Виталий Иванов. Философия собственности

Из книги «Диалоги с самим собою»
Информация
Год написания: 
1990
Систематизация и связи
Социальная философия
Философское творчество

Атеист. В природе все распределено. Нет места, пространства, которое было б ничьим. Где есть жизнь, все, что с ней связано, значимо для нее, принадлежит конкретным ее представителям.

И у людей всегда была собственность. Только безмерной пытливостью Разума, желающего испытать абсолютно все варианты развития, можно объяснить многочисленные попытки провести в жизнь сумасшедшую идею отделения человека от собственности.

Возьмите животный мир - сложнейшая система вложенных друг в друга, переплетенных между собой собственностей! Даже для простейшей инфузории, туфельки небольшое окружающее пространство, в известной мере, - примитивная собственность. Собственность есть и у пожирателей туфелек - всего длинного ряда все более сложных живых существ, каждое из которых пожирает кого-то и само является пищей других. Войдем в лес - бесчисленные растения, насекомые, всевозможные птицы, млекопитающие… И у каждого есть своя собственность - мировое пространство, которое оно занимает. Прежде всего, это - тело особи; затем - нора, гнездо или другой какой-нибудь дом, где она отдыхает, спит, где появляются и подрастают детеныши; затем - территория, на которой она охотится, добывает и получает необходимое: пищу, воду, свет, воздух… В своем доме и на своей территории особь ощущает себя хозяином, а их - как бы своим продолжением. И это свое продолжение, по сути все, что ей необходимо для жизни, особь защищает как себя самое всеми ей доступными способами и средствами.

Своя собственность есть и у любого сообщества организмов. Чем выше ступени эволюции вида жизни, тем сложнее, многообразнее, иерархичнее внутри сообщества особей данного вида отношения собственности, и тем они в большей мере пересекаются, вкладываются или перекрывают собою многие и многие собственности других видов животной и растительной жизни, стоящих по развитию выше и ниже.

Надо ли приводить здесь примеры? Их сколько угодно в любой книге о жизни животных, обитающих на земле, под землею, в воде или в воздухе.

Собственность сообщества – не означает, что буквально все общее. Все необходимое - чье-то. А то, что ничье, - никому, значит, не нужно или его слишком много для того, чтобы надо было делить. Общее можно понимать как совокупность, суперпозицию собственностей всех особей, стоящих на разных уровнях иерархии, в пределе общее - вся природа. Понимать как суперпозицию потому, что многие собственности вкладываются друг в друга или пересекаются. И там, где они вкладываются друг в друга как разные уровни иерархии, - мир, труд, процветание. Там же, где происходит пересечение интересов собственности на одном уровне иерархии, - конкуренция и борьба.

Минимальная собственность - жизнь. И, чем меньше в размерах своих существо, тем у него больше врагов, покушающихся на нее, иногда даже не подозревающих о существовании и претензиях маленьких собственников. Вдохнуть с воздухом, выпить с водой, наступить, не заботясь о чьих-то существованиях, - это жизнь, вся в пересечениях интересов собственников-индивидуалистов.

Все живое, имеющее внутреннюю инстанцию, определяющую себя как "я", является собственником. Каждое "я" располагает каким-то телом, минимальной материальной собственностью. Идеальная собственность - понятийный мир – психика или сознание. Потеряет индивид свою минимальную собственность, материальный или же идеальный мир, - потеряет и жизнь. Так что природа всех нас изначально сделала собственниками, и мы не можем ими не быть.

Человек, находясь по отношению к другим субъектам природы на более высокой ступени развития, как это с высшим происходит всегда, несет в себе все необходимое лучшее от структур более примитивных, материальных и идеальных. Добавляется новое, но старое необходимое входит. Прежде всего, так же, как и в любом организме, в человеке находится собственник! Та внутренняя инстанция, которая позволяет нарождающемуся индивиду, возможно, еще в утробе матери, обрести свое "я" и далее, развиваясь, учиться управлять собственным материальным и идеальным мирами - телом своим и сознанием, пополняя и совершенствуя их всю жизнь, увеличивая и улучшая свою собственность.

С каждым шагом по лестнице эволюции собственник не только хочет занимать особое положение на все больших пространствах, но, главное, - получать и использовать все большее количество исчерпывающей информации. Действительно, не обязателен рост количественный - больше еды, питья и т.д., главное – качество, многообразие, необходимая структурная сложность. Лучшая пища, вода, земля, среда в целом… Совершенный хочет жить в мире более совершенном и ищет его.

Человек тоже претендует на лучшее - самое лучшее!

Зачем же бороться против заложенного природой? Победить в себе собственника - означает убить в себе жизнь, порвать с природою окончательно. Но, разрывая кровную связь, мы не приобретаем чего-либо нового, а сразу теряем все.

Важно, чтобы между количеством и качеством собственности, с одной стороны, и уровнем собственника, с другой, выдерживалось определенное соотношение. Количественное увеличение не должно приводить к снижению качества. Количество собственности, находящейся в руках одного индивида, должно возрастать только в том случае, когда, как минимум, не снижается качество (уровень развития) той материи, которая переходит в собственность данного лица или общности. Т.е. первичное определение собственников или их смена не должны приводить к снижению уровня развития рассматриваемого участка материи. И, конечно же, собственнику высокого уровня иерархии должно соответствовать необходимое количество собственности, без которого собственник просто-напросто вырождается.

Еще раз поразмыслим об "общем" – что это такое в природе? Возьмем группу животных одного вида, обитающих вместе и считающих некую территорию своей. Ни в чем не увидим мы полного равенства. В любом стаде и любой стае, косяке и т.д. есть вожак, есть те, кто к вожаку ближе, и те, кто от него дальше. У всех разные права в общности и, соответственно, на занимаемой территории. Вожаками становятся наиболее умные и опытные животные или самые сильные, ловкие. Да, у особей территория общая, но права на ней у всех разные.

Неправда ли, то же можно сказать о людях?

Это среди животных одного вида. А что говорить о видах различных, представители которых непрерывно поедают друг друга на "общественной территории"?

Что в природе может быть общим? Воздух? Да, он общий даже и для камней. Он нужен животным, но его много настолько, что хватает для всех, и потому на нем не пересекаются интересы собственников и он не является предметом борьбы. То же с водою. Где ее всем хватает с избытком, она "общая". Там же, где ее мало, она становится первейшим объектом борьбы за установление права собственности.

Так что, "общее" - то, что никому вовсе не нужно или чего слишком много. Но это уже не собственность, ни личная, ни общественная.

Итак, собственность индивидуальна по сути своей и может быть лишь таковою - и в природе, и у людей.

Другое дело, как организованы взаимоотношения собственников - разумно и в каком-то отношении оптимально или являть собою пример глупости и обмана; основываться на некотором соглашении - равенстве прав в рамках общих для всех законов или же на грубом подавлении и господстве одних над другими, по праву сильного.

Из основополагающего Закона возрастания множественности объектов и связей, усложнения материальных и идеальных структур в глобальной информационной системе (природе, нашей Вселенной), естественно вытекает возрастание множественности измерений качественного пространства собственности.

Всем организмам известно понятие "мое". Это - собственное тело, а также необходимые материалы и пространство для жизнедеятельности. Чем лучше организм развит, тем шире у него понятие собственности и сложнее, многомернее, разнообразнее отношения с другими собственниками. Это мы наблюдаем у животных, стоящих на разных ступенях развития. Особенно сильно продвинуты отношения собственности у людей, что естественно объясняется нашим положением на лестнице эволюции. С развитием цивилизации эти отношения все усложняются.

Нетрудно увидеть зависимость: где отношения собственности более развиты, там цивилизация добилась наибольших успехов. И, наоборот: где эти отношения тормозились, тем более разрушались, там - застой и развал. Это касается всякой жизни, включая совокупность природы и человека.

Верующий. Вы хотите сказать, что человек должен признать и узаконить права собственности и за другими видами жизни - может быть, даже за насекомыми и растениями? И это пойдет всем на пользу?

А. В пределах разумного - вне всяких сомнений! Каждый на своем уровне должен способствовать сохранению и развитию Целого. Все в мире взаимосвязано, и для исполнения своих, особенных, необходимых единому функций каждому "я", прежде всего, нужна своя собственность. Формы ее у разных видов жизни, тем более, стоящих не на одинаковых ступенях иерархии, различны и не мешают друг другу, наоборот, создают естественную инфраструктуру.

Кстати, не являются ли всевозможные экологические движения, ставящие перед собой цели защиты природы, охраны исчезающих видов растительного и животного мира - неявной формой борьбы за равноправие всех уровней иерархии собственников: от простейших форм жизни - до человека? И ведь само существование более развитых собственников зависит от наличия, здоровья и блага всех собственников попроще.

Собственность может быть самой разной, но обязательно личной. Коллективная собственность лишена смысла, не конкурентно способна и неестественна. Обобществление приводит к исчезновению собственности. Эффективность ее обратно пропорциональна числу владельцев, т.е.

 

                                                                  1

Эффективность собственности  ~  -------------------------

                                                         число владельцев

 

При стремлении числа владельцев чего-то конкретного к бесконечности, эффективность владения стремится к нулю, собственность вырождается. Двое владельцев какого-либо объекта не эффективнее одного; трое - хуже, чем двое, и т.д.

 

В. А семейная собственность разве не эффективна?

 

А. Семейная собственность экономически менее конкурентоспособна, чем индивидуальная. Однако, она несет в себе нравственный смысл. Не являясь оптимальной в материальном мире, она может быть плодотворна в совокупности достижений материального и идеального. Кроме того, и в семье обыкновенно есть лидер, который по существу и является хозяином собственности. Остальные ему подчиняются, исполняют распоряжения.

Общенародная собственность на землю и средства производства не имеет себе конкурентов по неэффективности, глупости, разрушительности людей, а вместе с нами и многих других видов жизни.

Это как раз тот случай, когда каждый собственник, якобы, становится владельцем целого мира, а на самом деле не владеет ничем. Доля собственности обыкновенного человека на любой конкретный предмет стремится к нулю, а для кого-то разрастается до непомерной, т.к. реальными распорядителями огромной общественной собственности становятся считанные единицы. При этом должное быть максимально конкретным, понятие права собственности даже для этих избранных единиц становится очень расплывчатым, поле собственности теряет детальную структуризацию, резкий количественный рост многократно опережает возможности качественного. Безумие роста количественного приводит к обвалу качества собственности, прогрессирующей деградации затронутых "обобществлением" участков Вселенной.

Обобществление собственности - упрощение, разрушение слагавшейся тысячелетиями системы, регресс, исчезновение собственности и собственников, т.е. это возврат ко времени, когда на Земле еще не было жизни, только неорганическая материя. Заметьте, вместе с собственностью исчезает и личность! Все - материальное, идеальное и активное разрушается одновременно.

Это превращение живого в мертвое, человека - в зомби и пыль.

На самом деле, поле собственности должно покрывать все значимые для природы и человека объекты и быть максимально разнообразно, дифференцированно - как между одноуровневыми субъектами, так и видами всеми, стоящими непрерывно на лестнице эволюции снизу - до верха.

 

В. Думаю, Вы все же не правы, говоря об эффективности только частной собственности. Начиная от возникновения первых общностей организмов, существовала и частная, индивидуальная, и общественная, коллективная, формы собственности. И всегда, в той или иной степени, существовал спектр всех промежуточных форм, т.е. таких форм, где хозяином чего-то конкретного был один человек, чего-то другого - два, три, четыре, и так - вплоть до всей, наличествующей массы людей. Какими-то наиболее крупными, объектами или системами всегда владела все же вся общность в своей совокупности.

Можно сказать, например, что всеми нами владеет Бог. А можно сказать, что Бог - это мы сами, вся совокупность людей и вообще всех, без исключения, жизней. И мы, Бог, владеем божеским миром и все вместе за него отвечаем. Тогда, если рассуждать в рамках первой гипотезы, той, что нами владеет Бог, некто Один, то, безусловно, управление миром и нами должно, по идее, быть более эффективным, т.к. собственник только один. Значит, должна быть и максимальная эффективность распоряжения. Однако, на практике этого мы, говоря откровенно, не наблюдаем… И, может быть, это даже и хорошо, потому что, каким бы эффективным не было бы управление одиночки Бога, оно бы не могло гарантировать нам избежания Ошибки, от которой Его, Одного, никто не мог бы предостеречь, остановить.

Потому, хотя второй вариант, тот, в котором мы все являемся владельцами совокупными, вторая гипотеза, что Вселенной владеет множество самых различных "я" и это и есть Бог, явленный в мире во множестве лиц, владеющий Сам Собою, - этот второй вариант подразумевает меньшую эффективность распоряжения собственностью. Однако он, безусловно, несоизмеримо надежнее в плане избежания глобальной Ошибки. И этот вариант совершенно по-иному заставляет нас взглянуть на смысл нашего бытия и осмысливать наше назначение в мире.

 

А. Простите, но я ведь говорю практически о том же самом. Я говорил не о том, что на верхнем уровне иерархии должен быть один владелец Вселенной, а о том, что каждой конкретной частью ее, любого размера - но только частью, а не всем вместе! - на каждом конкретном уровне иерархии должен владеть единственный индивид. И будет хуже, если той частью - именно той же самою! - на том же уровне иерархии будут владеть еще и другие - двое, трое, тем более, миллион человек! Владельцев должно быть много, они должны быть все разные и владеть разным, перекрывая собственности друг друга только на разных ступенях иерархии эволюции.

Так, например, на садовом участке, кроме семьи, могут жить кошка, собака, куры, другие животные. Там масса всяческих насекомых, жуков, червяков. Растения - деревья, кусты, всякие овощи, ягоды, наконец, просто трава… Все это - симбиоз, где все живут вместе. Но хозяин на высшей ступени иерархии только один. Он может выкопать или посадить любое растение, сварить суп из последнего петуха или развести их хоть тысячу. Если хозяин хороший, он ни за что не сделает так, чтобы остаться одному на своем садовом участке или, наоборот, чтобы на нем стало чересчур тесно. Он постарается создать хорошие условия для труда всем. От каждого члена семьи - до последнего червяка! Считая всех единой семьею и понимая, конечно, что у каждого в своей сфере деятельности есть мера свободы. Своя! Она есть, кстати, и у него самого. И тогда, если так на каждом садовом участке, во всем садоводстве, районе и даже стране - порядок и урожай. Сравните такую схему с колхозами, коллективной собственностью на землю. Там - бардак и разор!

Аналогичная картина получится, если рассматривать государство. В нем масса сфер собственности. Начиная от высшей власти главы государства и заканчивая рядовым гражданином. Порядок там, где сферы власти не пересекаются на одном уровне и, в то же время, все вместе перекрывают собой все значимые структуры.

Кроме того, исключительно важно, чтобы собственников и участков собственности было много и на самом верхнем уровне иерархии развития. Много должно быть, например, государств. И их действительно много! Пока. Но так должно быть и дальше. И, конечно, между собственниками должны соблюдаться некоторые общие правила. Все это - необходимейшие условия, зависящие только от человека! Кроме того, всегда должны быть свободные пространства материи, собственностью не охваченные. Но об этом можно не беспокоиться - вселенная бесконечна, надо только ее осваивать. Ясно, что Разум, какого бы уровня развития он не достиг, не сможет охватить собой бесконечность!..

 

В. Хорошо. Может быть, нам опять спуститься на землю? В чем Вам видится "социальная справедливость"?

 

А. Гарантии социальной справедливости должны направляться и контролироваться государством не в плане перманентного обобществления и дележа поровну - типа "взять все и поделить!" - а в плане предоставления каждому члену общества равных возможностей при вступлении в жизнь, "стартового подарка". Далее - свободная конкуренция. Но прожиточный минимум, все возрастающий и все более многообразный, должен гарантироваться, естественно, всем.

Собственность должна изыматься только в результате экономических отношений и при грубом нарушении "правил игры". В остальных случаях собственность должна быть пожизненной. После смерти владельца она принимается государством и тут же вновь продается на аукционе или же распределяется между вступающей в жизнь молодежью. В последнем случае, преимущество всегда надо отдавать тем, у кого для конкретных распределяемых объектов есть наиболее плодотворные и оригинальные идеи, лучшая практическая и теоретическая подготовка.

Государство должно защищать тех, кто "никто", и то, что "ничье". Т.е., с одной стороны, больных и убогих, а с другой, все то, что не распределено еще в собственность.

Прожиточный минимум всем недееспособным и сохранение мира в глобальном смысле - вот две функции делегируемые индивидами государству, которые никогда не исчезнут. "То, что ничье", относится как к материальному, так и к идеальному. Что никому не нужно сегодня, завтра может оказаться необходимым кому-то, а послезавтра всем.

Отметим, что и в животном мире ничего по наследству не передается, а с приходом нового поколения каждый раз перераспределяется в процессе естественного отбора.

 

В. Ну что же, я во многом с Вами согласен. И все-таки, Ваш анализ не полон. Вы почти не рассматривали мир идеальный. Коллективная, общественная собственность, безусловно, существовала всегда, существует и будет существовать в идеальном. Я имею ввиду, прежде всего, язык - ту сумму понятий, конструкций идеального мира, охватывающую все стороны человеческой деятельности, которую накапливает народ за всю собственную историю. Основа языка, естественно, не знаки-слова, которые вторичны к нему, а именно сами понятия. Имена этих понятий, можно выразить различными способами: звуковыми, световыми или другими зрительными, осязательными и какими-то иными сигналами, вид и смысл которых должен быть согласован. Процесс передачи понятий называется речью, способ их организации и передачи - язык.

Коллективным достоянием являются и другие объекты и конструкции идеально мира. Это произведения искусства - литература, живопись, музыка, архитектура; достижения науки и техники; мировоззренческие концепции философии, религии, морали. При жизни творца конкретного построения идеального мира оно является его интеллектуальной собственностью. После смерти некоторое время оно может быть собственностью ближайших родственников. Далее творение этого человека становится достоянием всех.

Невозможно разделить русский язык между обитателями России, трагедии Шекспира или романы Федора Достоевского - между читателями, а духовный мир христианства - поровну между верующими. Это абсурд. Ни реально, ни теоретически этого невозможно исполнить, трудно даже представить в страшном кошмаре.

Итак, коллективный идеальный мир, то, что мы называем долговременной памятью народа или даже всего человечества, по сути своей является собственностью общественной, коллективной и быть иною не должен.

Можно насильственно ограничить использование каких-то конструкций идеального мира некоторой частью людей на какое-то время - запретить отдельные понятия, слова, книги, научные гипотезы и теории, философские, религиозные взгляды, наказывать за их хранение, использование, распространение… Но характерно то, что никакие подобные запрещения не могут существовать неограниченно долго. Обязательно наступает время, когда все ограничения, накладываемые на общественную собственность в идеальном мире, снимаются, а виновные в подобном ограничении прав человека всегда осуждаются, хотя бы потомками.

Итак, если в материальном мире коллективная собственность как господствующая форма общественных отношений неэффективна, неконкурентоспособна и вообще странна, не имеет в природе себе аналогов и вырождается в исчезновение собственника, а значит, и собственности - и я в этом с Вами согласен, в идеальном мире, наоборот, общественная собственность абсолютно естественна, и государство должно гарантировать ее равноправное использование всеми членами общества.

Здесь мы говорили, конечно же, только о коллективном идеальном мире, а не об индивидуальном сознании, каковое является безусловной личной собственностью и может иметь свои тайны.

Вся планета является интегральной собственностью всех существ, которые на ней обитают. Отношения собственности определяются естественным путем в ходе борьбы за существование между особями, видами и т.д. Но даже в животном мире, кроме непримиримой борьбы, существуют некоторые законы, выработанные за тысячелетия. Без них борьба была бы всеобщей и непрерывной. Такое трудно представить.

Эволюция жизни давно прошла тот этап, когда каждый боролся с каждым. Скорее всего, такого этапа и не было никогда. Во время засухи на водопое хищники спокойно пьют воду рядом со своими обычными жертвами. Это пример наиболее очевидный, но таких масса в жизни животных. И каждый пример - правило, закон сосуществования, определенная система коллективных понятий, выработанная всеми видами жизни за миллионы лет. С течением времени, таких законов, ограничений становится больше, и больше.

Собственность человека является собственностью высшего порядка по отношению к другим видам жизни. В иерархии собственников человек стоит на вершине. Часто ли мы задумываемся о собственности муравья или даже слона? Когда человеку нужно, он уничтожает все муравейники и перепахивает все немаленькое пространство, где обитали слоны. А от слонов остаются лишь кости для изготовления костяных слоников… Высшее право собственности отвечает здесь высшему уровню развития материи. Но какая конструкция может состоять из одной только вершины?

При подобном подходе пирамида неодушевленных структур и живых организмов может сколлапсировать в точку. Ну и что же, что высшую? Она сразу станет единственной – и высшей, и низшей одновременно. Именно потому мы и говорим с Вами о том, что Разум, стоящий на вершине развития, должен беспокоиться обо всей мировой фигуре, вплоть до ее основания. И для этого нужны некоторые законы, которые надо соблюдать всем.

 

А. Но которые не все соблюдают… И иногда правильно делают! Главный Закон - внутри разума человека.

 

В. Хорошо, если так. Однако, пока еще нравственные законы нарушаются слишком часто и неоправданно. Потому, за злостное нарушение общественного закона абсолютно правильно сажают в тюрьму.

Отношения собственности между отдельными людьми, группами и народами, как и во всем прочем животном мире, складываются в ходе борьбы за существование. У конкретных народов - в форму конкретных сводов законов. Любой закон общества - ограничение, направление хаоса отношений в какое-то более-менее оптимальное русло, рамки, служащие сохранению Целого.

Общественный идеальный мир подразумевает полную свободу пользования для всех индивидов. - Где среди животных сможете Вы найти аналог какой-либо информационной человеческой несвободы? - Он является настоящей общественной - не обобществленною! - собственностью. Долговременная память народа, всего человечества - естественная общественная собственность и таковою должна быть в полном смысле этого слова. Никто не вправе ограничивать никого в пользовании структурами общего идеального мира!

Уже существующий, общий идеальный мир - данность, необходимость. Личность себя создает и проявляет в рамках этой необходимости, комбинируя, строя свой индивидуальный идеальный мир из фрагментов общественного. Человек свободен в его строительстве в рамках этой существующей необходимости, каковая - естественные граничные условия Разума.

Человек строит новые конструкции идеального мира, используя существующие. На их базе силой фантазии может быть создано новое, не имеющее материальных аналогов. Новое также находится путем исследования материального мира и сопоставления полученных данных с имеющимися.

Свобода – неограниченное использование существующего в идеальном мире; сверх свобода – открытие или создание нового.

Из общего идеального мира человек свободен брать что угодно, использовать и перекраивать это в своем идеальном без всяких ограничений. Однако обратный процесс - внесение нового из личного идеального мира в общественный - не такой однозначный. Общество может принять или отторгнуть новое. И решается это не на общем собрании и не по приказу начальника. Среди понятийных структур, видимо, идет некоторый аналог естественного отбора, о котором привыкли мы говорить в отношении мира материального, - понятийный отбор.

Собственно, это все тот же естественный отбор, только та его часть, которая относится к идеальным структурам биологических информационных систем. Т.е. в естественном отборе можно выделить идеальную и материальную составляющие.

С одной стороны, общество должно, вроде бы, брать все новое, чтобы не потерять случайно нечто наиважнейшее, но сразу всеми непонятое; а с другой, если все брать, не будет ли идеальный мир слишком рыхлым – многовариантным, противоречивым, вовсе несоответствующим материальному?

 

А. На такие вопросы ответы дает только жизнь, сам естественный отбор.

 

В. Да, как воспримут идею… Но «открыто для всех», увы, не означает «понято всеми». Вот в чем проблема!..

 

А. Итак, подведем некоторые итоги. Действительно, не могу с Вами не согласиться, идеальная общественная собственность в совокупности с множеством индивидуальных сознаний наиболее эффективна для развития мира.

В идеальном мире: чем меньше собственников долговременной памяти (искусственное ограничение какой-то группой людей всех остальных в доступе к информации), тем печальней картина. В идеальном мире все должны равно пользоваться всем.

В материальном мире картина прямо противоположная. Здесь наиболее эффективна именно индивидуальная собственность, соразмерная с масштабами личности. В реальных отношениях между людьми и объектами, значимы только те объекты, над которыми имеются конкретные властные полномочия, и люди, имеющие полномочия. Собственность, по существу, - разновидность власти над миром. Власть может устанавливаться различными способами. Но, в любом случае, конкретным управлять должен конкретный. Где это не так, там неразбериха и бесхозяйственность. "Общественная собственность" - категория мнимая, ее не существует реально в мире материальном. Есть общая суммарная собственность, которая интегрируется из самых различных собственностей индивидуальных.

Наличие большой массы собственников и объектов собственности - данность, необходимость. Отношения собственности между индивидами в материальном мире определяются естественным отбором или, как мы говорим применительно к человечеству, конкуренцией, которая происходит в рамках необходимого. Свобода индивида также реализуется в рамках необходимого. Позитивная сверх свобода - открытие и создание новых объектов и сфер собственности, раздвижение рамок необходимого. Негативная - разрушение всяких рамок, включая и разрушение человека, общества, человечества.

И в идеальном, и в материальном наиболее эффективно и плодотворно индивидуальное творчество. Человек должен иметь абсолютно свободный доступ к информации в идеальном и иметь возможность реализации своих идей в мире материальном. Однако в материальном реализация идей возможна только на конкурентной основе. Несколько параллельных предложений, касающихся одного участка Вселенной, не могут быть реализованы одновременно - это необходимость.

Резонен, кстати, вопрос: где грань между материальным и идеальным непосредственно в жизни реальной? К богатству культуры относятся не только язык, книги, картины, открытия и теории, но и дворцы, церкви, мосты, парки, целые города с уникальной архитектурой. Но они ведь материальны! - Что же, непрерывно все это делить между рождающимися гражданами, которые будут этим распоряжаться по-своему? Или, наоборот, относить к идеальному миру, богатству духовному все прекрасное, созданное однажды и оставлять неприкосновенным все это, может быть, навсегда? Таким образом можно навсегда консервировать и все построенные заводы, да, впрочем, буквально все. До тех пор, правда, пока на Земле будет место.

 

В. Все прекрасное - прекрасно воистину на своем месте и в своем времени, в своем окружении. Материальное в каждый момент имеет конкретную форму. Но оно по природе своей динамично. Оно изменяется и должно изменяться! Как, впрочем, должно изменяться и идеальное. Однако материальное впитывает исчерпывающую информацию на единицу собственного количества, очевидно, все-таки до некоторого предела, - по крайней мере материальное не может единовременно принимать два неодинаковых состояния. Хотя, с другой стороны, материальное изначально в пространственных и временных параметрах своих бесконечно… Идеальное, в отличии от материального, видимо, не бесконечно в своих крайних пространственных и временных границах. Но оно обладает иным свойством. Теоретически идеальное может иметь неограниченное число слоев информации о состояниях, в том числе и возможных, любой точки Вселенной. Т.е. информационная сфера в координатах пространства и времени может быть многомерной неограниченно.

Поэтому, не надо искать здесь противоречия. И самое сложное можно решать все достаточно просто, было бы только ясное видение необходимого. Безусловно, должно сохраняться все идеальное, что несет в себе что-то новое и особенное, отличное от другого - все абсолютно, даже, казалось бы, и бессмысленное. Идеальное может иметь неограниченное число слоев, и все найденные и созданные слои могут сохраняться для будущего. Усилия человечества должны быть направлены на осуществление этого. Тогда постепенно найдется возможность сохранения исторического облика всего пространства и времени, освоенного человечеством. В этом - перспектива бессмертия каждого поколения, каждого человека!

А материальное - поле для творчества всех вступающих в жизнь. Это, конечно, не означает, что новое поколение может все рушить до основания и строить с нуля. Тогда никаких поколений не будет. Нет, каждое поколение вступает в конкретный мир материальный, учится, используя весь багаж идеального, все слои. Совершеннолетние получают права владения, становятся полноправными хозяевами мира материального, используют и берегут все богатство накопленного, продолжают развитие дальше!

 

А. Да, красиво… Теперь, пожалуй, с категорией собственности все ясно. Хочу только еще раз подчеркнуть следующее. За эволюцию жизни непрерывно рос общий объем структурной информации материального мира, которым располагала природа, а потом вместе с нею цивилизация. С развитием природы и человечества растет сфера собственности.

Возрастающую обобществленность собственности надо понимать как вовлечение все более широкого круга индивидов во все более сложное владение собственностью со все увеличивающимся ее общим количеством и возрастанием качественного разнообразия. Это отвечает Закону возрастающей множественности объектов и связей материального и идеальных миров, возрастанию количества исчерпывающей информации и развитию самосознания у материи во Вселенной.

Формы собственности определяются отношениями субъектов с объектами. Развитие Вселенной являет собою возрастание многообразия материального и идеального миров, а также оперирующих в них и с ними субъектов, откуда необходимо возрастает и многообразие форм собственности.

При желании, для обоснования сей простой мысли можно было бы написать тома, проследив развитие отношений собственности от зарождения жизни до сегодняшнего дня и сделать экстраполяцию в будущее.

Сия экстраполяция очевидна: появление все новых объектов собственности в материальном и идеальном мирах; все новых собственников, индивидов - частная собственность и их групп, самых разных, - общественная или коллективная собственность; и, соответственно, все новых форм, отношений собственности. Еще короче это можно сформулировать так: возрастание множественности по всем направлениям сферы качеств. Все более взаимосвязанный мир становится все более множественным.

Правильно - не исчезновение, уничтожение собственности, а, наоборот, с момента зарождения жизни все большее возрастание роли собственника и собственности в развитии мира. Человек во Вселенной - отнюдь не свидетель, а собственник, активный творец, хозяин, ум и руки материи в ее самопознании и саморазвитии.

Значение человека пропорционально размерам его собственности, материальной и идеальной. Материальная собственность человека должна отвечать идеальной и оконкречиваться в процессе состязательности с другими, соразмерно труду и таланту.

В бесконечной вселенной нет пределов размерам собственности для одного человека и всего человечества. Каждый сам устанавливает пределы свои в идеальном и стремится, в рамках необходимого, достичь их в материальном. Развивается человек - раздвигаются и пределы. Ограничьте себя и Вы перестанете быть человеком.

 

В. Да, это так! Все в мире должно быть подчинено разуму. Не надо бояться ответственности - нам даны полномочия. Дом, который мы строим, это - наш дом; город, который строим, - наш город; и Вселенная, которую создаем, - наша Вселенная!..