Владимир Викторович Булыгин. Жизнь и мышление с точки зрения логики

Информация
Год написания: 
2014
ВАК Глобальный научный потенциал №10(43) 2014
Систематизация и связи
Логика

УДК 510.62

Аннотация: Статья о понятиях жизни и мышления с точки зрения логики. Жизнь представлена как продолжение идеи Шредингера об отрицательной энтропии. А мышление понимается, во-первых, как субъект предикативное отношение и, во-вторых, как отношение независимо/зависимо в трактовке Эшби

Способность реагировать опережающе характеризует жизнь. Но как это выразить формально?

Возьмем запись функциональной зависимости Y=F(X), ее определение:
«Если F (функция) однозначно относит X (аргумент функции) к Y (значение функции),  то Y - то же самое, что X, однозначно отнесенное к Y благодаря F».

Иначе говоря,  однозначно замкнутое преобразование Y<->F(X) «предсказывает опережающе» появление Y (образ в трактовке Эшби), если на X (операнд) будет воздействовать F (оператор). 

Например, если выявлено (занесено в память) В=М(U), A=С(B), S=Р(B), то, чтобы избежать, например, А, и имея текущее состояние U, нужно выбрать оператор P, когда текущим состоянием будет В.

Это так же означает, что нужно:
1) либо извлечь заранее из окружающей среды однозначно замкнутое преобразование S=P(B) и воспользоваться им впоследствии.
2) либо (если учесть, что процесс раннего эмбрионального роста всегда опережает наличную функцию,  он как бы заготавливает те структуры, которые будут необходимы только в будущем поведении животных) заготовить структуру S=P(B), которая понадобиться ему только в будущем.

Уместно будет еще сказать, что эти однозначно замкнутые преобразования A=С(B), S=Р(B) могут быть представлены как: множество образов {A, S | B} и множество функций выбора этих образов {C, P}.

С другой стороны, цитируя Шредингера [1, с. 121]:
«Если неживую систему изолировать или поместить в однородные условия, всякое движение, обычно, очень скоро прекращается … Достигнуто неизменное состояние, в котором не возникает никаких заметных событий. Физик называет это состоянием термодинамического равновесия или максимальной энтропией».

Итак, жизнь - открытая система, которая увеличивает количество однозначно замкнутых преобразований, знание которых позволяет предвидеть события, которые еще только наступят и, соответственно, реагировать заранее исходя из поставленных целей.

Вместо «организм извлекает упорядоченность из окружающей среды,  отрицательная энтропия – это то, чем организм питается» скажем «жизнь – это извлечение однозначно замкнутых преобразований из окружающей среды, постоянное увеличение однозначно замкнутых преобразований – это то, за счет чего жизнь существует».

Говоря об энтропии, в каком же смысле можно понимать процесс,  направленный в обратную сторону? Если каждое однозначно замкнутое преобразование стремится к состоянию устойчивости, то единственно возможный способ отдалиться от «неизменного состояния» -  это увеличить количество однозначно замкнутых преобразований, чем, собственно, живое и занимается.

То, что сознает – мыслит. То, что мыслит – живет, а не наоборот. Сознавать - означает не только мыслить что-либо, но и мыслить сам процесс мышления. И та часть сознания, что мыслит себя, есть наше Я.

Поскольку «живое – это то, что извлекает однозначно замкнутые преобразования из окружающей среды», то действие этого механизма мы  наблюдаем на каждом шагу! Так, однажды поняв, что вытянутая ручка побуждает маму обозначить словом то, на что она (ручка) указывает, ребенок всюду ею пользуется, вытягивая ручку в сторону интересующей его вещи.

Вновь обратимся  к функциональной зависимости. В записи Y=F(X) , Y -  субъект высказывания, а X и F – его предикаты. Но не только. Наряду с «Y-F» и «Y-X», субъект предикативным отношением будет также «Y-F(X)». И именно такое отношение (использующее отношение равенства) можно считать понятием, поскольку «понять» - означает, во-первых,  выделить общее и, во-вторых, среди элементов множества, которые также обладают этим же общим, выделить еще и то, что единственным образом выделяет именно этот субъект высказывания и никакой иной.

В наиболее простом (вырожденном) виде это означает, что если имеется, скажем, множество {Y | X}, состоящее только из одного элемента (из субъекта высказывания), то необходимо еще некое F, которое преобразует Х (общее) только в Y.

Так, понятие Москва определяется не посредством «Москва – Россия» или «Москва –столица», а «Москва – столица России». В свою очередь, «Москва – столица России» приводима к виду «Москва – столица, если России», где условная часть соответствует функции, т.е «Москва = России(столица)». 

Сущностью мышления является то, что оно использует:
1) Субъект предикативное отношение (особым видом которого является понятие)
2) Синтаксис - т.е.  множество субъект предикативных отношений, связанных между собой отношениями независимо/зависимо (в трактовке Эшби [2, с. 90]).

Если первое однозначно замкнутое преобразование изменяет второе, а второе преобразование не изменяет первое, то первое независимо от второго и второе зависимо от первого.

В русском языке, например, зависимой частью является то, что выражено в винительном падеже, а независимой частью является то, что выражено в именительном  падеже. Если же в предложении имеется еще и то, что является одновременно как зависимой частью (по отношению к тому, что выражено в именительном падеже), так и независимой частью (по отношению к тому, что выражено в винительном падеже), то такая часть будет уже представлена творительным падежом.

Остальные падежи также не сложно получить. Как и не сложно трансформировать падежи в предлоги или наоборот.

Чтобы появилась возможность работать с текстом, а не только с одним предложением, необходимо еще получить понятия точки, побуждения и вопроса.

Семантический смысл побуждения заключается в том, чтобы повторить то, что слово-побуждение маркирует. Формально, X=Р(X) как раз соответствует двум предложениям «Р(X). X.», в которых первое предложение побуждает повторить X в следующем предложении, что и делается. Этим словом-побуждением является P, которое можно выразить, как и в случае с падежами, особым окончанием (или предлогом).

Пример с вытянутой ручкой, которая побуждает маму обозначить словом то, на что она (ручка) указывает, здесь как нельзя кстати. Указательный жест есть способ побуждения хотя бы в том смысле, что он заставляет обращать внимание на то, на что он указывает: «Обрати внимание на это. Обращаю внимание на это»

Семантический смысл точки – не допустить неоднозначность в предложении. Известное всем «казнить нельзя помиловать» как раз требует такого разграничения  (запятая является более сложным случаем – предложения, использующие запятые, можно свести к нескольким предложением, использующим только точки, а не запятые). Особый случай, если требуется передать однозначно саму неоднозначность - тогда следует говорить именно как «казнить нельзя помиловать» и никак иначе.

Семантический же смысл вопроса - побудить истину.  А это означает, что на вопрос типа «Y- X?» ответом будет истина (т.е. утверждаем равенство между Y и F(X) ...):  «Y- X? Да, Y - X. Y- не-X? Нет». Пример Тарского на эту же тему: «истинно, что снег бел» означает «(белый) снег = бел (снег)»; «белый снег = снег, если белый».

Часто приходится слышать от лингвистов, что там, где есть полноценный язык, там можно встретить рекурсивную функцию, т.е. встроенные друг в друга предложения. Имея, скажем, базовое предложение «кошка съела мышь», вложим его в «собака увидела, что кошка съела мышь».

Также, используя иерархию, выстраиваются и определения. Так, В=H(D) вложим в А=С(В), т.е. получим А=С(H(D)). Что человеческим языком может быть прочитать как: 
1) А – то же самое, что С от того, что H от D
2) А – то же самое В, если С, где В – то же самое, что D, если H.

Это так же означает, что чтобы понять А нужно прежде понять В и С. А это, в свою очередь, означает, что мы думаем (если исходить из примитивов, которыми пользуется нейронная сеть: соединить, разъединить, сравнить с порогом) так:
«D? Да. H(D)? Да. С(H(D))? Да, это А». Кто знаком с пресуппозициями, того такой подход не удивит.

Глагол и  существительное – в чем разница? Имя существительное – это класс слов, объединенных категориальным значением предметности и выражающих это значение в формах рода, числа и падежа. Глагол же -  класс слов, объединенных  категориальным значением действия и выражающих это значение в формах лица, времени, наклонения, вида и залога. Но что означают эти категории предметности и действия? Если нечто переходит в себя (А <-> А), то это (сам переход) характеризует предметность А. Если нечто переходит в другое нечто (например, С <-> D), то это характеризует изменение (действие) А. Если же изменение переходит в изменение (например, «C <-> D» <-> «C <-> D»), то перед нами случай отглагольного существительного (существительное, полученное из глагола): достаточно «C <-> D» обозначить как А. Итак, смена разных нечто (хотя бы двух) характеризует изменение,  которое мы называем одним словом – словом с глагольным значением. И, наоборот, преобразование чего-либо, в том числе и изменения, само в себя есть то, что мы называем существительным.

Это различие (между существительным и глаголом) нужно как-то маркировать. В русском языке, например, это можно достичь за счет использования особого окончания, маркирующего глагол. Но существует множество иных способов, которые служат той же цели.

Каждый отдельно взятый конкретный язык намного богаче того, что здесь о нем написано. Но ведь речь шла о том, что присуще всем языкам, как любят говорить философы, о языке (о мышлении) как таковом.

Библиографический список:

  1. Шредингер, Э. Что такое жизнь c точки зрения физика? [Текст] - М.: Атомиздат. 1972
  2. Эшби, У.Р. Введение в кибернетику [Текст] / пер. с англ. Д.Г. Лахути; под ред. В.А. Успенского. – М.: Прогресс. 1968

Оригинал взят с сайта журнала ВАК "Глобальный научный потенциал" №10(43) 2014
Ссылка на журнал:
http://globaljournals.ru/globalnyij-nauchnyij-potencial/
Ссылка на статью:
http://globaljournals.ru/assets/files/journals/global-scientific-potential/43/g-n-p-10(43)-main.pdf