О следах. Что такое сознание и душа
Из бесед с друзьями
2014
"Что такое сознание". Сова2
Ну, здесь, Володя, ты не столько объясняешь правила мироздания, сколько их назначаешь. На мой взгляд.)
Сознание - один из высших этапов отражений материальных объектов друг в друге. Внешняя информация в одном объекте о другом объекте.
Элементарный случай - соударение, оставляющее свой след, изменение структуры объекта.
Такие следы все усложняются и накапливаются по мере усложнения материальных объектов
При определенном накоплении таких вот следов и возникновении новых качеств следов - появляется жизнь. И объективная информация об изменениях, следах получает новое качество - памяти, внутреннего идеального мира, внутренней информации.
Далее, уже при взаимодействии внутренней информации (материальных структур) с информацией внешней (идеальных структур) через активную инстанцию (движение и взаимодействие), в процессе естественного отбора, а потом и понятийного отбора - происходит развитие живых организмов, природы.
И далее, далее...
Пока не родится психика, сознание - способность не только отражать односторонне, но и отражать в обратную сторону, из идеального, внутреннего - в материальное, внешнее. Не только познавать мир, все более сложно и комплексно, но и целенаправленно изменять его.
Идеальный мир – мир понятий, отражений, следов дает описание относительное. Относительно субъекта, его личных свойств и возможностей.
Это не «идеал», Володя. Идеальный мир в том смысле, что не реальный, не материальный, понятийный. Здесь опять просто одни и те же слова носят разные смыслы.)
Спасибо за интересные вопросы!
Безусловно, я выдвигаю теорию или гипотезу. Доказывать есть Бог или нет, а если есть, то каков Он и как сотворил мир.. можно лишь постулатами веры. То есть рационально доказать невозможно.
Вообще все что угодно можно доказывать лишь в системе человеческих представлений. Каковых тоже порядочно.)
Согласно МОЕЙ точки зрения, мир создал не некий совершенный Бог-Разум, способный из ничего сотворить все что угодно. И творение было не единовременным. Мир творится всегда. По крайней мере, с начала Большого взрыва - порядка 13 миллиардов лет.
И до момента возникновения человека разумного в нашем участке вселенной творение происходило в игре случая с необходимостями. От простого к все более сложному. Без участия разума какого бы ни было.
В бесконечной вселенной вероятность возникновения жизни - достаточна. И жизнь возникла! Повторюсь, в игре случая с необходимостями. Т.е. эволюционно.
Под необходимостями понимаю уже сущие связи - физические, химические, потом биологические. Под случаем - всевозможные случайности взаимодействия всех сущих уровней иерархии структур.
Этот процесс описан в трактате (небольшом) «Эволюция информационных систем». Он есть на моей странице.
Жизнь и Разум возникают по этой схеме, через бесчисленное множество проб и ошибок, естественный и понятийный отборы. А вот далее, после возникновения Разума… у мира появляется возможность продолжить Творение уже осознанно, с помощью Разума ограничивая излишние, заранее известные негативные пробы.
Разум, на самом деле, - еще одна необходимость, ограничение необходимое для дальнейшего саморазвития мира.
Саморазвитие неразрывно связано с самопознанием. Мир сам себя познает, узнает собственные возможности, чтобы разумно их применять для развития и создавать возможности новые. Новые объекты и связи, структуры.
И так может быть без конца! В бесконечной вселенной наша Вселенная, ограниченная сферой высших взаимосвязей - разумных, может развиваться неограниченно!
В этом суть Проекта «Вселенная».)
Что же касается души… Это тайна, нами еще не разгаданная. Познание и развитие мира не вышло еще на уровень творения жизни из ничего, из простейших структур непосредственно. И движения души, приход её и уход, откуда, куда - нам не ведомы.
Я лично предполагаю, душа - одна из высших форм активности относительно замкнутых на себя структур идеального мира. А сам идеальный мир - строится как мир отражений, следов взаимодействия материальных объектов, энергий. Но, начиная с некоторого уровня развития мира, а именно возникновения жизни и всё более высших её форм, возникновения субъектов, идеальный мир не только отражает материальный мир, но способен его опережать и вести за собой. Возможно и возникновение неких сущностей, чисто идеальных объектов - аналогов материальных объектов. А потом неких сущностей идеального мира, может, даже живущих не в субъектах - животных и людях отдельных, но как бы в общностях их. Некая ноосфера - носитель идеального мира, сознаний, духов и душ.) Душа приходит из ноосферы (или другое название - коллективное идеальное, например), проживает в субъекте, активной индивидуальной информационной системе, имеющей временные ограничения, и уходит обратно в коллективное идеальное. Последнее имеет много большие временные ограничения. А может быть и бессмертным, по крайней мере в рамках жизни нашей Вселенной, расширяющейся, развивающейся в бесконечной вселенной.
На мой взгляд, мир троичен. И это понимали еще с древнейших времен.
Если говорить с материалистических позиций, Богу Отцу, Богу Духу Святому и Богу Сыну соответствует мир материальный, мир идеальный и активность. Человеческое «я» - высшее на данный момент проявление мировой активности. Вкупе, конечно, со всем человечеством, цивилизацией.
Но и на элементарном уровне простейших элементов есть идеальное, материальное и активное. Даже в элементарных частицах.
Материальность – плоть мира.
Идеальное – внутренняя и внешняя информация. Внутренняя определяет структуры, элементы и связи всех уровней. Внешняя – следы взаимодействий, которые на определенном уровне развития постепенно переходят в осознавание миром себя, проигрывание вариантов в психике и сознании, целеполагание.
Активность – внутренняя инстанция, связь между материальным и идеальным, всеобщий принцип движения и взаимодействия как в материальном, так и в идеальном.
Понятно, я не буду здесь излагать все собственные теории.) Они есть и выставлены на моей странице.
2015 г
То, что вы называете «управляющим», на мой взгляд, является развитием простейших следов, результатов взаимодействий. Нагляднее всего «следы» видны на уровне тел неодушевленных – например, в виде царапин и вмятин. Свои следы есть и на уровне элементарных частиц, атомов. И, чем выше информационная система (ИС) стоит по уровню иерархии развития, тем сложнее «следы».
Под ИС я подразумеваю все сущие объекты, субъекты и сообщества субъектов – всё, что относительно обособлено по своим (!) высшим связям.
На уровне жизни, тем более Разума, например, человеческого, естественно, эти «следы» как вы совершенно правильно говорите, получают и набирают всё большее число обратных связей. Да, собственно, и при соударении простых тел действие равняется противодействию и «следы» остаются на обоих взаимодействующих объектах.
Фишка в том, что на уровне появления первых понятий, а затем, тем более, психики и сознания во всё большей степени развивается способность предвидения. А именно проигрывания ситуаций в идеальном (понятийном) мире психики и сознания.
На этом основано и всё руководство субъекта самим собой и иными объектами и субъектами в доступной среде и по мере собственных сил.
Это всё увеличивающиеся возможности информационных систем всё более высокого уровня.
Такой, казалось бы, простой механистический, можно сказать, подход, кстати, не отрицает ни Бога, ни возможность бессмертия. Потому как под Богом мы понимаем сферу нами непознанного, однако же, ощущаемого, осознаваемого интуитивно в минуты высших прозрений и состояний.
Да, с развитием Природы, человеческого Разума, безусловно, развивается нечто всеобщее идеальное, что можно считать ноосферой, Богом, Провидением, Высшим Разумом. Оно развивается вместе с нами, с нашей Вселенной. И является, по сути, Глобальной информационной системой, пределы которой условно совпадают или несколько шире пределов наших познаний в пространстве и времени. По качественным связям, это уровень, безусловно, высший к разуму человека.
И вот в этой ноосфере, Боге – да, мы бессмертны. Если из себя что-нибудь представляем, для неё важное.)
На мой взгляд, имеет смысл различать:
- внутреннюю структурную информацию, исчерпывающе отражающую содержание объектов материального мира и/или объектов идеального (понятийного) мира;
- относительную информацию, определяющую процесс взаимодействия между объектами (материального и/или идеального мира), движения, действия, в результате которых остаются "следы" от взаимодействий, создаётся новая информация.
Теперь перейдем к мировым связям, взаимодействиям, происходящим вне поля зрения людей вообще. Если нет людей, что же, ничего не происходит нигде? Полагаю, вы так не думаете. Элементарное соударение двух камней в космосе - передает информацию и сохраняет её в следах от соударений! Которую потом (потом!) в любое время, может быть, через миллион лет может принять человек и осмыслить её. Получить "информацию"!
Есть реальные взаимодействия, например, столкновение тел. А есть их следы. Которые можно сфотографировать и передать фотографию на любые расстояния, сколько угодно раз. Это не то же, что передать само столкновение тел. Там, где будет рассмотрено фото, никакого столкновения не произойдет. Без целенаправленой воли субъекта. И, в любом случае, даже при повторении, копировании этого взаимодействия, оно уже будет другим, в другом месте и времени. И влиять на другое, других.
Если говорить с материалистической точки зрения, на мой взгляд, наиболее объективной, человеческое «я» возникло как развитие всё более усложняющихся «следов», а потом «отражений». Это у меня расписано в статье «Эволюция информационных систем»:
Более широко, безотносительно субъекта, под информацией (или ее передачей) можно понимать любые связи, установленные и устанавливаемые, между объектами материальными (все связи между любыми объектами - информационные связи) и любые следы этих связей (мир идеальный).
"В самой основе материи, простейшей субстанции, располагающей единичной исчерпывающей информацией – а именно свойством всеобщего движения и взаимодействия, действительно заложено стремление к творчеству." (В.И.)
То, что располагает информацией есть носитель информации. А источник, творец информации - разум. Пусть не чей-то субъективный, желающий "своего", а объективный и сверхперсональный, наподобие закона гравитации, который задает планетам "информацию" двигаться только так, а не иначе. Этот закон может быть источником информации, движения и взаимодействия, который как вы справедливо заметили "заложен" в материю на самом базисном уровне. Но материя не может быть и исполнителем, и творцом этой "программы".
Нарисуйте мысленно примитивный контур управления:
(стрелки вниз и вверх показаны как получилось (В.И.))
Управляющая система
I ^
Команды и I I Обратная
Инструкции I I связь
V I
Управляемая система
А теперь соедините в одно целое управляющее и управляемое. Что получится? Бесформенная, неуправляемая мешанина.
Поэтому еще Анаксагор говорил, что ум, для того чтобы всем управлять должен быть примешан во все, но к нему ничто не может быть примешано. И Спиноза разделил Природу, на природу управляющую (natura naturans) и природу управляемую (natura naturata). И человек устроен так, что его нервная система отделена от прочих органов. И общество так же устроено, и управление тем эффективнее, чем четче управляющие органы власти отделены от бизнеса.
А вы думаете, что материя на простейшем уровне является исключением из этого правила? Напротив, там должно быть самое жесткое распределение ролей."
Андреев
То, что вы называете «управляющим», на мой взгляд, является развитием простейших следов, результатов взаимодействий. Нагляднее всего «следы» видны на уровне тел неодушевленных – например, в виде царапин и вмятин. Свои следы есть и на уровне элементарных частиц, атомов. И, чем выше информационная система (ИС) стоит по уровню иерархии развития, тем сложнее «следы».
Под ИС я подразумеваю все сущие объекты, субъекты и сообщества субъектов – всё, что относительно обособлено на уровне своих (!) высших связей.
На уровне жизни, тем более Разума, например, человеческого, естественно, эти «следы» как вы совершенно правильно говорите, получают и набирают всё большее число обратных связей. Да, собственно, и при соударении простых тел действие равняется противодействию и «следы» остаются на обоих взаимодействующих объектах.
Фишка в том, что на уровне появления первых понятий, а затем, тем более, психики и сознания во всё большей степени развивается способность предвидения. А именно проигрывания ситуаций в идеальном (понятийном) мире психики и сознания.
На этом основано и всё руководство субъекта самим собой и иными объектами и субъектами в доступной среде и по мере собственных сил.
Это всё увеличивающиеся возможности информационных систем всё более высокого уровня.
Такой, казалось бы, простой механистический, можно сказать, подход, кстати, не отрицает ни Бога, ни возможность бессмертия. Потому как под Богом мы понимаем сферу нами непознанного, однако же, ощущаемого, осознаваемого интуитивно в минуты высших прозрений и состояний.
Да, с развитием Природы, человеческого Разума, безусловно, развивается нечто всеобщее идеальное, что можно считать ноосферой, Богом, Провидением, Высшим Разумом. Оно развивается вместе с нами, с нашей Вселенной. И является, по сути, Глобальной информационной системой, пределы которой условно совпадают или несколько шире пределов наших познаний в пространстве и времени. По качественным связям, это уровень, безусловно, высший к разуму человека.
И вот в этой ноосфере, Боге – да, мы бессмертны. Если из себя что-нибудь представляем, для неё важное.)
На мой взгляд, в простейших объектах есть только внутренняя структурная информация - с точки зрения условного Абсолютного субъекта содержащая всё для их всеобъемлющего описания, разложения до простейшей субстанции и воссоздания из неё.
Внутренняя структурная информация - необходима и достаточна для создания данного объекта или субъекта, любой ИС из ничто, или из субстанции, располагающей единичной информацией.
Никакого внешнего или внутреннего управления нет, в ИС есть данность замкнутых на себя связей, ограниченных условно обособленной от других ИС связью высшего уровня данной ИС.
Если это и "управление", то бессознательное - отвечающее сущим необходимостям, законам внутриядерным, сильным и слабым взаимодействиям, гравитационным, электромагнитным, химическим, а далее - биологическим.
И вот на уровне биологических связей, возникновения понятий, развития способностей проигрывания взаимодействий материального мира в идеальном мире понятий возникает возможность осознанного управления.
Неосознанное "управление" , повторюсь - законы взаимодействия тел неодушевлённых, сущие необходимости, связи, возникшие и закрепившиеся среди бесчисленных флюктуаций, взаимодействий на всех уровнях иерархии уже сущих структур.
"Энергия" и "активность", возможно, одно и то же.. в некоторых смыслах. Но, на мой взгляд, "активность" и носитель или держатель её "активная инстанция" - более общий термин, категория. Потому как "активность" есть в мире материальном и в мире идеальном (понятий). А какая в идеальном мире "энергия"?
Активность проявляет себя и во взаимодействии миров материального и идеального, сначала проявляясь, фиксируясь в простых отражениях. А на определённом этапе организуется таким образом, что идеальные понятийные представления (планы) целенаправленно начинают внедряться в мире материальном, осуществляя целеполагание и управление, внешним и внутренним ИС.
Безусловно, деление на "материальное", "идеальное" и "активное" (так же, как в Троице) - довольно условно и просто является удобным делением Единого на некоторые его составляющие для его познания (описания, выражения) и развития - самопознания миром себя Самого и саморазвития.
Можно создать бесчисленное множество философских и религиозных концепций, описывающих, по сути одно и то же - мир един и единствен для всех, - но истинную ценность имеют те, которые в наибольшей мере помогают жить людям и служат развитию мира.
Есть реальные взаимодействия, например, столкновение тел. А есть их следы. Которые можно сфотографировать и передать фотографию на любые расстояния, сколько угодно раз. Это не то же, что передать само столкновение тел. Там, где будет рассмотрена фото, никакого столкновения не произойдет. Без целенаправленой воли субъекта. И, в любом случае, даже при повторении, копировании этого взаимодействия, оно уже будет другим, в другом месте и времени. И влиять на другое, других.
Если говорить с материалистической точки зрения - на мой взгляд, наиболее объективной, человеческое «я» возникло как развитие всё более усложняющихся «следов», а потом «отражений». Это у меня расписано в статье «Эволюция информационных систем»:
Идеальная сторона несуществующей субстанции) в том, что она, субстанция, имеет фундаментальное свойство движения и взаимодействия. И возможность в материи сохранения следов. Весь наш идеальный мир понятий вырос из этой способности сохранения следов.