Сергей Юрьевич Радченко. Женщина - душа народа

Общезначимое и специфическое в славянской философии, религии, мировоззрении
Информация
Год написания: 
2002
опубликовано в сборнике научных трудов по материалам научной конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни: Наука. Культура. Образование. Искусство. Власть. Производство». Екатеринбург, 6-7 декабря 2002 года. Под редакцией В. А. Копнова, С. Ю. Радченко
Систематизация и связи
Философская антропология
Социальная философия
Философия культуры

Авторы:
С. Н. НЕКРАСОВ,
С. Ю. РАДЧЕНКО (Свердловская областная организация общества «Знание», г. Екатеринбург)

              Женщина-душа народа

Общезначимое и специфическое в славянской философии, религии, мировоззрении.

В облике славянских женщин - будь то русская, белоруска, малоросска (украинка), полька, сербка, чешка - всегда поражает некоторая целостность, законченность, полнота жизни, проявляющаяся и в осанке, и в выражении лица... во всем том, о чем можно говорить,  как о неком природном изяществе, что радует глаз и нежно ранит мужское сердце независимо от возраста и социальных устремлений, ибо красота - это гармония, жизнь в ее единстве формы и содержания, присутствует здесь столь явно, что овладевает тобой помимо твоей  воли – чарует, околдовывает, завораживает, вырывает из груди вздох  восхищения...

Итак, что же мы выделяем как общезначимое и специфическое в славянской женщине, этой носительнице, органическом проявлении славянской идеи (ибо женщина - душа народа - ее самые затаенные глубины)?

На это мы можем дать краткий и ясный ответ - целостность и жизненную полноту. Полноту жизни.  Полноту человеческой жизни.

Когда всматриваешься в быт, нравы русского, украинского, белорусского и других славянских народов, доступных нашему вниманию поляков, болгар, чехов, сербов, то обращаешь внимание на творческую самостоятельность представительниц прекрасной половины. На их домоуправительство, на их перманентный творческий акт, выраженный целостно и всеобъемлюще, то ли это касается процесса воспитания детей, устроения быта, то ли оценки социального устройства общества... Привлекает целостность, концептуальность, космогоничность самого подхода - все выверено, точно, на своем месте - нет противоречий между частью и целым. Всему свое место, свой порядок, свой уклад - где не вымытая вовремя посуда, недовытертая пыль, неаккуратно уложенные вещи воспринимаются не как нечто  случайное, частное, а как покушение на устройство мира - миропорядок. И если кто-то скажет о женщине, что она неаккуратна, плохая хозяйка, неряха, то это воспринимается как нечто несоразмерное, с душевной болью. У славянских народов женщину воспринимает как проявление народной самости - душу. Что отражается в русском народном творчестве ("Люби жену, как душу..."): песнях, поговорках, пословицах. Славянская женщина - мать, бабушка - знакомит ребенка с картиной мира, вводит его в жизнь через яркие образы народных преданий, через целостно, концептуально представленную картину мира, формирует у ребенка понятие совести, иерархии, ранга. Знакомясь с представлениями детей о мире, обществе, семье, поражаешься образности, целостности восприятия мира, емкости, концептуальности сформированной у них картины мироздания.

Когда проводятся выставки детских рисунков, профессиональные художники, знакомясь с рисунками детей, отмечает целостность, образность восприятия мира, единение ребенка с природой, космосом, слитностью его с жизнью общества. На вопрос: «Почему ты рисуешь именно это и именно так?» - в большинстве детских ответов содержится одна истина: ребенок смотрит на мир глазами матери.

Рассматривая данный вопрос в религиозном контексте, следует отметить, что в христианской православной традиции женщина воспринимается как источник жизни, сама жизнь, которая проявляет себя во всей полноте и является Всем. Это понимаем не только мы, славяне. Это понимают и народы, с которыми мы исторически сожительствуем. Это понимали турки, которые регулярно угоняли в неволю славянок. (Из истории известен случай, когда небольшая горстка казаков вернула из полона захваченных в качестве невольниц, наложниц для гарема русских женщин, за что в народе казаков, совершивших это деяние, почитали героями, память об этом сохраняется до сих пор).

Трагический случай, происшедший, когда чеченцы захватили роддом в Буденновске и заставили премьера России пойти с ними на переговоры, говорит с глубоком понимании чеченцами общезначимого и специфического в славянском мировоззрении.  Находясь в антагонизме с русским народом, они совершили акт, носящий сакральный характер, выражающийся в покушении на полноту жизни, на саму народную жизнь, источник жизни. Это показало, что война перешла в фазу взаимного уничтожения.
В русской светской и религиозной философии, религии обращает на себя внимание космологичность - В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, П. А. Флоренский… полнота, целостность восприятия мира - «Философия общего дела» Н. Ф.  Федоров, "Философия хозяйства" С. Н. Булгаков, праздник Покрова Богородицы в православной традиции… Какие вопросы ставятся, какие темы поднимаются! Ф. М. Достоевский: Кто есть человек? Концепция человекобожия. Русский народ как богоносец - народ, несущий в себе Бога. Идея всечеловечности русского народа. В. С. Соловьев: Идея Богочеловека. Концепция софийности. Его рассказы о встречах с самой Софией...

Поражает целостность, глобальность самого замысла! А русский коммунизм с его идеей всеобщего счастья, братства, дружества, обустройства всей Земли! « - Он хату покинул, - пошел воевать чтоб землю в Гренаде крестьянам отдать…»
Никто в истории, кроме славян, не ставил перед собой столь глобальных замыслов, во всей своей мощи проявлявших полноту жизни, счастья для всего человечества, для всех народов. Рассматривая структуру славянского мира с точки зрения геополитики, мы наблюдаем бережное отношение славян ко всем формам проявления жизни на Земле. Ни один народ не был уничтожен, славяне бережно сохраняли все самое лучшее у других народов, щедро делились с ними своим культурным богатством.

Обращая же взор на дохристианские верования, из источников, доступных нашему вниманию: "Велесова книга", «Слово о полку Игореве», расшифровка текста «Фесткого диска» - поражаешься целостности мировосприятия славян, где Творец выступает в роли Сварога, который "сварганил" Небо и Землю, где существует Явь и Навь, а жить надо по Прави. Где есть богиня Лада, а люди являются не рабами, а детьми божьими, и должны заботиться о мире и вести себя достойно.

Исследования о зороастризме, статья Д. В. Кандыбы «Русский гипноз», официальное научное сообщение 25 июля 1992 г. в ООН о нахождении  могилы русского жреца-воина Заратустры, английский исследователь Мэри Бойс напоминают нам о заповеди огнесолнцепоклонников - зороастрийцев – «благородство в мыслях, благородство в словах, благородство в поступках». Поражает бережное отношение к самой природе, к рекам, озерам, боязнь осквернения земли, чистоплотность. Видится некая связь через тысячелетия с этикой "староверов", выращивающих физически крепких, нравственно здоровых потомков, с их беспощадно-жесткими требованиями к культуре, к гигиене человеческого тела, ныне нашедшему подтверждение в генной инженерии…
В конце 20-го столетия, находясь в объятиях мирового информационно-интеграционного процесса, мы наблюдаем это яркое отличие славян.

В столкновении славянского мира с миром Европы и Америки мы видим различия в понимании:

- Любовь у славян, понимаемая как гармония культурных и органических тел, понимается у европейцев и американцев как гармония лишь органических тел - секс.
- Дружба, понимаемая у славян, как гармония культурных тел в творческом акте развития личности, понимается как технологическое сотрудничество в достижении неких утилитарных целей.

- Единство жизни, ее полнота, понимаемые как жизнь в своей естественной культурной среде - среди народа, и переживаемая тяжело и мучительно переживаемая оторванность (ностальгия) - заменяется вульгарным торгашеским космополитизмом - где выгода, там и родина...

Мы сталкиваемся с обрушившимся на нас миром машинных технологий, где человек вторичен и неполон. Человек здесь не нечто целое, а некая жалкая часть, орудие в рамках технологического процесса. Он беспомощен, принижен, примитивен, ему нет дела до мыслей о целом, он - раб.

Именно поэтому в таких огромных количествах в Россию, в славянский мир проникают фирмы новой работорговли - брачные агентства. Выпускаются массовыми тиражами пособия типа "Как выйти замуж за иностранца».

Американскому и европейскому миру не хватает полноты жизни. Этот мир не полон. Отсутствие полноты он пытается компенсировать за наш счет.

Завершая эти заметки, нам хочется напомнить о словах славянского мыслителя Юлиуса Фучика из его книги "Репортаж с петлей на шее" - "Люди, будьте бдительны!"
Итак, что же мы выделяем как общезначимое и специфическое в славянском мировоззрении, религии и философии? Целостность, полноту проявления жизни.

У славян общезначимое и специфическое в религии, философии и мировоззрении совпадает: философия религиозна, мировоззрение православно, и очень трудно что-либо отделить, разъять, вычленить. Все целостно, емко.

(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам научной конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни: Наука. Культура. Образование. Искусство. Власть. Производство». Екатеринбург, 6-7 декабря 2002 года.

Под редакцией В. А. Копнова, С. Ю. Радченко)