«Хорошо знать» и «верить» в то, что «хорошо знаешь», - великая разница. Не мудрено тут запутаться. Чем мудрее человек, тем больше он сомневается в «знаниях». Сократ говорил: «Знаю, что ничего не знаю». Но, даже и сомневаясь, надобно принимать решения. И речь о том, собственно, чтобы смотреть своими глазами, доверять, прежде всего, своему разуму, не чужому. Знать – через себя, не другого и… если уж «ходить по воде», - самому!
Конечно, и за других можно порадоваться, увидев, найдя что-нибудь необыкновенное – мысли, стихи, умения… Наше «я» - лишь условность. Мир един, и границы между людьми условны. Так же, как в организме - клетки, все имеют собственные границы и, казалось бы, изолированы, на самом деле, поддерживают множество связей с другими и по отдельности жить не могут. Как не порадоваться за чьё-то умение, чью-то находку, как за свою? Ведь эта маленькая победа (или большая) - удача и достижение всего огромного Мира!
Обрести внутреннюю свободу – совсем не то, что жить с нею, распоряжаться собой в мире материальном, среди других сущих «я». Знаком с этими трудностями в полной мере. Одно дело, быть бестелесным интернетовским «духом», рассуждающим обо всём «совершенно свободно», другое – пробовать претворять собственные идеи в жизнь. Ничего конкретного пока тут, по большому счету, не получается и у меня… По воде не хожу. И не знаю, получится ли когда-нибудь…
Но, может быть, и не надо сразу существенно себя переделывать, тем более - мир, окружающих?.. Для начала - просто поговорить… Если мысли кому-то нужны, они ведь останутся, так или иначе. Постепенно мир вбирает в себя всё лучшее, действительно необходимое. И это решает не один человек, а все вместе… но каждый – по-своему.
Только ответы найденные самостоятельно имеют для нас решающее значение. Мир един, но все мы смотрим на него с разных сторон, определяя одни и те же объекты немного по-своему, со своих «точек зрения». Наши «истины» – относительны нас, и, если мы разные - а так и должно быть! – и «истины» наши различны.
И всё-таки… Когда мы примеряем к себе «истины» кого-то другого, сверяем их со своим внутренним опытом и находим некое совпадение, это – удивительное ощущение ПОНИМАНИЯ. Как будто заполняется некий разрыв над пропастью - между одним «я» и другим наводится мостик («положим досточку на пропасть»), определяются необходимые связи… И ощущаешь, что ты в мире не одинок. Части, казалось бы, обособленные и чуть ли не умирающие поодиночке, на самом деле, всё-таки составляют единое Целое – огромный живой организм, созданный миром для некой важнейшей Миссии. Которую этот организм должен осознать сам – своим пробудившимся разумом.
Когда человек в единении с Богом и миром, он не один. Противопоставляясь же окружающему - изгой.
Сила и мощь не там, где люди верят в одного Бога, но там, где они верят друг в друга. Начиная, от двоих, друзей и семьи. Народ, спаянный узами братской веры, не победить.
Одиночество порождает неверие, неверие – одиночество. Если не во что верить, тогда – одиночество.
В одиночестве мы открываем что-нибудь новое, каждый - своё. Все вместе, организованным единым сообществом можем максимально изменить мир в каком-то определённом, выбранном лидером направлении. И получить флюс – непропорциональное, болезненное развитие чего-либо одного в ущерб остальному.
Равномерно и оптимально мир изменяется интегрированием свободных индивидуальных усилий, через позитивно разрешаемые, снимаемые одиночества всех.
Благословим же свои одиночества, дабы не стать одинаковыми! Пусть у каждого в общем доме окажется собственная квартира. Будем друг к другу в гости ходить, пытаться понять и, понимая, тут же искать или же создавать ещё какое-нибудь собственное отличие, качество, новое одиночество, которого ни у кого нет. Чтобы и им поделиться.
«Упёртые» люди, неспособные и нежелающие прислушиваться к другим, считающие «только я прав», стремящиеся к цели своей, несмотря ни на что, крайний вариант, - шагающие даже по трупам и пытающиеся подчинить своей воле всех и всё в мире… Одинокие? – Нет. От других слишком зависящие.
У каждого должна быть собственная Мечта. Исполняя её, мы осуществляем свою Миссию во Вселенной. В творчестве – поэзии, прозе, музыке, инженерии… Но ведь это не означает, что мы, кроме своей Мечты, ничего больше не видим – людей, их мечты!..
Радость от красоты Целого, успехов других, понимание - спасает нас от одиночества. И ведь, если ты порадуешься за ближних и дальних своих, за всех, - и они тоже помогут тебе в движении к твоей Цели, Мечте. Разделят между собой твоё одиночество и поделятся с тобою своим.
Грань между самодостаточностью и одиночеством - очень тонка и живая. Мы бежим от людей и не можем прожить без них. Наверное, потому что мы – люди.
Одиночество - хрупко и беззащитно среди превратностей мира, как всякое проявление жизни, и так же бесконечно разнообразно, неистребимо и, являясь неотъемлемой особенностью Разума, - вездесуще и всемогуще!
3.
«Финал Вашей миниатюры декларативен, но - обратите, пожалуйста, внимание - противоречит в определённой степени рассуждениям, приведённым в начале текста.
По-настоящему мудрый человек одиночества ищет и, наверное, не стремится «рассказывать, в чём заключается (твоё) одиночество, какое оно» с тем, чтобы лучше интегрироваться в социум. И поэтому цель преодоления одиночества у мудрого человека должна отсутствовать. По Вашей логике.
Мудрец дорожит одиночеством.
Вы читали Шопенгауэра? Он, наверное, был бы Вам рад.» Н.
У живого, мыслящего, развивающегося человека одиночество не статично и не ограниченно. Я говорю о том, что в творчестве, запечатляя картинку, страничку своей души (число страничек таких может быть бесконечным), мы снимаем своё одиночество в одном каком-то вопросе. Но это не означает, что мы показываем себя другим целиком и перестаём быть отличными от других. Нет, у нас ещё есть отличия, осознанные и неосознанные, большинство из которых не запечатлено, не снято.
Творец всю жизнь через творчество избавляется от своего одиночества, но избавиться полностью от него невозможно. Вот дело в чём… На мой взгляд, этот процесс удивителен и отнюдь не трагичен… или не только трагичен.
Шопенгауэра, конечно, читал. Но делать сравнительный анализ наших идей и мировоззрений для меня затруднительно. Хотя бы потому, что он мёртв, а я жив, и он мне уже не ответит. Может быть, однажды такой анализ попробует сделать кто-то другой… Мне было бы посмотреть интересно. Но редко такое удаётся при жизни…
«Мудрец дорожит одиночеством»… Не в том смысле, что желает свой внутренний мир скрывать от других - он не хочет, да и не может, таким стать, как все. Он разрабатывает свои отличия, чтобы другим показать, подарить миру талант свой – умение понимать всех.
В делах и заботах мы избавляемся от одиночества. Но только когда своё дело делаем, не чужое.
В осознании, понимании своего одиночества мы находим себя и обретаем свою индивидуальную истину – в дополнение или же вопреки предлагаемой нам или навязываемой чужой.
Мы одиноки и не одиноки – попеременно и единовременно. Всё в одном. Мир единый и целостный, состоит, как из атомов, из одиночеств многих и многих. Каждого – единственного, неповторимого.
Да, каждый уникален в бесконечной вселенной! И грусть эта осознанная - понимания индивидуальности высших проявлений мирового порядка – прекрасна!
Одиночество должно быть конструктивным, творческим, не замыкаться в себе. В одиночестве – наши отличия от других, и мы можем эти отличия и таланты таить в себе или подарить людям. В первом случае, мы прячем в себе Себя, во втором – открываемся миру и открываем миру Мир, богу Бога.
Снимая одно одиночество, творческий человек ищет и открывает в себе другое и опять дарит людям… И так может быть всю нашу жизнь, без конца!
«Хорошо! Знаете, я тут подсела на блоги в мейл.ру, так вот там чуть не самое многочисленное сообщество - это сообщество Одиноких. Это очень смешно выглядит. Толпа одиноких людей, часто, много, со вкусом общающихся друг с другом, то есть, казалось бы, люди и не одиноки совершенно, раз у них есть собеседники, соратники и сопереживатели... Ан нет! Они упорно считают себя именно одинокими! И, наверное, они в чём-то правы, но, я в сотый раз повторяю гениальную фразу Оноре де Бальзака: «Одиночество - отличная вещь, но обязательно нужен кто-то, кому можно сказать, что одиночество - отличная вещь!» Хорошо сказал, правда?
Вы тоже хорошо сказали. Спасибо.»
Да, «одиночество – отличная вещь» – в плане отличия твоего от других. Но это отличие не для того, чтобы его уберечь, ото всех прятать, а чтобы делиться с другими. Потом найти ещё своё какое-нибудь отличие. И опять поделиться…
Количество наших отличий не должно превышать некой меры, за которой ты можешь потерять желание жить или перестать быть человеком. В последнем случае, правда, можно искать понимания, например, с инопланетянами, животными, или интернетовскими фантомами.
Как же часто вместо восхищения и поддержки получаешь, осознаёшь очередное своё одиночество - ещё и через самых умных людей! - Да, отчасти с разрешением старого… Это вот - самое драгоценное.
Опять начинается новая жизнь. Одинокого!..
4.
Мы избавляемся от очередного своего одиночества, записывая его в стихах. Или нотах, на полотне… А потом находим что-то ещё, чем надо нам поделиться.
Самое беспросветное одиночество у тех, кто не может себя выразить, СЛОВА молвить. Типа собаки. Всё понимает, а сказать не умеет.
Правда, даже когда ты сказал, не факт, что смогут понять. Ну, значит, плохо сказал...
Не будем грустить. Мы не одни. Не сегодня, так завтра. Вечность приглядывает за теми, кому есть что сказать…
Как будто мы где-то не там, мимо проходим.. самого главного. Собственной жизни.
Почему-то многое не сами решаем.. частенько даже и за себя.
А что решать, собственно? Что важно для нас, кроме того, что мы создаём - именно сами, можем создать?
Вот здесь и - хватает ли нас? Соразмерны ли наши желания, не всегда ясные нам, нашим усилиям?.. Но наши желания говорят о потенциальных наших возможностях. Если желания не удовлетворены, значит, не использованы возможности - в полную меру!
Среди зверей или нелюдей есть надежда когда-нибудь выйти к людям. Но если и меж людей одинок… остаётся искать только Бога.
И, как в песне поётся… кто хочет, тот добьётся, кто ищет, тот – найдёт!
Вот из этого, полагаю, и следует исходить. Не хочешь быть одиноким? - Не будь им!
Всё нестандартное, отличное от другого, имеющее к тому же и «я», способное к самоосознаванию, в том числе собственной индивидуальности, по природе своей – одиноко. Чем больше отличий и глубже самосознание, тем осознанней одиночество.
Самопознание ведёт к углублению одиночества.
Но можно понимать одиночество негативно или же позитивно.
В позитивном приятии мы делимся своими отличиями, особенностями, т.е. талантами, с другими людьми.
В негативном понимании одиночества - замыкаемся, отличия, способности не используются, таланты закрываются и гниют.
Да, мы познаём мир через себя, и это самое истинное познание, не только через других, но и через себя, прежде всего - через себя! Для этого мы и призваны в мир – познавать его и развивать, продолжить Творение. Собственными усилиями!
«Мне кажется, истинное одиночество – это когда ты любишь всех, а тебя – никто.
И откуда Сократ знает, что он ничего не знает? Мысль изречённая - есть ложь! - как сказал другой философ».
Игорь Даниленко
Одиночество – это когда есть что сказать, но некому высказать. Или ты не в состоянии выразить то, что в тебе.
Поэтому лучшее средство от одиночества – творчество. Подари себя людям, откройся и перестанешь быть одиноким.
Но для самовыражения требуются некие навыки, умения, техника, прилежание.
Истинное одиночество – это когда ты выражаешь себя всеми возможными и невозможными средствами, со всем усердием, гением, подаренным тебе миром, природой, людьми. Но! Никто тебя сегодня понять не способен… И ты это ясно видишь и понимаешь, делая однако же своё дело.
У одиночества - чаши весов. У кого перевешивает талант, гениальность в дарении себя людям, а у кого - одиночество в отгораживании от мира...
Почему одиночество должно быть пессимистичным? Равные всегда есть. Они не такие, как ты? - Слава богу!
«Одиночество - отличная вещь, если есть кому сказать, что одиночество - отличная вещь..
Очень точно.»
Кадесникова Татьяна
Именно так. Но есть ещё один смысл. Мы избавляемся от своего одиночества, т.е. непонимания другими себя, когда у нас получается себя для других запечатлеть, показать – в творчестве. В стихотворении или ином… Тогда радуемся.
А если стих не читают, значит, наверное, не очень ещё хорошо получилось выразить, передать себя.
А может быть, нечего передавать. Вот тогда самое страшное - пустота!
Или нет навыков передачи… Над этим надо работать! И в работе мы видим смысл – надеясь однажды суметь победить одиночество. Избавиться от него.
Но, избавляясь от одного состояния одиночества, рассказав его, мы находим в себе другое… И всё повторяется.
Таков творческий цикл.
В «присутственных местах» не присутствует зло или добро, только – скука. И даже одиночество там становится серым.
Думать об одиночестве вдвоём – совершенно не то, что поодиночке! Ура!
А под ширмой прячется – одиночество! Вместо того, чтобы дарить своё отличие миру, люди наказывают себя одиночеством, пряча лучшее всё своё за ширмой морали, приличий, ханжества, фарисейства…