Сергей Юрьевич Радченко. Качество образования. О подготовке и воспитании музыканта XXI века

О проблеме воспитания музыканта для XXI века. – Лидера. Личности. Человека
Информация
Год написания: 
2002
Сборник научных трудов по материалам научной Конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни: Наука. Культура. Образование. Искусство. Власть. Производство» (Екатеринбург, 6-7 декабря 2002 года. Под редакцией В. А. Копнова, С. Ю. Радченко)
Систематизация и связи
Философская антропология
Философия культуры
Философское творчество

Авторы:
Уральская государственная консерватория им. М. П. Мусоргского -

РАДЧЕНКО Сергей Юрьевич, кафедра социально-гуманитарных наук;

РОДЮКОВ  Анатолий  Никонович, кафедра сольного пения:

Качество образования. О подготовке и воспитании музыканта XXI века

В настоящий момент, когда мир переходит в другое цивилизационное измерение (происходит некий слом – преобразование всего процесса «культурного развития» человечества, а именно эта глобальность, планетарность и претензия на вписанность, нами понимаемая как лидерство России в этот процесс развития, нам и интересна, - для нас возникает проблема воспитания музыканта для XXI века. – Лидера. Личности. Человека.

Проблема возникает потому, что в новом культурном пространстве образовательный ценз, само качество, содержание образования становятся принципиально иными: Культура, Образование, Интеллект становятся главным инструментом деятельности личности, механизмом тонкого управления социо-культурной динамикой.
В связи с этим повышаются требования к участникам образовательного процесса - как к студентам, так и к преподавателям.  Ужесточаются критерии профессионального отбора, возрастает роль самой системы не только профессиональной, но и гуманитарной (философской, культурологической) подготовки как мировоззренческого базиса (основания) знаний и умений музыканта.

Мы рассматриваем музыканта как человека мыслящего и умеющего воспринимать, излагать и отображать сам процесс мышления в музыкальной форме. Проблема формы ставит перед ним ряд задач, которые он должен определить, описать и преодолеть (выйти за пределы формы), что может быть сформулировано так: проблема формы должна выступать инструментом-средством, способом механизма реализации личности музыканта.

А что характеризует музыканта? Чем он отличается от других? Что выделяет его? В чем его Различие? Попытаемся сформулировать.

Первое, что обращает внимание, это то, что чувства музыканта изощренно утончены (отточены), что связано с самим процессом музыкального воспитания. Музыкант - человек рафинированно чувственный, чувственно воспитанный. Для музыканта музыка выступает как она есть, - формой изложения, развертывания процесса мышления. Т. е. музыкант человек мыслящий, философски рефлексирующий, различающий. Человек умеющий воспринимать и отражать всю полноту бытия через само существо музыкальной формы, которым он овладел (различения и отожествления музыкальных форм внутри самой музыкальной формы, проблема определения как классификации, нами рассматриваться не будет, мы оставим сию интересную и благородную задачу историкам музыки).

Процесс подготовки, воспитания Музыканта мы рассмотрим на примере подготовки музыканта-вокалиста, чье обучение хотя и характеризуется рядом особенностей, но имеет то всеобщее, что характерно для воспитания и подготовки музыкантов в целом.
Вокалист в большей мере характеризуется тем, что, кроме того, что он сам является инструментом, он должен познать не только саму музыкальную компоненту образа, но и механизмы вокала как законы управления органическим телом: уметь им в совершенстве властвовать (владеть, управлять - соподчинить законам, по которым функционирует органическое тело, построению музыкального образа), - он проживает жизнь своего персонажа.

Для того, чтобы реализовать во всей сложности и полноте сценический образ, вокалист должен выявить в нем, понять личностный компонент персонажа, роль которого он исполняет на сцене; мировоззренчески самоопределиться (произвести современное переложение, трансформацию образа, чтобы зрителю живущему в нашей реальности, была понятна вся драма события, произошедшего в отдаленную от нас историческую эпоху). Такова роль Юродивого в трагедии М. П. Мусоргского «Борис Годунов», где необходимо выявить и решить проблему всеобщего и особенного (увидеть великое в малом), осмыслить глобальную историческую Российскую драму, осознать ее закономерности и целесообразность, «схваченные» через культурную традицию (мелос) народной жизни. Решение задачи такого уровня требует, кроме высочайшего уровня профессиональной подготовки, также глубокой фундаментальной гуманитарной (культурологической) подготовки вокалиста: от знания истории до представления процесса развертывания русской религиозной и философской мысли. Поэтому подготовка и воспитание вокалиста должны проводиться целостно, сочетая профессионально-специальный и гуманитарный (культурологический) компоненты. Этому способствует сама традиция исторической преемственности поколений воспитания музыкантов, ведущая начало от Михаила Ивановича Глинки.

Движение, лидерство в современном мировом культурном пространстве, как нам доказывают своим примером выдающиеся исполнители Федор Иванович Шаляпин, Леонид Витальевич Собинов, Марио Дель Монако, Монсеррат Кабалье, Пласидо Доминго, возможно не за счет игнорирования грандиозного опыта предыдущих поколений глубинной культурной исторической традиции, а только в накоплении, собирании и сохранении, бережном переосмыслении. Именно этот путь и должен воплощаться в процессе подготовки и воспитании музыканта. И в первую очередь, личности, а только потом – яркой неповторимой индивидуальности, раскрытия ее на этой благодатной основе.
 

(Опубликовано в сборнике научных трудов по материалам
научной Конференции «Россия в III тысячелетии: прогнозы культурного развития. Качество жизни: Наука. Культура. Образование. Искусство. Власть.
Производство» (Екатеринбург, 6-7 декабря 2002 года.

Под редакцией В. А. Копнова, С. Ю. Радченко)