Авторы:
Сергей Юрьевич РАДЧЕНКО - Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, кафедра социально-гуманитарных наук;
Анатолий Никонович РОДЮКОВ - кафедра сольного пения:
Когда музыкальное искусство переходит в китч
В Древней Греции музыкой считалось то, что делает человека подобным богу т.е. переводит из животного состояния в состояние человеческое: мыслящее высокими нравственными категориями существо.
Музыка является способом эмоциального освоения мира: обучает, сохраняет и передает всё эмоциональное богатство человеческого проживания.
Музыка так же является механизмом передающим и обучающим восприятию и передаче знания о мире и умению мыслить временным пространством в строгой логике мышления.
Музыка это искусство общения и самое главное, что она делает, – учит человека сочувствию, сопереживанию, взаимопроникновению в мир другого человеческого индивида, как сформулировал Людвиг Ван Бетховен «…от сердца – к сердцу…».
А когда музыка переходит грань искусства и становится китчем?
Нам представляется, что это происходит тогда, когда она замыкается на себе т.е. становится музыкой ради музыки: когда музыка вместо отражения, передачи жизни во всем ее эмоциональном богатстве, упрощается, сужается до одной из ее составляющей – ритма, тембра, мелодии, текста, т.е. проявляет себя как некий механистический набор.
Проиллюстрируем. Чайковского ругали за то, что он пишет музыку сплошь составленную из интонаций музыкального быта России того времени: в котором переплелись как мелодии народов России, так и музыкальный багаж Европы. А сейчас оказывается, что его музыка понятна и любима во всем мире.
Многие современные музыканты пытаясь найти свой оригинальный язык абстрагируются от реальной жизни и производят какой-то конструкт - нечто искусственное, органично не связываемое ни с одним из мелосом народов мира. Эта музыка понятна лишь узкому кругу музыкальных теоретиков, но не потому, что она им близка, а лишь в силу их профессиональных занятий. Время - самый строгий судья. Настоящим композитором становится лишь тот, кто сочиняет музыку не сочиняя ее - отражая саму жизнь, отражая ее глубинные процессы. Все остальное есть китч – поверхностность. Время это отметает.