Авторы:
РАДЧЕНКО Сергей Юрьевич, Уральская государственная консерватория им. М.П. Мусоргского, кафедра социально-гуманитарных наук,
СКАЧКОВА Светлана Олеговна – искусствовед:
Кич как страдание
Мы рассматриваем кич как несоразмерность, дисгармоничность, продукт страдания современной культуры. Да, продукт страдания всей современной культуры(такой же как слезы обиженного человека), которая через цивилизационную инверсию обращается сама к себе своей противоположностью. Почему мы заявляем об этом? Мы заявляем об этом потому, что мы не согласны с тем отторжением от высокого, с той поверхностностью, безвкусицей, «несхватываемостью» существа явления через проявление оного в форме, оплевыванием высокого и его непонимание, чем собственно и проявляет себя, тот феномен искусства и культуры, который мы именуем «кич».
Но почему кич востребован? Почему он заполонил собой все визуальное пространство города, человеческого жилища? Почему он привлекателен для одних и неприемлем (отвратителен) для других? Думается, что ответ на этот вопрос нужно искать в самой природе современного социума, в умонастроении и структуре мышления нашего современника.
Кто любит кич? Кто его просто не видит? И почему они его не видят? В чем проблема кича? К чему проблема кича сводима? – Вкус. Развитое эстетическое чувство. Чувство прекрасного. Именно утрата его у человека который формирует вещь, зрительный ряд и приводит к тому, что появляется кич. Появляется как насилие над нормальным т.е. высоким эстетическим чувством (мы искренне уверены в том, что гений – это норма, а человек по своей природе высок).
Если рассмотреть философию то норма это Аристотель, Сократ, Спиноза, И.А. Ильин, А.Ф. Лосев, Э.В. Ильенков и другие… которых именуют титанами. Они состоялись. Они норма. К этому и нужно стремиться. Это нормально.
Оно, насилие, появляется как продукт цивилизационного развития, - насилия техники над человеческой природой, а человек, его душа вспоминая прекрасное страдает, болит и отрицает себя и производит кич.
Техника по своей сути мере функциональна и по большей мере недостаточна, если исходить из принципа доминанты прекрасного. Но человек погружен в это, травмируем этим, и ему некогда, да он по большей мере уже и не может, - он не видит прекрасное, не понимает его (он травмирован цивилизацией, ее производящими и бесконечно потребляющими силами).
Его надо учить, - учить прекрасному и тогда он (мы надеемся, верим) прозреет, преобразится и развившееся эстетическое чувство заставит его возмутиться и кич умрет. Он умрет в человеке и исчезнет с городских улиц, из наших жилищ, но самое главное из наших душ. Поэтому давайте любить человека и открывать для него прекрасное. Давайте будем делать его красивым.