Аркадий Гуртовцев. Астрономическая картина Вселенной. Взгляд философа

Путь к истокам зарождения астрономии в цивилизациях Древнего мира
Информация
Систематизация и связи
История философии
Натурфилософия
Эволюционизм
Теология
Философия религии
Философская антропология
Философия науки и техники
История
Религия
Наука и техника

ГУРТОВЦЕВ А.Л.

 

АСТРОНОМИЧЕСКАЯ КАРТИНА ВСЕЛЕННОЙ.

ВЗГЛЯД ФИЛОСОФА

 

Путь к истокам зарождения астрономии

в цивилизациях Древнего мира

 

                                                      Эпиграф:

                                                             “Без истории астрономии мы не можем

                                                              ничего оценить ни в истории человечества,

                                                              ни в истории Вселенной”

                                                              Франц. астроном К. Фламмарион (1842-1925)

 

 

     Содержание:

Современная картина небесного мира. Общая структура, космические расстояния и их измерение. Гипотезы об эволюции Вселенной – “Нечто” или “Ничто”? Из чего возникло мироздание? - Вселенная как Космос. Гармония сфер и чисел - Космология верований и космология знаний. Культы астральных богов и астрология - Где, когда и почему возникла  астрономия? - Первые систематические астрономические наблюдения. Лунный и солнечный календари. Эклиптика. Круг Зодиака - Начала европейской астрономии. Звездные каталоги – Заключение – Литература

 

Современная картина небесного мира.

Общая структура, космические расстояния и их измерение.

Гипотезы об эволюции Вселенной

 

Космическая колыбель и дом человеческой цивилизации - это ничтожно малый в масштабах Вселенной космический объект под названием планета Земля  (от слав. зем - низ, дол, пол; греч. Ge; лат. Terra; англ. Earth; нем. Erde), которая обращается вместе со своим естественным спутником Луной  (греч. Selene; лат. Luna; англ. Moon; нем. Mond; древнеевр. Lebana) по эллиптической, почти круговой орбите вокруг самой близкой к нам местной звезды по имени Солнце  (греч. Gelios; лат. Sol; англ. Sun; нем. Sonne). Солнце совместно с Землей, семью другими планетами (Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), малыми небесными телами (спутники планет, или их “луны”; малые планеты, или астероиды; кометы), метеорным веществом  и межпланетной средой образует Солнечную систему, которая является  нашим собственным звездным миром. Ищущее человечество не прекращает попыток найти в наблюдаемой Вселенной и другие звездные миры - звезды с планетными системами, на которых возможно существование различных форм жизни, включая разумную.

Среднее расстояние от Земли до Солнца, равное 149,6 млн км, принимают за астрономическую единицу (а.е.) измерения расстояний в ближнем космосе: 1а.е.=149,6 млн км ≈150 млн км. С учетом этой единицы, минимальный, видимый, “планетный” размер Солнечной системы можно определить диаметром орбиты самой удаленной от Солнца  планеты Нептун. Он равен приблизительно 60 а.е., или 9 млрд км (внешнюю границу Солнечной системы часто определяют не диаметром или радиусом орбиты наиболее удаленной планеты, а радиусом гелиосферы - сферы солнечного ветра и его магнитного поля, простирающейся примерно на 100 -130 а.е., или сферой гравитационного влияния Солнца радиусом до 200-230 тыс. а.е.). Свет, скорость которого, как известно, составляет в вакууме 299792,5 км/с ≈ 300 тыс. км/с, преодолевает эти “планетные” 60 а.е. за 30 тыс. сек, или 8,3 часа (1 а.е. свет проходит за 499 с, или 8 мин 19 с). 

Путь, проходимый светом в космосе за один солнечный год, или 365,25 земных суток (можно говорить и о простом календарном годе длиной в 365 суток, поскольку погрешность в этом случае не превысит 0,07%), определяет другую, значительно более крупную единицу космических расстояний - световой год (1с.г.≈9,46·1012км≈10 трлн км≈63241а.е.) с ее производными долями: световыми сутками (с.ст.), часами (с.ч.), минутами (с.м.) и секундами (с.с.). Очевидно, что 1с.с.≈300 тыс. км, 1с.м.≈18 млн км, 1с.ч.≈1,08≈1млрд км, 1с.ст.≈25,92≈26 млрд км, а 1 а.е.≈500 с.с. От соседней, самой ближайшей в современную эпоху к Солнечной системе звезды Толиман, или Проксима (от лат. proximus  ближайший; красный карлик с диаметром в 7 раз меньше солнечного; открыт в 1915 г.), - звезды С из тройной звездной системы α Cen А/В/С (Альфа Центавра; Центавр, или Кентавр, - созвездие, расположенное в южном полушарии поблизости от знаменитого Южного Креста), свет доходит к нам за ~4,25 года, преодолевая расстояние в ~270 тыс. а.е., но многие другие космические объекты (звездные скопления, туманности, галактики) удалены от нас на тысячи, миллионы и даже миллиарды световых лет.

Распространенной и более крупной, чем световой год, космической единицей длины, используемой для измерений расстояний до звезд и галактик, является парсек (от греч. parallaxis уклонение + лат. secunda второе [деление градуса] = параллакс-секунда). Определение этой единицы основано на понятии параллакса, которое имеет несколько значений: 1) параллакс - видимое изменение положения выделенного предмета относительно других окружающих предметов вследствие перемещения глаза наблюдателя (параллакс может стать причиной ошибок измерений при использовании измерительных шкал или координатных сеток в случае их удаленности от объекта измерения); 2) астрономический параллакс – изменение направления на небесное тело, видимое наблюдателем из двух широко разнесенных точек (измерительная база), образующих совместно с самим телом треугольник. Угол при вершине этого треугольника со стороны небесного тела равен удвоенному параллаксу, и он тем меньше, чем дальше тело находится от наблюдателя и чем короче измерительная  база.

Различают несколько видов астрономических параллаксов: суточный (связан с вращением Земли и ее радиусом как измерительной базой, зависящей от широты нахождения земного наблюдателя),  годичный (связан с обращением Земли вокруг Солнца и радиусом орбиты Земли, равным 1 а.е.) и вековой (связан с годовым движением Солнечной системы в Галактике и радиусом ее галактической орбиты, равным приблизительно 27 тыс. световых лет). В звездной астрономии широко используется годичный параллакс звезды -  угол, под которым со звезды была бы видна полуось земной орбиты, расположенная перпендикулярно лучу зрения наблюдателя, гипотетически находящемуся на данной звезде. Парсек (пк) – это расстояние, для которого годичный параллакс звезды равен 1 секунде дуги (угловая секунда 1'' равна 1/60 части угловой минуты 1', а последняя равна 1/60 части градуса, т.е. 10=60'=60×60''=3600''). 

Небесный объект на расстоянии в 1 пк имеет параллакс 1'', и эти величины обратно пропорциональны друг другу. Геометрические расчеты показывают, что 1 пк ≈ 206265 а.е.   3,263 с.г.  30,86 трлн км. Так, например, расстояние от Земли до Альфа Центавра равно 1,31 пк, а ее параллакс равен 1/1,31≈ 0,76'', т.е. меньше угловой секунды. Для сравнения, угловой диаметр Марса для невооруженного зрения земного наблюдателя изменяется при движении Марса по околосолнечной орбите и относительно Земли  от 25'' в период великого противостояния (происходит раз в 15-17 лет) до 14'' в точке его максимального удаления от Земли. Наиболее крупные угловые диаметры имеют, конечно же, ближайшие к Земле небесные тела: Солнце до 32' 36'' и Луна до 33' 32'', т.е. немногим более полградуса дуги (близость их угловых диаметров позволяет наблюдать с Земли полные и частичные солнечные затмения).

 Понятие параллакса было известно еще древнегреческим астрономам, в частности, основоположник идеи гелиоцентризма Аристарх Самосский (310-230 до н.э.) отсутствие наблюдаемого звездного параллакса связывал с громадным удалением звезд от Земли, а Гиппарх (190-125 до н.э.) с помощью параллакса определил достаточно точно расстояние в земных диаметрах до Луны (и ошибочно – до Солнца). Метод параллакса позволяет измерять с учетом предельного разрешения современных телескопов звездные расстояния до 1 килопарсека (1 кпк≈3,26 тыс. световых лет). Для более далеких звезд параллакс столь мал, что тригонометрический метод уже не работает, и для измерения таких расстояний применяют другие астрофизические методы: фотометрический, цефеид, красного смещения.

Отметим, что очень малые параллаксы ближайших к нам звезд (менее 1''), не позволяли астрономам в течение многих столетий (и даже после наступления в начале 17-го века эры оптической астрономии), наблюдать визуально на звездной сфере какие-либо смещения звезд относительно звездного фона или друг друга. Иное дело - наблюдения перемещения “блуждающих” звезд (планеты), “хвостатых”  звезд (кометы) и “падающих” звезд (метеориты). В истории астрономии первым успешно применил метод параллакса для объектов, находящихся далеко за пределами атмосферы Земли, датский астроном Тихо Браге (1546-1601). В 1577 г. он определил, хотя и с большой ошибкой, расстояние до  кометы и нашел, что она находится далеко за пределами лунной “сферы”, т.е. в звездном мире. Со времен Аристотеля считалось, что там, среди вечных и неподвижных звезд, не может быть никаких перемещений и изменений. Но эта архаичная философская догма оказалась ошибочной. Научно доказанный факт заключается в том, что мы со своей планетой Земля не являемся центром, или ”пупом”, не то, что Вселенной (у Вселенной в принципе нет центра, так как она бесконечна в пространстве и постоянно изменяет свою метрику), а затеряны даже в нашей ГалактикеМлечный Путь” (содержит несколько сот миллиардов звезд) на ее периферии, среди множества других звездных систем и локальных, возможно обитаемых, звездных миров.

  Всеобщее понятие Вселенная (лат. Universus; англ. Universe; нем. Universum) исторически меняло свое содержание и объем, расширяясь от древнегозаселенная людьми часть земли”, или ойкумена (от греч. oikeo населяю”), до более позднеговся земля, весь белый свет, весь мир, шар земнойи современного значенияуниверсум, все миры, все мироздание, вся природа, включая человека и человеческое общество как часть природы”. Возможно, в будущем к этому перечислению придется добавить “включая и внеземные цивилизации как часть природы”. Вселенная – это весь существующий материальный мир, безграничный во времени и пространстве, бесконечно разнообразный по формам, видам и состояниям, которые принимает материя в процессе своей эволюции, созидания и разрушения этого мира.

Современная наука рассматривает гипотезы об ограничении Вселенной во времени (о ее начале с момента так называемого Большого Взрыва, вероятно произошедшего около 14,5 млрд. лет назад) и в пространстве (в виде объемного тела определенной формы, вне которого нет материи, движения, пространства, времени и за пределы которого знаменитый древнегреческий философ-пифагореец, математик Архит Тарентский, 430-345 до н.э., пытавшийся в свое время умозрительно отыскать край Вселенной, не смог бы протянуть свою любопытствующую руку в попытке нащупать этот край или то, что находится за ним). Предполагается, что до Большого Взрыва Вселенная находилась в точке сингулярности (от англ. singular необычайный, исключительный, странный, своеобразный) – физико-математической абстракции, подразумевающей некую исчезающее малую, меньше размера атомного ядра (10-12 см) область пространства с почти бесконечной плотностью.

В точке сингулярности предполагалось наличие неизвестного современной науке “Нечто” (подчеркнем, “Нечто”, а не “Ничто”), которое в результате какой-то случайной внутренней флуктуации (от лат. fluctuation колебание) привело к разрушению, взрыву этой самой сингулярности и рождению физической, горячей и быстро расширяющейся Вселенной, которая в результате последующего остывания и длительной эволюции стала такой, какой мы ее  сегодня наблюдаем. Парадоксальное изначальное “сворачивание Вселенной в точку” потребовалось физикам и математикам для объяснения множества численных характеристик процесса расширения Вселенной (“разбегания галактик”), которое было открыто астрономами в 30-х годах 20-го века и наблюдается поныне. Считается, что Большой Взрыв привел к образованию материи в форме известного вещества: кварков, элементарных легких и тяжелых частиц, атомов, молекул и их скоплений в виде разнообразных материальных тел, начиная с газопылевых космических туманностей, звезд и звездных скоплений, экзопланет и заканчивая разумными существами на планетах с подходящими для зарождения жизни условиями.

Следует заметить, что существуют и другие, конкурирующие научные гипотезы, например, гипотеза вечной, циклической, пульсирующей Вселенной, рассматривающая периодические сжатия (схлопывания) и расширения (взрывы) Вселенной бесконечное число раз в бесконечном пространстве и времени. При этом в каждом очередном цикле расширения-сжатия может рождаться и гибнуть совсем иная, непохожая на предыдущую в физическом смысле Вселенная. То есть, вместо процесса пульсирования одной и той же Вселенной теоретически возможен процесс рождения-гибели последовательности физически различных поколений Вселенных, каждая из которых “живет” лишь свои несколько десятков миллиардов лет, а затем, умирая, дает начало очередной Вселенной. Или еще, например, гипотеза хаотического раздувания Вселенной, не имеющей единого сингулярного начала или конца, но которая порождает бесконечные мини-вселенные (“пузыри”) со своими собственными индивидуальными свойствами. В какой-то мере все эти гипотезы начинают напоминать древние мифы о божественном происхождении мироздания. Для окончательного выбора той или иной гипотезы пока явно недостаточно фактов и знаний современного человечества, и поэтому нет смысла на них подробно останавливаться.

Важен лишь тот научно доказанный факт, что, во-первых, наблюдаемая нами Вселенная является нестационарной (стационарный – от лат. stationarius неподвижный), т.е. непрерывно изменяется по своему составу,  структуре и метрике, и, во-вторых, она полицентрична (от греч. poli много), т.е. имеет внутри себя бесконечно много локальных центров масс (отсутствует какой-либо выделенный, единый центр Вселенной), вокруг которых происходят вращения и обращения различных космических тел (туманности, астероиды, кометы, планеты, звезды, звездные скопления, галактики, галактические скопления). Иными словами, во Вселенной нет ничего вечного (за исключением ее основы, ее субстанции – материи, существующей в различных  формах, видах и состояниях, непрерывно переходящих друг в друга) и статичного (все течет, все меняется). Направления этих изменений определяются фундаментальными свойствами самодвижущейся, самоорганизующейся материи, которые изучает и пытается понять современная наука, включая астрономию, астрофизику, космологию, космогонию и другие космические науки.

 

“Нечто” или “Ничто”? Из чего возникло мироздание?

 

Вопреки псевдонаучному, но часто пропагандируемому в массовом сознании взгляду, что при Большом Взрыве ”материя родилась из ничего(иногда этому заблуждению опрометчиво, ради популизма,  подыгрывают и сами ученые, заумно рассуждая  “о физике Бога (?)”, о том, что они ищут на ускорителях “частицы Бога (?)”, о том, что “началом Вселенной было Ничто (?)”), следует понять (уже зная открытые наукой и справедливые для любых изолированных систем строгие законы сохранения материи, энергии, массы, момента количества движения, импульса, электрического заряда), что из ничего не может возникнуть нечто, и что материя существует вечно: в прошлом, в настоящем и в будущем. Еще более двух тысячелетий тому назад древнегреческие натурфилософы первыми в истории человечества начали процесс освобождения разума человека от многовекового господства в общественном сознании догм мифологического и религиозного мышления, основанного на вере в чудеса и в происхождение мира “из ничего” по прихоти неких “земных” или “небесных” богов. Уже тогда, на заре зарождения науки, эти первые философы-физики (их называли физиологами), внимательно наблюдая и изучая изменения в природе, прозорливо утверждали, что:

 “Если нечто есть, то оно вечно, так как из ничего не может возникнуть ничего” (Мелисс Самосский, 5 в. до н.э.); “Ничто не возникает из ничего… ”(Анаксагор, 5 в. до н.э.); “Ничто не возникает из не-сущего и не уничтожается в не-сущее” (Диоген Аполлонийский, 5 в. до н.э.); “Из ничего ничего не может возникнуть и ни одна вещь не может превратиться в ничто...все, что возникает, должно погибнуть...как есть у мира рождение, так и рост, и гибель, и уничтожение в силу некоторой необходимости” (Демокрит, 5-4 вв. до н.э.); “В природе никогда не иссякают возникновение и уничтожение…Уничтожение одного есть возникновение другого и возникновение одного - уничтожение другого” (Аристотель, 4в. до н.э.); “Из ничего не творится ничто...ничему невозможно в ничто обратиться...Словом, не гибнет ничто, как будто совсем погибая, Так как природа всегда возрождает одно из другого И ничему не дает без смерти другого родиться... нет ничего, куда из вселенной могла бы Скрыться материи часть, и откуда внезапно вломиться Новая сила могла б во вселенную, сделать иною Всю природу вещей и расстроить порядок движений ” (Лукреций, 1 в. до н.э.).

Попытка представить рождение Нечто из Ничего, из несуществующего, мифологична, религиозна, антинаучна и абсолютно безосновательна. Если Ничто понимается как отсутствие некоего Нечто - известной формы, вида или состояния материи, то для признания истинности утверждения ”материя родилась из ничего” необходимо доказать, что это “ничто есть абсолютное Ничто (не является иным, пока неизвестным человеку Нечто - новой, еще не изученной и непознанной формой, видом или состоянием материи). Очевидно, что относительно несуществующего невозможно в принципе дать никаких научных “доказательств”, кроме сверхъестественных, “божественных” и других пустых вымыслов, апеллирующих не к реальности,  а к психическим феноменам человеческого сознания, рождающего наряду со здравыми образами множество заблуждений, химер и других умозрительных чудищ.

 

Вселенная как Космос. Гармония сфер и чисел

 

Синонимом Вселенной является Космос (греч. kosmos Вселенная) - простирающаяся за пределами земной атмосферы околоземная, межпланетная, межзвездная и межгалактическая среда со всеми присутствующими в ней небесными телами и полями]. Часто выделяют ближний космос - мир Солнечной системы, исследуемый сегодня космическими станциями  и аппаратами землян, и дальний космос - мир звезд, туманностей и галактик, исследуемый с помощью наземных и космических телескопов во всех спектрах электромагнитного излучения небесных тел. Понятие Вселенной как космоса (первоначальное значение понятия “космос” - порядок, строй, украшение, и ему противопоставлялось в древности понятие “акосмия” - беспорядка, безобразия, хаоса), т.е. упорядоченной Вселенной, впервые ввел в античную философию древнегреческий философ-мистик, математик и политический деятель Пифагор  Самосский (ок.570-496 до н.э., выходец с о. Самос, Иония; свои знания приобрел от жрецов Вавилонии и Египта во время длительных путешествий в эти страны).

Пифагор и созданная им в 530 г. до н.э. в греческой колонии в южноиталийском городе Кротоне школа пифагорейцев (пифагорейский союз, или братство) полагали, что космос, как закономерное стройное целое, подчиненное законам гармонии и числа, представляет собой ряд равномерно вращающихся прозрачных небесных сфер (Луны, Солнца, пяти планет и неподвижных звезд), каждая из которых при движении издает, якобы, свой музыкальный звук, причем расстояния между этими сферами таково, что они и их звуки  находятся в музыкальной гармонии - гармонии сфер. Пифагорейцы утверждали, будто бы Пифагор обладал таким тонким слухом, что мог слышать музыку планет. Но это, конечно, было фантазией веры, так как высокоразреженная межпланетная среда не передает звуковые волны в привычном для нас понимании (простейшим доказательством тому является школьный опыт с затуханием звука электрического звонка, помещенного под стеклянный колокол, из-под которого откачивается воздух). Пифагор учил, что происхождение музыкальных интервалов неразрывно связано с числом, числовыми пропорциями  и что ”Числу все вещи подобны”.

 В целом, утверждение о гармонии сфер оказалось чистым вымыслом, но представления пифагорейцев об упорядоченности и закономерности космоса, о существовании определенных числовых отношений между орбитами - ”сферами” планет - получили подтверждение (правда, уже в рамках не полумифической пифагорейской, а научной гелиоцентрической модели Солнечной системы) в 1609-1619 гг. в виде трех законов Кеплера о движении планет, а в 1766-1772 гг. - в виде эмпирического правила Тициуса-Боде. Это правило установило, что если к каждому члену ряда кратных чисел 0,3,6,12,24,48,96,…прибавить число 4 и каждое получившееся число разделить на 10, то образуется новый ряд чисел 0,4; 0,7; 1,0; 1,6; 2,8; 5,2; 10,0…, которые приблизительно выражают в а.е. расстояния от Солнца до Меркурия (0,4), Венеры (0,7), Земли (1,0), Марса (1,6), некой невидимой планеты (пояс астероидов) между орбитами Марса и Юпитера (2,8), Юпитера (5,2) и Сатурна (10,0). После открытия У.Гершелем в 1781 г. новой планеты Уран оказалось, что расстояние до нее равно 19,2 а.е., т.е. также соответствует правилу Тициуса-Боде. Но, расстояния до следующей планеты  - Нептуна (~30 а.е.)  и ныне экс-планеты Плутона (~40 а.е.) уже существенно отклоняются  от этого правила. Теоретического обоснования правило Тициуса-Боде пока не получило.

Численные закономерности в движении небесных тел Солнечной системы проявляют себя и в виде орбитальных резонансов - кратных отношениях периодов обращения (вращения) двух или более соседних небесных тел в виде небольших натуральных чисел. Такие резонансы есть следствие регулярного гравитационного влияния соседних небесных тел друг на друга (это влияние способно как стабилизировать орбиты небесных тел, так и, наоборот, вызвать их неустойчивость). Так, например, Юпитер с периодом обращения 11,9 года и Сатурн с периодом обращения 29,46 года находятся в орбитальном резонансе 5:2. Известно, что Луна  всегда обращена к Земле одной стороной, что является примером резонанса 1:1 между периодом обращения Луны по орбите вокруг Земли  и периодом ее вращения вокруг собственной оси. Такие резонансы, связывающие орбитальное движение тела и его вращение, называют спин-орбитальными (от англ. spin вращаться). Они имеют место не только для многих спутников планет (например, спутники Юпитера Ганимед, Ио, Европа и некоторые другие всегда обращены к планете одной стороной), но и для самих планет (например, Меркурий обращается вокруг Солнца в спин-орбитальном резонансе 3:2, т.е. за три оборота планеты вокруг своей оси с периодом 58,67 суток проходят два меркурианских года, или два оборота планеты вокруг Солнца с периодом 88 суток).

Следует признать, что пифагорейцы интуитивно правильно назвали Вселенную космосом (а не акосмием или хаосом) и утверждали наличие в ней определенных численных отношений. Вселенная действительно упорядочена, но не потому, что создана и развивается по плану и  воле неких сверхъестественных, нематериальных существ, родившихся в мифическом сознании древнего человека, но потому, что подчиняется своим собственным, естественным законам эволюции. Эти законы лежат в глубинах материи и определяют как структуру Вселенной, так и соответствующие численные соотношения между всеми ее частями. При этом, вопреки пифагорейцам, не “вещи подобны числу”, а, наоборот, “числа подобны вещам”. Численные отношения являются отражением в человеческом сознании свойств реальных процессов закономерного развития материи.

Еще Аристотель в 4 в. до н.э., отвечая пифагорейцам в своей “Метафизике”, доказывал, что “математические предметы, вопреки утверждениям некоторых, нельзя отделять от чувственно воспринимаемых вещей [основы математических понятий лежат в реальном мире, в законах развития материи и следуют логике этих законов, ограничивая свободу абстрактных математических построений – Г.А.Л] и...они не начала этих вещей”. А в 19-м веке немецкий философ Людвиг Фейербах еще раз отчетливее выразил эту мысль: ”спекулятивные философы суть…те философы, которые сообразуют не свои понятия с вещами, а, наоборот, вещи со своими понятиями…[они] не стыдятся утверждать, что вещи не потому мыслятся, что они существуют, но потому существуют, что мыслятся”.

 

Космология верований и космология знаний.

Культы астральных богов и астрология

 

Астрономия как наука о строении и развитии космических тел и Вселенной в целом прошла длительный исторический путь своего становления, прежде чем достигла высот современных знаний. Ее  наиболее общие, философские основания выражены  в космологии (от греч. kosmos упорядоченная Вселенная, мир + logos  слово, понятие, учение) -  учении о Вселенной, или Космосе, как едином целом, и космогонии (от греч. космос + gone порождение, происхождение) – раздела астрономии о происхождении и развитии небесных тел и их систем.

Фантазии, суеверия, мифы, представления, а позже и первые научные знания, о той прекрасной и далекой половинке Вселенной, которая всегда, и днем и ночью, была там, наверху, над головой человека, жившего здесь, внизу, на Земле как первой половинке Вселенной, формировались  в сознании древних людей беспрерывно в течение их короткой земной жизни. Она всегда проходила для человека, его семьи, рода и племени в жестокой борьбе за существование с силами дикой природы и представителями соседних конкурирующих племен, также отстаивавших свое естественное право на территорию своего обитания и присвоение местных жизненно важных даров природы. Суровые условия земной жизни наложили яркий отпечаток на познание человеком небесного мира. В свою космологию и космогонию люди изначально перенесли все свои земные проблемы, страхи, фантазии и надежды.

Прежде всего это проявилось в оживлении, одушевлении, олицетворении и обожествлении небесных светил, включая Солнце, Луну, планеты (“блуждающие звезды”),  наиболее яркие неподвижные звезды и созвездия (подробнее см. работу автораИстоки и основы мифологического мышления человека”). Так, например, одно из древнейших изображений созвездия Ориона в виде насечек и фигуры охотника на пластинке из бивня мамонта, найденной в 1979 г. в илистых отложениях пещеры в альпийской долине Ах на юге Германии, относится к позднему палеолиту – 35 тыс. лет до н.э. Конечно, это схематическое изображение образа частички неба еще не может быть признаком начала древней астрономии, но оно подтверждает интерес древнего человека к звездному небосводу и его попытки изобразить созвездия в виде понятных ему земных предметов, в первую очередь живых. Позднее многие созвездия северного полушария стали изображать в виде животных или героев земной мифологии (например, Медведица, Дракон, Лебедь, Персей, Андромеда, Возничий и др.). 

Обожествление отдельных небесных светил вылилось у многих народов Земли  в астролатрию, т.е. в создание различных астральных, звездных культов. Впервые, по-видимому, они возникли в 4-3 тысячелетии до н.э. в Древней Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилон) и Древнем Египте. Люди того времени рассматривали небесные светила не как природные, физические, косные, неодушевленные тела (впервые такой рациональный взгляд на небесные светила озвучили древнегреческие нарурфилософы в 6-5 вв. до н.э.), но исключительно в качестве небесных богов. В первую очередь, это касалось главных светил земного небосвода – Солнца и Луны, ежесуточные, месячные и годовые циклические перемещения  которых по небосклону сильнейшим образом влияли на всю земную жизнь, включая растений, животных и человека.

В шумеро-аккадской мифологии бога Солнца представлял  Уту-Шамаш, у касситов, древних племен, обитавших в горах Западного Ирана (в 16-12 вв. до н.э. правили Вавилоном),   - Сах, у древних египтян - Атум, Ра, Амон или Атон, у древних греков – Гелиос (брат Селены), у древних иранцев - Митра, у индусов - Сурья, у ацтеков - Тонатиу или Уицилопочтли, а  бога Луны - Нанна или Син в шумеро-аккадском пантеоне, Тот, Хонсу, Ях или Неферхотеп у древних египтян, Селена у древних греков, Диана у римлян, Сома у индусов, Койольшауки у ацтеков. Вслед за ними почиталась богиня Венеры (самая близкая к Земле и самая яркая из планет), которую у шумеров звали Инанна или Нинсиана, в аккадской мифологииИштар, у семитов - Астарта, а у арабовАллат. Древние поклонялись также другим планетам и наиболее ярким звездам. В честь светил-богов могущественные правители древних государств строили величественные храмы и создавали массовые, красочные, а подчас жестокие, кровавые культы. У астральных божеств просили милости, покровительства и защиты от злых сил и природных бед, а для этого их славили и  приносили им обильные  жертвы, включая человеческие.

Обожествив небесные тела, люди фантастическим образом связали с ними свою собственную жизнь, судьбу и здоровье. Так, например, в начале 3 тысячелетия до н.э. древневавилонские врачи серьезно полагали, что боги, демоны и созвездия вызывают заболевания мозга и крови. Позже эта ложная зависимость жизни землян от далеких звезд-богов, включая звезды-планеты и бородатые звезды (кометы), легла в основу астрологии (от греч. astron звезда + logos слово, понятие) – псевдонауки, которую Кеплер назвал “глупой дочерью астрономии”, хотя точнее ее следовало бы назвать достойной “дочерью мифологии” (см. работу автора “Астрология –  дочь мифологии). Если на первых порах своего появления астрология, будучи привлекательной для властителей мира своими псевдопрогнозами, позволяла находить средства и для развития астрономии, то в современном мире она просто паразитирует на авторитете астрономии как великой науки.

Астрология - это ложное учение о звездах и иных небесных телах, якобы оказывающих мистическое влияние на жизнь людей, которое основано на слиянии архаичной мифологии с некоторыми данными астрономии. Астрологию относят, наряду с алхимией, хиромантией, нумерологией и другими подобными учениями, к  псевдо-, квази-, пара- или лженаукам. Посредством астрологии ее адепты пытаются предсказывать по взаимному расположению небесных светил (на те или иные особо выделенные даты календаря) судьбы отдельных людей, целых народов и стран, а также исход предпринимаемых человеком действий. Различают универсальную (предсказания для стран в целом), индивидуальную (предсказания судьбы конкретного человека по его дате рождения), катархальную (от греч. katarchein начинать; предсказание благоприятного момента для начала политического или частного дела) и другие виды астрологии.

Современные сторонники астрологии рассматривают ее исключительно как науку, родственную не мифологии, от которой они стараются всячески дистанцироваться, а близкую именно астрономии. Но, по существу, астрология, аналогично мифологии и религии, предлагая невежественному массовому сознанию доступные, простейшие, примитивные объяснения и решения сложных явлений действительности (для их познания требуется серьезная специальная подготовка и длительные, напряженные, профессиональные, научные исследования, от которых обыватели, как правило, весьма далеки), наукой не является. Она представляет собой совокупность взглядов и убеждений, основанных не на научном методе познания и системе научных знаний, а на скрытых мифологических предпосылках и ошибочных суждениях, искажающих и лишь имитирующих настоящий научный подход. Известно, что астрономия как наука формулирует свои заключения о движении небесных тел и их космическом влиянии на земную жизнь на основе познания и тщательных, многократных экспериментальных и теоретических проверок естественных законов природы, управляющих мирозданием. Астрология же делает свои выводы, как и мифология, на основе богатого воображения своих адептов, поверхностных наблюдений, случайных совпадений и статистически недостоверных данных.

Астрология выдает фантазию за реальность, желаемое - за действительное, веру - за знания, миф - за науку. Именно в мифологии, в обожествлении небесных светил, в априорном признании за ними “божественного” избирательного влияния на каждую отдельную человеческую жизнь (ведь все религии и сегодня продолжают утверждать в унисон о влиянии сверхразумного Бога, особого у каждой религии и секты, на каждого верующего и неверующего человека) кроется  истинная суть астрологии. Хотя астрологи, конечно же, тщательно ее прячут, маскируя свои выводы псевдоучеными расчетами и данными, которые не имеют отношения ни к астрологии, ни к астрономии. Сегодня они уже не связывают небесные светила с астральными богами, но безосновательно приписывая тому или иному расположению далеких небесных тел фантастические воздействия на судьбы конкретных людей и целых народов,  ставят свои домыслы в один ряд с архаичными мифами.

Человек, живя во Вселенной, является ее малой частью - микрокосмом (от греч. microkosmos малый мир), и его жизнь полностью зависит от физических, химических и биологических процессов, происходящих непосредственно на Земле и в ближайшем космосе. На жизнь человека и иных земных организмов реально оказывают глобальное влияние геотектонические, гидрологические и атмосферные явления, солнечное и космическое излучения, магнитные, электрические, электромагнитные и гравитационные поля небесных тел (прежде всего Земли, Солнца, Луны, больших планет), падения метеоритов, столкновения с астероидами и кометами, другие космические события. Все познается в сравнении. Постигнуть истинный смысл рождения, жизни и смерти отдельного человека или судьбу человеческого рода в целом можно только путем сопоставления, сравнения части и целого – микрокосма и космоса, человека и Вселенной. Вне этого наиболее общего сопоставления любые другие, более мелкие и частные аналогии будут явно недостаточны для выявления причин, цели и длительности существования человечества.

В настоящее время имеются две принципиально различные, противоположные друг другу космологии: религиозная и научная. Первая опирается на первобытное, затемненное, мифологическое сознание людских масс и их религиозную веру, а вторая - на развивающийся человеческий разум, на открытые наукой базовые физические и астрономические факты и законы. Религиозная космология (в частности, иудаизма, христианства, ислама) рассматривает Вселенную как результат творения “из ничего”, якобы выполненный в далеком прошлом неким сверхъестественным, недоступным человеческому пониманию и исследованию, невесть откуда возникшем существом - богом, который продолжает будто бы и сегодня управлять “своей” Вселенной и жизнью созданных им людей - “божьих тварей”. Доказательства тому жрецы и защитники религии ищут в архаичных “священных писаниях”, полностью при этом игнорируя или извращая известные научные факты и законы, противоречащие религиозным догматам и сознанию верующих.

Научная космология объясняет Вселенную из нее самой, из ее материальной основы - материи, которая в форме вещества и поля находится в вечном законном движении, порождая всё бесконечное многообразие мира. Это движение созидает и разрушает все материальные объекты, начиная с элементарных частиц, атомов, молекул и завершая галактиками, звездами, планетами и живущими на них организмами. Научная космология обращается не к людским предрассудкам и суевериям, не к религиозной вере, а к разуму человека. Она доказывает справедливость своих выводов на основе системных, глубоких, многократно повторяемых и перепроверяемых теоретических и практических знаний, экспериментов и исследований с применением самых современных научных методов и технических средств (телескопы, космические аппараты, орбитальные и межпланетные станции). Фундаментом этой космологии являются доказанные научные факты и открытые законы природы. Научная космология становится важнейшей частью философии человека, основой долговременного прогнозирования развития человеческой цивилизации и поиска иных, внеземных форм жизни, включая далекие инопланетные цивилизации.

 

Где, когда и почему возникла  астрономия?

 

В астроархеологии и звездной мифологии постоянно дискутируется вопрос о том, в какой же исторический период люди смогли добыть свои первые достоверные астрономические знания. Крайняя, радикальная точка зрения, основанная на отдельных найденных артефактах и их спорных толкованиях, относит это время к середине позднего палеолита (25-20 тыс. лет до н.э.), к периоду полного отсутствия цивилизации, которая обычно идентифицируется с оседлым образом жизни людей, скотоводством, земледелием, ремеслами и городами, а в духовной сфере – с наличием счета и письменности, способной передавать накопленные знания следующим поколениям. Эта точка зрения неявно предполагает, что из-за всеобщего характера астрономических явлений и их общедоступности для наблюдений со стороны любого человека, включая первобытного собирателя трав или охотника, пещерные люди могли уже тогда самостоятельно приобрести подобные знания. О том, что они жили не только думами о “хлебе насущном”, но были не чужды искусства, свидетельствует богатая пещерная и наскальная живопись того периода, хотя следует отличать искусство, рожденное  чувствами и воображением, от науки, создаваемой критическим умом в процессе напряженной мыслительной работы.

История астрономии последних 4-5 тысячелетий свидетельствует о том, что для получения и накопления в обществе серьезных астрономических знаний требуется, по меньшей мере, 3 условия: 1) наличие общественной потребности в получении определенных знаний для решения  жизненно важных задач: например, создания календаря и ориентирования на местности по Солнцу, Луне или звездам в процессе дальних наземных переходов или морских плаваний, 2) наличие в обществе материальных и духовных ресурсов для решения возникших задач:  например, высотных храмов-обсерваторий и подготовленных наблюдателей зведного неба, профессионально занятых своим делом, 3) наличие письменных средств записи-хранения результатов наблюдений и методов передачи знаний ученикам и потомкам: например, путем астрономических таблиц, каталогов или текстов.

Необходимо знать и помнить, что первобытные племена жили в условиях постоянной нехватки жизненных ресурсов и непрерывной борьбы с силами природы или чужеродными племенами за свое существование и выживание. В те времена каждый член рода-племени от рассвета до заката выполнял свою тяжелую долю общего физического труда. Охота и сбор плодов, разделка туш животных и пошив одежды из их шкур, заготовка дров и поддержание огня в очаге, приготовление пищи, изготовление примитивных каменных орудий труда и многие другие рутинные операции поглощали все время древнего человека. Об имущественном расслоении первобытного общества, о наличии избыточных ресурсов и их присвоении отдельными членами рода, об отделении умственного труда от физического, о выделении профессий и другом структурировании общества в те далекие времена говорить не приходится.

Кто же мог позволить себе в тех крайне суровых и  нестабильных условиях, когда все племя постоянно трудилось на пределе сил, заниматься еще изо дня в день какими-то астрономическими наблюдениями? Кто бы его, любознательного наблюдателя и дармоеда, кормил бы и одевал, причем не единожды, а месяцы и годы напролет, ибо именно столь долгого  времени требуют серьезные астрономические наблюдения для изучения перемещения планет и звезд относительно друг друга и земного оризонта?  Да и какие знания мог приобрести один наблюдатель там, где требовались десятки “астрономов в шкурах” для выяснения правил движения небесных светил и прогнозирования их небесного положения? И где же должна была находиться та его “пещера-обсерватория”, когда племя мигрировало на десятки-сотни километров в поисках пищи, воды, каменных заготовок для своих орудий труда и других средств, необходимых для выживания рода-племени? А кому из соплеменников и, главное, зачем нужны были первые крупицы тех астрономических знаний, которые предположительно мог бы добыть их собрат-астроном  за свою сверхкороткую жизнь, длительностью не более чем в 20-30 лет? И как бы он стал передавать свои  знания потомкам, не имея развитого счета и письма? Разве только поэмами в устной форме и грубыми зарубками или рисунками на камнях или дереве?

Эти вопросы, проясняющие суть дела, наводят на мысль, что серьезная астрономия могла зародиться только в обществе, которое уже перешло к более результативному, не присваивающему дары природы, а к производящему типу хозяйствования, позволившему создавать и накапливать в коллективной производственной сфере некий жизненно важный, но уже избыточный материальный продукт (еда, одежда, орудия, украшения). В борьбе за частное присвоение и перераспределение этого общего продукта (подобная борьба и сегодня, как ни прискорбно, остается основной движущей силой человеческой цивилизации) первобытное общество расслаивалось, рождая новую цивилизацию.

За счет изъятия значительной части прибавочного продукта из сферы его коллективного производства и потребления в сферу его частного присвоения и распределения, происходило самоструктурирование общества, включая выделение вождей-правителей, знати, слуг, чиновников, жречества, воинов, ремесленников, крестьян и пр. Именно благодаря перераспределению в обществе избыточного продукта удалось отделить умственный труд от физического и создать условия для появления различных профессий и специалистов умственного труда, включая чиновников, писцов и астрономов (“кормить астрономов-дармоедов” стали те люди, которым потребовались результаты их “небесного” труда). Цивилизация, пришедшая на смену палеолитическому обществу, поставила новые задачи (в том числе, астрономические), дала ресурсы для их решения (города с храмами-обсерваториями и астрономами-астрологами) и средства для сохранения и передачи знаний (счет и письменность). Астрономия стала делом людей умственного труда (жрецов-астрономов, чиновников-астрологов) и начала медленно, но неуклонно, добывать свои “вечные” знания о жизни небесного мира.

 

Первые систематические астрономические наблюдения.

Лунный и солнечный календари. Эклиптика. Круг Зодиака

 

Начало первых, уже не случайных, эпизодических, а долговременных и профессиональных астрономических наблюдений, проводившихся в центрах древних речных (Нил, Евфрат и Тигр, Инд и Ганг, Хуанхэ и Янцзы) мировых цивилизацийЕгипте, Месопотамии (Шумер, Аккад, Вавилония), Индии и Китае, относят к рубежу 4-3 тыс. до н.э., хотя появление древнейшего в мире египетского календаря (вначале лунного, а позже солнечного), который не мог появиться без астрономических наблюдений, датируют 4200 г. до н.э. Достоверно известно, что в Египте в начале 3-го тысячелетия использовался астрономический солнечный календарь, содержащий 360 дней (12 месяцев по 30 дней в каждом). К временам вавилонского царя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.) относится первый вавилонский “Астрономический справочник” (излагал факты описательной астрономии, включая список неподвижных звезд), копия которого была обнаружена в Ниневии, столице древней Ассирии, в библиотеке собирателя древних письменных памятников, ассирийского царя Ашшурбанипала (666-633 до н.э.), насчитывавшей 25 тыс. клинописных глиняных табличек по астрономии, математике и медицине.

В начале 2 тыс. до н.э. древневавилонские астрономы разработали для предсказаний затмений (древнегреческий историк Каллисфен, 370-327 до н.э., сопровождавший Александа Македонского в его восточном походе и посещавший вместе с царем древние вавилонские 7-этажные башни-зиккураты и храмовые обсерватории на их усеченных вершинах, отмечал, что солнечные и лунные затмения в Вавилоне стали наблюдать,  изучать и фиксировать начиная с 2300 г. до н.э.) модель движения Солнца, Луны и планет на основе восьми вращающихся сфер. Но наибольшее развитие астрономия Вавилона получила в период 8-3 вв. до н.э. (включая правление семитской Халдейской династии, 626-538 гг. до н.э., создавшей Нововалинское царство и по имени которой вся вавилонская астрономия стала позже именоваться халдейской). Тогда в религиозных и астрологических целях работала, поддерживаемая государством, регулярная астрономическая служба, ориентированная главным образом  на наблюдения за движением Солнца и Луны. 

Во второй половине 2 тыс. до н.э. (~1200 г. до н.э.) в Вавилонии были выделены 12 зодиакальных созвездий (от греч. zodiakos kyklos звериный круг; эти созвездия делят большой круг небесной сферы на 12 “солнечных домиков”, или сегментов, по 300 каждый, в которых Солнце бывает каждый год в среднем по одному месяцу в году), которым были даны названия и символы, сохранившиеся до наших дней.  Эти созвездия расположены в полосе ±80 вдоль эклиптики (от греч. ekleiptike затмение) - пути годового движения Солнца, Луны и 5 планет среди “неподвижных звезд” . В  этом пути данные  светила не выходят за пределы указанной полосы, причем, если положение Луны относительно звезд легко определяется на ночном небе в виде так называемого “лунного домика” – группы звезд, на которую земным наблюдателем проецируется диск Луны, то положение Солнца среди звезд либо рассчитывается в противоположном направлении от этого домика - через теневую сторону Земли, либо фиксируется непосредственно по диску Солнца в редкие, от 2 до 7 в год, моменты солнечных затмений, превращающих “день в ночь” и четко выявляющих “адрес” Солнца среди звезд.

 Следует также отметить, что интерес к эклиптике и к зодиакальным созвездиям был характерен также для древнекитайских и древнеиндийских астрономов. Первые астрономические записи в Китае относятся к концу 3-го тыс. до н.э. (в 2296 г. до н.э. была сделана первая запись о комете, а в 2137 г. до н.э. китайские астрономы высчитали периоды затмения Солнца и Луны). С начала 2 тыс. до н.э. при дворах китайских правителей уже существовали официальные должности чиновников-астрологов, а с 15 в. до н.э. известны, сделанных на костяных гадальных пластинках, изображения ряда созвездий - Скорпиона, Гидры и др. К 1361 г. до н.э. относится первый документ о наблюдении в Китае затмения Луны, а к 1216 г. до н.э. – о наблюдении солнечного затмения, хотя подобные затмения наблюдались, возможно без сохранившихся записей, еще в конце 3 тыс. до н.э..

Около 1100 г. до н.э. китайцы (вероятно, астроном Чу Кон) вычислили наклон эклиптики к плоскости экватора.  На рубеже 2-1 тыс. до н.э. китайские астрономы, отслеживая путь Луны среди звезд, разделили круг эклиптики на 28 участков-созвездий, а также на 4 “сезонных” участка по 3 созвездия в каждом, т.е. на 12 созвездий (аналог зодиака). Индийские астрономы, в отличие от китайских, не проявляли глубокого интереса к неподвижным звездам и не создавали их каталогов, но и они, рассчитывая на рубеже 2-1 тыс. до н.э. свой календарный лунный год из 360 дней и наблюдая звездный путь Луны, делили его на 27-28 “лунных домиков” - накшастр (в “Ригведе” - древнейшем, 12-10 вв. до н.э., памятнике индийской исторической и мифологической литературы, упомянуты несколько накшастр).

 

Начала европейской астрономии.

Звездные каталоги

 

Начало европейской астрономии обычно принято связывать с развитием научных познаний древних греков, которые на протяжении 8 веков, т.е. с 6 в. до н.э. (Фалес) и по 2 в. н.э. (Птолемей), сумели достичь в астрономии (и не только в ней) замечательных результатов. Но эти достижения Эллады стали во многом возможны благодаря  предшественникам греков - безымянным астрономам Месопотамии (а через них - и Египта), проводившим на протяжении многих столетий, причем задолго до эллинов, регулярные небесные наблюдения с верхних открытых площадок-обсерваторий своих 7-этажных храмов-зиккуратов.

Заметим, что Гомер в 8 в. до н.э., а вслед за ним и его современники, скорее всего еще ничего не знали о зодиаке: в поэмах “Илиада” и ”Одиссея” упоминаются, причем неоднократно, лишь 7 знакомые Гомеру северные созвездия – Большой Пес, Орион, Плеяды, Гиады, Волопас, Большая Медведица (Повозка), а из зодиака - лишь один Телец. О его ближайших небесных соседях – Близнецах и Овне – ничего не говорится. Более обширные знания по астрономии (и математике) пришли к грекам из Месопотамии и Египта несколько позже (в 7-5 вв. до н.э.), тогда, когда ее активные, обеспеченные и творчески мотивированные деятели, ставшие позже философской и научной элитой Эллады (среди них Солон, Фалес, Пифагор, Анаксагор, Демокрит, Платон, Евдокс, Евклид, Архимед и др.), отправились в путешествия за древними знаниями к их тысячелетним хранителям – жрецам  древневавилонских и древнеегипетских храмов.

Считается, что первый известный звездный каталог на 800 звезд (расположение звезд описывалось относительно друг друга словесно, но 120 из них уже имели эклиптические координаты), названный “Книгой звезд Гань и Ши” был составлен около 355 г. до н.э. древнекитайскими астрономами Гань Гунном и Ши Шэнем. Впрочем, этот приоритет можно подвергнуть сомнению, если учесть древнейшую карту звездного неба, выполненную в виде небесного глобуса с мифологическими фигурами созвездий, а также сопровождавший ее звездный каталог “Феномены [Явления]”, составленные в 375-370 гг. до н.э. древнегреческим астрономом, математиком, географом и врачом Евдоксом из Книда (408-355 до н.э.). Его труды по астрономии не сохранились (математические достижения Евдокса отмечены в “Началах” Евклида” и в сочинениях Архимеда), но получили отражение в одноименной поэме ”Явления” греческого писателя Арата из Солы (310-245 до н.э.). Она посвящена описанию звездного неба и небесных явлений согласно учению Евдокса (эта поэма, переведенная Цицероном на латинский язык, широко использовалась как учебное пособие по астрономии в эпоху средневековья). В поэме Арата насчитывалось уже 19 созвездий (с учетом семи добавленных: Дракона, Персея, Лебедя, Стрелы, Северной Короны, Треугольника и Дельфина).

Вторым, после китайского, считают составленный в 130 г. до н.э. каталог на 850 звезд Гиппарха (он опирался как на собственные наблюдения, так и на данные своих предшественников -  Тимохариса и Аристилла). Клавдий Птолемей в своем знаменитом трудеАльмагест” (150 г. н.э.), продолжив звездный каталог Гиппарха, описал 48 классических созвездий (включая 12 зодиакальных) и 1022 звезд, видимых невооруженным глазом. Китайский же астроном Чжан Хэн, 78-139 н.э., разделил во 2 в. доступное для его наблюдений небо уже на 124 созвездия, дав при этом собственные имена 320-ти звездам и подсчитав, что на небе невооруженным глазом видны 2,5 тыс. звезд. 

Современные названия созвездий Северного полушария и их наиболее ярких звезд сложились во времена античности и связаны с древнегреческими или римскими мифами, т.е. носят выраженный мифологический, языческий, политеистический характер. Позднее эти названия были заимствованы и дополнены арабами, а затем переведены в Европе  с арабского языка на латынь. С переходом в Римской империи (1в до н.э.- 4 в.н.э.) от язычества к христианству (4 в.) и утверждения позже последнего в качестве мировой религии,  были неоднократные попытки убрать с небес языческие, “поганские” названия и заменить их “благопристойными” христианскими. Первую такую попытку предпринял еще в 8 веке англ. бенедиктинский ученый-монах, причисленный позже католической церковью к лику святых и сонму ее “Учителей”, Беда Почтенный, а в 1627 г. нем. юрист, астроном-любитель Юлиус Шиллер, занимавшийся небесной картографией, издал в последний год своей жизни атлас “Христианское звездное небо”, в котором все известные созвездия переделал и переименовал именами персонажей Ветхого и Нового Завета (например, 12 зодиакальных созвездий были переименованы именами 12-ти апостолов, как это в свое время предлагал сделать Беда; здесь следует вспомнить и о филантропическом предложении Джордано Бруно дать этим созвездия имена 12-ти человеческих добродетелей). В 1660 г. голл.-нем. астроном, математик и картограф Андреас Целлариус в своем красочном атласе “Гармония Макрокосмоса” также привел изображения и названия созвездий в христианизированном виде.

Однако, эти антиисторические и антинаучные нововведения, несмотря на поддержку все еще всесильной тогда католической церкви, не получили признания ученого мира. Другую неудачную попытку переиначить звездное небо в угоду уже не господствующей религии, а господствующим имперским домам Европы, предпринял в 1688-1689 гг. нем. астроном, математик, физик и философ Эрхард Вейгель, издавший цикл статей под общим названием “Небесная геральдика”, в которых предложил все созвездия заменить гербами правящих европейских домов. Были и другие неоднократные попытки переделать и переименовать некоторые созвездия в честь герцогов, королей и императоров. Такие примеры показывают, что и в науке есть место обычным человеческим слабостям, включая лесть и угодничество в адрес господствующей идеологии или “сильных мира сего” ради достижения их благоволения и материальной поддержки .

 

Заключение

 

В столь кратком очерке невозможно обстоятельно изложить историю астрономии и эволюцию астрономических знаний. Автор лишь попытался наметить основные вехи развития астрономии как великой науки и пути отражения небесного мира в историческом познающем мышлении человеческого общества. Особой задачей было отделить научные астрономические представления от мифологических, астрологических и религиозных взглядов на происхождение и структуру Вселенной. Важно было также дать читателю правильные представления о масштабах Вселенной, о ее космических расстояниях, единицах и методах их измерений, ибо одной из главных отличительных черт астрономии, выделяющей ее из ряда других естественных наук, включая физику и биологию,являются гигантские масштабы ее объектов. Адекватно и глубоко познать окружающий человека мир без познания небесного мира, ближнего и дальнего космоса, нашей “родной” и других, “чужих” галактик,  просто невозможно. 

Изучение Вселенной и ее эволюции  особенно ценно в силу того, что она представляет собою уникальную природную лабораторию, в которой миллионы, миллиарды ее различных космических тел находятся для нас, земных наблюдателей, одновременно на разных стадиях своей космической эволюции. Благодаря этому с помощью земных и орбитальных телескопов можно увидеть далекие газопылевые туманности, в которых как в роддоме появляются на свет новые, молодые звезды, а затем - как они зреют, стареют и погибают, образуя в конце своей жизни белые карлики, нейтронные звезды и черные дыры. В свои телескопы мы можем видеть, как образуются звездные скопления, как формируются галактики, как они взаимодействую друг с другом, то разрываясь на части, а то сливаясь в новые, более крупные объединения. В конце концов мы можем видеть начальные этапы образования Вселенной путем измерения величины и распределения в пространстве  ее начального, а для нас остаточного, реликтового излучения, которое очерчивает самую удаленную для нас область Вселенной, наблюдаемую в электромагнитном спектре. За счет всего этого эволюция Вселенной  становится для нас столь же наглядной, как плакаты в школьном кабинете астрономии.

В работах автора “Идея геоцентризма, или история величайшего заблуждения человечества” и “Идея гелиоцентризма, или история преодоления величайшего заблуждения человечества” достаточно подробно и детально с исторических и философских позиций рассмотрены два громадных периода в развитии астрономических знаний: геоцентрический и гелиоцентрический. В работе автора “Смертью смерть поправ. Жизнь, идеи и смерть Джордано Боуно” подробно исследована борьба Бруно как великого философа астрономии за утверждение в общественном средневековом сознании революционной идеи гелиоцентризма, кардинально меняющей мировоззрение человечества и наносящей сильнейший удар по религиозной космологии геоцентризма и антропоцентризма.  Эти три работы развивают, расширяют и углубляют философию астрономии, намеченную в настоящей работе. Рекомендую читателям с ними обязательно ознакомиться.

 

Литература

 

  1.  Большой Российский энциклопедический словарь.- М.: Бол. Росс. энц., 2003.

  2.  Britannica. Настольная энциклопедия в 2-х томах. - М.: АСТ-Астрель, 2006.

  3.  Словарь иностранных слов/17-е изд., испр. - М.: Русский язык, 1988.

  4.  Словарь античности/ Пер. с нем. - М.: Прогресс, 1989.

  5.  Мифологический словарь - М.: Сов.Энциклопедия, 1990.

  6.  Фолта Я., Новы Л. История естествознания в датах/Пер. со слов. - М.: Прогресс, 1987.

  7.  Штайн В. Хронология мировой цивилизации/ Пер. с нем. - М., Слово, 2003.

  8.  Куликовский П.Г. Справочник астронома-любителя. - М.: Гостехтеорлит, 1953.

  9.  Что можно увидеть на небе: Справочник. - Киев, Наукова думка, 1982.

  10. Воронцов-Вельяминов Б.А. Астрономия/ Учебник для шк. - М.: Просвещение, 1982.

  11. Еремеева А.И. Астрономическая картина мира и ее творцы. - М.: Наука, 1984.

  12 Лейзер Д. Создавая картину Вселенной/Пер. с англ. - М.: Мир, 1988.

  13 Уипл Ф.Л.. Семья Солнца: планеты и спутники солнечной системы/Пер. с пнгл. - М.: Мир, 1984.

  14. Климишин И.А. Открытие Вселенной. – М.: Наука, 1987.

  15. Новиков И.Д. Эволюция Вселенной. - М.: Наука, 1979.

  16. Карликар Дж. Неистовая Вселенная/Пер. с англ. - М.: Мир, 1985.

  17. Релже Т. Этюды о Вселенной/ Пер. с итал. - М.: Мир, 1985.

  18. Шаров А.С., Новиков И.Д. Человек, открывший взрыв Вселенной. - М.: Наука, 1989.

  19. Ефремов Ю.. В глубины Вселенной. - М.: Наука, 1984.

  20. Бонов А. Мифы и легенды о созвездиях/Пер. с болг. - Минск, Вышэйшая школа, 1984.

  21. Николов Н., Харалампиев В. Звездочеты древности/Пер. с болг. - М.: Мир, 1991.

  22. Щеглов П.В. Отраженные в небе мифы земли. - М.: Наука, 1986.

  23. Цыбульский В.В. Календари и хронология стран мира. - М.: Просвещение,1982.

  24. Куликов С. Нить времен. - М.: Наука, 1991.

  25. Ларичев В.Е. Мудрость змеи: Первобытный человек... - Новосибирск: Наука, 1989.

  26. Ларичев В.Е. Колесо времени: Солнце, Луна... - Новосибирск: Наука, 1986.

  27. Рожанский И.Д. Античная наука. - М.: Наука, 1980.

    

Минск, май 2024 г.