Сергей Юрьевич Радченко. Китч как хаос

Россия настоящая живет китчем и в китче, как рыба в воде; он стал средой обитания, но он не среда от природы, располагающая к нормальной жизни
Информация
Год написания: 
2009
Материалы конференции "Россия в III тысячелетии"
Систематизация и связи
Философская антропология
Социальная философия
Философия культуры

Что такое КИТЧ? В переводе с немецкого этот термин вошедший в современное употребление означает ни что иное как безвкусную массовую продукцию, рассчитанную на внешний эффект, дешевку. Т.е. нечто такое, что не является отражением той оформленности содержания устанавливающего, с точки зрения этноса(нации), однозначные, истинные взаимосвязи между явлением и сущностью. Является тем, что мешает, раздражает, ломает зрительный ряд, вносит дисгармонию в целостное восприятие мира: его надо сторонится, игнорировать, искоренять.                                                                      

Но откуда происходит, вырастает китч?    Почему зрительное восприятие одних людей так реагирует на явление и устанавливает в нём столь противоестественные ему связи, а другие люди, тем не менее им удовлетворены и не чувствуют никакого зрительного (визуального) дискомфорта?

Слом архетипа

В существующей культурной традиции в человечестве традиционно выявляются, как оппозиции, две типологии ("духовные расы" ) -  «земледельцы» и  «кочевники» ( мы в данном случае поступим так же,  как любят делать это некоторые,  «кровь» и «почва» и т.п.). По их различию отношения к Порядку (Бытию) и Хаосу (где Хаос мы понимаем как «неоформленность», «несхватываемость» формы как содержания, дисгармонию, беспорядок) - тем полюсам, той парадигме, на реализации - взаимодействии с которой базируется наше логическое познание (схватывание) сущности в явлении, и основана вся исторически-современная нам земная цивилизация. Их сущностью является то, что «Земледельцы» предпочитают «гармонию оседлости», в то время как «Кочевники» - хаотический беспорядок блужданий.

Уточним: далеко не всегда, выделенные, типологии совпадают с этническими типами.   Внутри этноса может доминировать либо один, либо другой тип, но в то же время там присутствует достаточно большое количество представителей подчиненного типа. Порой оно настолько критично (велико), что овладевая, при современном уровне информационных и политических технологий, средствами и инструментами управления социокультурной  динамикой  может  стать  доминирующим и нести, навязывать свои  визуальные  культурные стереотипы (архетипы).

     В этом случае меньшинство оказывается способным осуществить (через политико-экономическая ситуацию) визуальный переворот, после которого внешнее (визуальная среда) по-своему (доминирующему прежде вектору) начинает изменяться несколько напоминая прежнюю, однако на самом деле уже полностью определяясь иными, по иному устанавливаемыми, зрительными взаимосвязями и пристрастиями. Так, современные индоевропейские сообщества, для которых традиционно характерно преобладание оседлости, внешне должны бы визуально представлять собой высокоразвитые государственные образования "оседлого типа", тогда как в реальности в них в визуальном отражении объективно хозяйничают "внутренние кочевники", ведущие мир к хаосу (этническому, социальному, половому).

В рамках такого "нового порядка" человек должен будет почти полностью утратить фиксацию в пространстве, постоянно меняя свое место жительства в зависимости от темпов продвижения торгово-финансовых потоков и изменения конъюнктуры. Известный теоретик и практик мондиализма  Ж. Аттали с поразительной откровенностью охарактеризовал такой "порядок" именно как "строй новых кочевников". Т.е. должен произойти слом культурного, и  как его проявление визуального  архетипа, а как следствие  утратиться прежняя визуальная фиксация  в пространстве, измениться представление о прекрасном, ментальность этноса (направление ума, мышления). 

Почему это происходит?

В своем зрительном восприятии люди воспроизводят процесс сотворения мира, осуществляют задействование изначальных космогонических архетипов. И тогда мир становится их   настоящим миром, иерархически устроенным и строго очерченным целым. М. Элиаде писал по этому поводу следующее: "Идет ли речь о возделывании целинных земель или о завоевании и занятии территорий, населенных "иными" человеческими существами, ритуал овладения в любом случае должен повторять космогонию. С точки зрения древних обществ, все, что не является "нашим миром", еще не "мир". "Своей" территория становится лишь после ее "сотворения" заново, т.е. освящения. Это религиозное поведение по отношению к неизведанным землям…  просуществовало вплоть до начала современной истории. Испанские и португальские "конквистадоры" захватывали во имя Иисуса Христа открытые и покоренные ими земли. Возведением Креста они освящали местность, придавая ей этим актом как бы "новое рождение": "Кто во Христе, то новая тварь; древнее прошло, теперь все новое" (2 Кор. 5, 17). Вновь открытые страны были "обновлены", "вновь сотворены" Крестом".

«Земледельцы» выстраивают логически схватываемый Порядок.  Порядок преодолевает Хаос, пытается усилить бытийность мира, возделать его. Уподобляясь Богу-Творцу (описываемому в традиционной метафизике как Чистое Бытие), который созидает из до-бытийного Хаоса (первоматерии) оформленные «вещи», земледелец преображает пространство. «Земледельцы» возделывают землю как планету, организуя ее простор в грандиозные конструкции, противостоящие Хаосу как «несхватываемости», неопределенности мира как визуальному пространству (как пример: готические соборы, собор-усыпальница в Кельне, где захоронены волхвы принесшие дары Христу).

Здесь наблюдается потрясающий, по своей сакральной мощи, символизм - вертикальный Принцип оформленной и, что принципиально важно, детально разработанной иеархии (представленной обычно в религиозной системе мироустройства, персонифицированной в фигуре Вождя) которая подчиняет себе горизонтальную поверхность земли (образ тварной реальности), как бы образуя Крест, отождествляемый в метафизике с Мировым Древом - Нетварной Осью, пронизывающей миры и открывающей им доступ к "небу небес".

"Земледелец" четко фиксирует себя в пространстве. Он исповедует (именно исповедует!)  понятие иеархии, порядка  как символа  красоты.

Проблема красоты

 Мы можем рассмотреть культурную традицию как выбор максимально соответствующих фенотипу (собранию внешних данных, соответствующих комплекту генов) форм жизни через адаптацию сознания к окружающей среде. Без культурной традиции нет красоты, но традиция  культурная - традиция этническая, которая всегда чья-то.

Определим красоту как термин придуманный для определение подсознательного влечения в области продолжения вида. Традиция красоты - биологическая приверженность к определенному фенотипу, считаемому красивым, и менталитету, существующая на генетическом уровне и предопределяющая подсознательный выбор биологически дополняющих из биологически жизнеспособных. Она приводит к возникновению комплементарности (симпатии по Гумилеву), как в нации, так и между нациями. Традиция красоты - один из компонентов этнической  культурной традиции.

У каждого этноса  есть общее представление о красоте - в том числе как о знаке здоровья и как о первоначальном стремлении к идеалу. Это дело вкуса не усредненной личности, но целой нации - нечто обязательно признается красивым примерно 80% ее состава. Нация в массе этой линии красоты придерживается. И на уровне личности все логически складывается. Нельзя не признать, что пирамиды величественны; однако красивы ли они? Гораздо менее величественная статуя Свободы, по свидетельству русских людей, просто не красива. А Кремль - красив. В любой нации существуют женщины, считаемые красивыми 80% мужчин, и мужчины, считаемые красивыми у 80% женщин. В то же время эти "красивые" могут считаться некрасивыми 100% населения другой нации.

КИТЧ.  Как это происходит?

Ландшафт современного этноса - это не только природа, даже далеко не природа, а иногда и не природа вообще. Как раньше ландшафт природный отражался в сознании, давая особенности национальному характеру, так и сейчас мир отражается в сознании нации. Мир сильно изменился, и то, что идет по телевизору, тоже отчасти ландшафт; и заводы, и архитектура - все это вносит свои корректировки в характер этноса.

Этнос имеет в своей природе отражение ландшафта - изо всех вариантов изменчивости максимум потомства дают особи с прирожденными ландшафтными преимуществами; но современная нация сама творит свой ландшафт.   Визуальное (архитектурное, художественное…) наследие именно тем и ценно, что является ориентиром для привязки, пристройки новых  ландшафтных единиц. Это и есть один из вариантов творчества: увидеть прошлое, ощутить настоящее и создать будущее.

Красоты не существует вне этнического (национального) восприятия. Красота, представление о ней - это отражение естественного отбора в психологическом плане, на уровне подсознания. Мало кто может сказать, что красивого в бесспорно красивом и простом объекте. Это - инстинкт. Это отражение инстинкта биологического воспроизводства человека, изначально направленного на повышение качества человека.

Желание отразить подсознательно ощущаемую традицию красоты в реальной жизни покрывается накопленным (социально формируемым, привнесенным, в реальности навязываемым) материалом до тех пор, пока не отрывается от традиции красоты и не теряет вследствие этого способности к развитию. Когда отрывается  - оно становится КИТЧем. И он (китч) так же как и традиция красоты воздействует на механизм отбора и через него - на генотип этноса.

И вот появляются группы людей с «противоположными инстинктам направленностями» желающие расширить свое культурное (зрительное) пространство или такового не имеющих, обладающих при этом достаточной для решения данной задачи качеством. Эти люди, объединяются желанием переделать мир под себя, - создают устойчивые зрительные, близкие и понятные  им образы, свою визуальную среду. Она и  становится ядром, вокруг которого в результате обрастания появляются отражения. «Придя к власти», формирует среду «под себя», утверждая выбранную культурную парадигму как традицию, ища ей обоснование  в форме не как преодолении, а попросту отрицании как таковом  традиции прежней.

    Суть вопроса в том, что китч в большей степени следствие, чем причина свалившихся на Россию проблем, одно из следствий, и вопрос его описания в большей степени сводится не к истории болезни больного, а к вопросу возможна ли профилактики и сохранение здоровых.

     Россия настоящая живет китчем и в китче, как рыба в воде; он стал средой обитания, но он не среда от природы, располагающая к нормальной жизни. Он - вредная для живущего (живого) большинства искусственная, экологически неблагоприятная среда, подрывающая этнос как биологический организм в каждом конкретном живом человеке. И проблема в том, что Нация больна китчем - но лечение невозможно без постановки диагноза, болезнь прогрессирует - и грех нам не беспокоиться.