Сергей Юрьевич Радченко. Когда музыкальное искусство переходит в китч

Музыка является способом эмоциального освоения мира: обучает, сохраняет и передает всё эмоциональное богатство человеческого проживания
Информация
Год написания: 
2010
Сборник "Качество жизни в России в XXI веке"
Систематизация и связи
Философская антропология
Социальная философия
Философия культуры
Философское творчество

Авторы:
Сергей Юрьевич РАДЧЕНКО - Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, кафедра социально-гуманитарных наук;
Анатолий Никонович РОДЮКОВ - кафедра сольного пения:

Когда музыкальное искусство переходит в китч

В Древней Греции музыкой считалось то, что делает человека подобным богу т.е. переводит из животного состояния в состояние человеческое: мыслящее высокими нравственными категориями существо.

Музыка является  способом  эмоциального освоения мира: обучает, сохраняет и передает всё эмоциональное богатство человеческого  проживания.

Музыка так же является механизмом передающим  и обучающим восприятию и передаче  знания о мире и умению мыслить временным пространством в строгой логике мышления.
Музыка это искусство общения и самое главное, что она делает, – учит человека сочувствию, сопереживанию, взаимопроникновению в мир другого человеческого  индивида, как сформулировал  Людвиг Ван Бетховен «…от сердца – к сердцу…».
А когда музыка переходит грань искусства и становится китчем?

Нам представляется, что это происходит тогда, когда  она замыкается на себе т.е. становится музыкой ради музыки: когда музыка вместо отражения, передачи жизни во всем ее эмоциональном богатстве,  упрощается, сужается до одной из ее составляющей – ритма, тембра, мелодии, текста,  т.е.  проявляет себя как некий механистический набор.

Проиллюстрируем. Чайковского ругали за то, что он пишет музыку сплошь составленную из интонаций музыкального быта  России того времени: в котором переплелись как мелодии народов России, так  и музыкальный багаж  Европы. А сейчас оказывается, что его музыка понятна и любима во всем мире.

Многие современные музыканты пытаясь найти свой оригинальный язык абстрагируются  от  реальной жизни и производят какой-то конструкт - нечто искусственное, органично не связываемое  ни с одним из мелосом народов мира. Эта музыка понятна  лишь узкому кругу музыкальных теоретиков, но не потому, что она им близка, а лишь в силу их профессиональных  занятий. Время - самый строгий судья. Настоящим композитором становится   лишь тот, кто сочиняет  музыку  не  сочиняя ее -  отражая  саму жизнь, отражая ее глубинные процессы. Все остальное есть китч – поверхностность.  Время это отметает.