Сергей Юрьевич Радченко. Наркомания как рефлексия культуры

Общенациональной идеей должна стать идеология возрождения, а не выживания
Информация
Год написания: 
1998
Рекомендации III Российского Экономического Форума “ЭКОНОМИКА РОССИИ: состояние и перспективы роста”. Екатеринбург, май, 1998 г.
Систематизация и связи
Философская антропология
Социальная философия
Философия культуры
Авторы: НЕКРАСОВ Станислав Николаевич - доктор философских наук,  профессор;                           
РАДЧЕНКО Сергей Юрьевич - Начальник лаборатории стратегических исследований                                              
проблем цивилизации и культуры НПК  “Урал” (Екатеринбург):    
 
«Общенациональной  идеей   должна стать
идеология  возрождения, а не выживания...»
(Рекомендации III Российского Экономического Форума “ЭКОНОМИКА РОССИИ: состояние и перспективы роста”. Екатеринбург,  май, 1998 г.)
 
Накопленное человеческое богатство, грандиозный опыт выживания человечества, опыт того как жить, быть счастливым, растить здоровых, добрых, жизнерадостных детей, именуемый в цивилизационных рамках “культурой”, т.е. накопленным, отобранным – тем, что помогает жить, является с точки зрения науки тем оптимизирующим фактором который помогает строить траекторию движения человечества из прошлого в будущее, вселяет веру в собственные силы, исторический оптимизм. 
 
Мы бы хотели рассмотреть вопрос о соотношении таких понятий как культура, цивилизация и того, что многие публицисты именуют “язвой современного общества” – наркомания.
 
Итак, что же такое цивилизация? С точки зрения наших предшественников, а именно О.Шпенглера, цивилизация представляет собой оболочку культуры и ее костенеющую со временем полную противоположность., ибо является конечной, завершающей стадией развития культуры, т.е. стадию когда культура переходит в цивилизацию и умирает… 
 
Эта точка зрения достаточно показательна тем, что она не исчерпывает вопроса как такового, а скорее ставит вопрос о соотношении культуры и цивилизации. 
 
Нам представляется правильным следующая постановка вопроса – цивилизация является отражением культуры, т.е цивилизация является мерой развития культуры, а также зеркалом, в котором отражается культура. И так же как кривое зеркало очень часто усиливает одно и уменьшает другое, цивилизация пародирует и трансформирует культуру. 
 
Поэтому, ставя вопрос о рассмотрении такого явления, бедствия современной цивилизации как наркомания, мы рассматриваем ее как отражение и даже рефлексию культуры, т.е. порожденную культурой и развивающуюся в недрах цивилизации.
 
Строго говоря, проблема наркомании является проблемой культуры топоса - культуры человеческого жилища и общежития людей, культуры тела. Последние разработки специалистов в США, транслируемые в постсоветской России г. Маршаком, который по методу американских специалистов при помощи физических упражнений, стимулируя центры удовольствия, помогает пациентам, бороться с тягой к наркотикам,  весьма показательны, т.к. совершенно независимо подтверждают то, что человек – это культура, что культура, а именно ее прояение как антипод – антикультура (в даном случае – наркомания) убивает человека. 
Поэтому как культурологи мы можем диагностировать семью на предмет возможности развития в ней антикультурных явлений, таких как антисоциальная деятельность, наркомания и другие проявления того направления, которое неизбежно ведет к обрыву...
 
В качестве примера и образца, подтверждающего наши слова, хотелось бы привести культуру топоса старообрядцев Урала и Сибири, которые выращивали здоровых как  в нравственном, так и в физическом отношениях детей. И как только их дети отклонялись от заданной предками траектории, учитывавшей все многообразие социокультурных, психофизиологических и биологических факторов, то это самым губительным образом сказывалось на  потомках этих детей.
 
Главная мысль может быть выражена досточно однозначно: человек – это культура. Все мы стоим на плечах предшественников и поэтому проблема наркомании – это не столько проблема медико-биологического характера, сколько проблема культурного развития человечества, опредмеченная в жизни народа и нации.