Сергей Юрьевич Радченко. О качестве образования на Урале или о подготовке и воспитании музыканта-вокалиста

В новом качестве культурного пространства образовательный ценз, само качество, содержание образования становятся принципиально иными
Информация
Год написания: 
2003
сборник научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год
Систематизация и связи
Философская антропология
Философия культуры

Авторы:
РАДЧЕНКО Сергей Юрьевич - Свердловская областная организация общества «Знание»;

РОДЮКОВ Анатолий Никонович - старший преподаватель, Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского:

О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА УРАЛЕ ИЛИ О ПОДГОТОВКЕ И ВОСПИТАНИИ МУЗЫКАНТА-ВОКАЛИСГА

Мир переходит в другое цивилизационное измерение, происходит некий слом, преобразование всего процесса «культурного развития» человечества. В новом качестве культурного пространства образовательный ценз, само качество, содержание образования становятся принципиально иными: Культура, Образование, Интеллект становятся главным инструментом деятельности личности, механизмом тонкого управления социо-культурной динамикой. В связи с этим повышаются и требования к участникам образовательного процесса — как к студентам, так и к преподавателям. Ужесточаются критерии профессионального отбора, возрастает роль самой системы не только профессиональной, но и гуманитарной (философской, культурологической) подготовки как мировоззренческого базиса (основания) знаний и умений музыканта-вокалиста.

Мы на Урале рассматриваем музыканта-вокалиста как человека мыслящего - умеющего воспринимать, излагать и отображать сам процесс мышления в музыкальной форме. Проблема формы ставит перед ним ряд задач, которые он должен определить, описать и преодолеть (выйти за пределы формы), что может быть сформулировано так: проблема формы должна выступать инструментом-средством, способом механизма реализации личности музыканта.

А что характеризует музыканта? Чем он отличается от других? Что выделяет его? В чем его Различие? Попытаемся сформулировать.

Первое, что обращает внимание, это то, что чувства музыканта изощренно утонченны (отточены), что связано с самим процессом музыкального воспитания. Музыкант — человек рафинированно чувственный, чувственно воспитанный. Для музыканта музыка выступает, как она есть, формой изложения, развертывания процесса мышления. Т. е., музыкант человек мыслящий, философски рефлексирующий, различающий. Человек, умеющий воспринимать и отражать всю полноту бытия через само существо музыкальной формы, которым он овладел (различения и отожествления музыкальных форм внутри самой музыкальной формы, проблема определения как классификации нами рассматриваться не будет; мы оставим сию интересную и благородную задачу историкам музыки).

Музыкант-вокалист в большей мере характеризуется тем, что, кроме того, что он сам является инструментом, - он должен познать не только саму музыкальную компоненту образа, но и механизмы вокала как законы управления органическим телом: уметь им в совершенстве властвовать (владеть, управлять — соподчинить законам, по которым функционирует органическое тело, построению музыкального образа, - ведь он проживает жизнь своего персонажа).
 
Для того, чтобы реализовать во всей сложности и полноте сценический образ, вокалист должен выявить в нем, понять личностный компонент персонажа, роль которого он исполняет на сцене; мировоззренчески самоопределиться (произвести современное переложение, трансформацию образа, чтобы зрителю, живущему в нашей реальности, была понятна вся драма события, произошедшего в отдаленную от нас историческую эпоху). Такова роль Юродивого в трагедии М. П. Мусоргского «Борис Годунов», где необходимо выявить и решить проблему всеобщего и особенного (увидеть великое в малом), осмыслить глобальную историческую Российскую драму, осознать ее закономерности и целесообразность, «схваченные» через культурную традицию (мелос) народной жизни.

Решение задачи такого уровня требует, кроме высочайшего уровня профессиональной подготовки, также глубокой фундаментальной гуманитарной (культурологической) подготовки вокалиста: от знания истории до представления процесса развертывания русской религиозной и философской мысли. Поэтому подготовка и воспитание вокалиста должны проводится целостно, сочетая профессионально-специальный и гуманитарный (культурологический) компоненты. Этому должна способствовать сама традиция исторической преемственности поколений воспитания музыкантов, ведущая начало от Михаила Ивановича Глинки. И в первую очередь, личности, а только потом — яркой неповторимой индивидуальности, раскрытия её на этой благодатной основе

Движение, лидерство в современном мировом культурном пространстве, как нам исторически доказывают своим примером выдающиеся исполнители Федор Иванович Шаляпин, Леонид Витальевич Собинов, Марио Дель Монако, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, возможно не за счет игнорирования грандиозного опыта предыдущих поколений глубинной культурной исторической традиции, а только в накоплении, собирании и сохранении, бережном переосмыслении.

Мир переходит в состояние нового качества, которое характеризуется снятием проблемы расстояний и границ, ускорением самого исторического времени, где самобытность как самоидентичность становятся новым качественным явлением, поскольку унификация порой превращается в стандарт, в массовую культуру и живя на Урале, понимая это, мы должны выработать новый качественный подход, обеспечить высокое качество творчества. Поэтому именно этот путь, на наш взгляд, и должен воплощаться в процессе подготовки и воспитании музыканта в Уральской государственной консерватории им. М. П. Мусоргского и учебных заведениях Уральского региона.

(опубликовано в сборнике научных трудов по материалам региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть». Екатеринбург, 2003 год.

Ответственные редакторы:
НЕКРАСОВ С. Н., РАДЧЕНКО С. Ю.

Об издании:
Труды региональной научно-практической конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни населения Уральского региона: состояние, изучение, оценка и обеспечение. Наука. Бизнес. Власть» включают доклады и выступления специалистов в разных областях знаний. В материалах сделана попытка проанализировать основные условия, факторы и технологии повышения качества жизни жителей России и Урала в основных сферах жизнедеятельности общества, дать определение приоритетных направлений решения актуальных проблем.

Сборник научных трудов предназначен для руководителей федеральных и региональных властных структур, глав муниципальных образований и мэров крупных городов, научной, политической и экономической элиты региона, руководителей ведущих партий и общественных организаций, ведущих СМИ, всех интересующихся проблемами выработки законодательных инициатив и управленческих решений по улучшению качества жизни населения Уральского региона, России)