Александр Владимирович Кирлан. Метафизическая концепция информации

Информация
Год написания: 
2015
Систематизация и связи
История философии
Онтология
Гносеология
Философия религии
Трансреальная философия
Психология

Метафизика – это термин, возникший для обозначения книги Аристотеля, появившейся после его книги Физика. Термин оказался удачным, поскольку отразил сущность мистики. В переводе с греческого языка, слово «физика» означает – природа, а «метафизика» – то, что за пределами природы. Попробуем доказать, что за пределами мира природы действительно скрыто нечто более реальное, чем наблюдаемая реальность.

Начнем с важности определения правильной точки зрения на любой феномен. Представим, будто геоцентрическая космогония не сменилась гелиоцентрической, и физики продолжают считать, что Земля расположена в центре Вселенной. Расчет положения небесных тел оказался бы в таком случае намного сложнее, хотя в принципе осуществим – в геодезии до сих пор используют геоцентрическую систему координат. Однако, возможно ли открытие закона всемирного тяготения в геоцентрической космогонии? Нет. Причину, по которой все объекты Вселенной вращаются вокруг небольшой планеты Земля, в геоцентрической космогонии нельзя связать с гравитацией, сила которой возрастает в зависимости от массы. Таким образом, геоцентрическая космогония способна справиться с описанием перемещения небесных тел по замысловатым траекториям вокруг Земли, но не справится с объяснением – почему это происходит.

Аналогично можно предположить, что установка на объективность феноменов материального мира мешает понять их реальную сущность и осложняет математический расчет. Альтернативное представление о материальном мире издревле существовало во всех мистических традициях и сформулировать его можно так: существуют не материальные объекты, а информация для нас о том, что они есть. Назовем это представление – метафизической концепцией информации.

Теперь обратим внимание на метафизичность (внеприродность) законов природы. Мы не можем их выразить одной формулой, поэтому называем во множественном числе, хотя единство матрицы всех законов природы очевидно. Всякая энергия и материя изначально структурированы этой матрицей, но ни один из материальных объектов нельзя отождествить с ней. Этот факт почему-то игнорируется при  попытках определить материальный источник противоположного полюса бытия –  сознания. Форма реализации сознания, безусловно, зависит от работы мозга, но причина самого феномена, по аналогии с законами природы, вполне может оказаться метафизической.

Метафизическая  (внеприродная) концепция информации предполагает, что реально существуют только законы природы и наше знание о них, а всевозможные формы и свойства внешнего мира (физика) – это отображение процесса познания. Таким образом, любая физика возникает внутри метафизики. Метафизическое мировоззрение долго противоречило экспериментальной науке, но недавно наука начала его подтверждать. Сначала материя оказалась формой существования энергии, а в начале двадцать первого века появились первые данные о том, что энергия и материя могут оказаться формами существования информации. 

Изначальные и неизменные законы природы назовем Абсолютом. Абсолют является информацией, структурирующей наблюдаемую нами реальность, подобно компьютерной программе. Наше неполное и растущее знание о законах природы тоже является информацией. Знание есть отображение Абсолюта в нашем сознании. Поэтому существование является процессом передачи информации от Абсолюта – сознанию. Рассмотрим феномен передачи информации на простых примерах.

С точки зрения передачи энергии света, отраженной от букв на сетчатку глаз, текст данной статьи ничем не отличается от случайного набора букв, например: «рнефьр првнмор рр ждвн олйгр». Тем не менее, случайный набор букв для нашего понимания – хаос. В случайном наборе отсутствует смысл (космос) – текст не распознается в качестве закономерности. Для того, чтобы покинуть космос и оказаться в хаосе, достаточно забыть об окружающем мире все, что мы знаем.

Заметим, что одинаковый смысл передается разными способами - устно, письменно, символически, на иностранных языках. Следовательно, передача смысла не привязана к конкретному виду энергии или формы, хотя они непременно используются для его передачи.

Далее обратим внимание на то, что сообщение на незнакомом языке не будет понято. Такое сообщение аналогично бессмысленному набору букв. Получатель сообщения должен оказаться подготовленным к его форме или энергии – абориген не поймет иностранца, глухой не услышит речь. Отсюда возникает понятие скрытого смысла, недоступного без адекватного уровня понимания.

С другой стороны одинаковое понимание может быть частью знания разных людей. Понимание смысла лишено конкретной индивидуальности – оно едино во множестве личностей.

Таким образом, передача смысла нарушает принцип тождества, незыблемый для материальных объектов. Даже самая точная копия материального предмета окажется другим предметом, а понимание смысла подразумевает один и тот же смысл. Например, невозможно знать миллиард разных таблиц умножения – каждый человек знает одну и ту же таблицу умножения.

И, наконец, важно отметить, что передача предмета или энергии непременно означает их утрату, а передача смысла не уменьшает его в первоисточнике.

Все особенности передачи смысла – скрытность без понимания, бесформенность, вездесущность, одинаковость в разных личностях и неисчерпаемость – являются качествами, которые издревле связывали с Божеством. То есть нас никогда не обманывали по поводу необычной природы Абсолюта, хотя мы не понимали древние аллегории.

Чтобы доказать условность форм при передаче информации, задумаемся: какую форму имеет компьютерная программа? Когда программу придумывают, она не имеет формы. Когда программу пишут на бумаге или вводят в компьютер, операторы тоже не являются формой программы, поскольку текст можно набрать на разных языках. И даже двоичный магнитный код на жестком диске компьютера не является конкретной формой программы, поскольку перестает ею быть, если воспринимающее устройство не способно его расшифровать. Все способы отображения компьютерной программы оказались условными, не являясь буквальной формой программы. Но в итоге использования условных форм получается явное изображение на экране компьютера.

Определим несколько терминов, чтобы не запутаться в синонимах. Информация – это любая конкретная последовательность событий и знаков. Понимание – это регистрация сознанием закономерности в информации. Смысл – понятая закономерность. Знание, мировоззрение, картина мира – это совокупность всех понятых личностью смыслов.

Закономерность подразумевает упорядоченность объектов, позволяющую предсказать продолжение причинно-следственной связи (логическая закономерность), или точное соответствие между отдельными объектами (интуитивная закономерность). Заметим, что для обнаружения закономерности объектов должно оказаться несколько. Наблюдая единый и неделимый объект невозможно найти закономерность – его придется разделить, хотя бы условно.

В психологии интеллектуальное развитие подразумевает обнаружение истинных закономерностей и отказ от мнимых закономерностей. Все тесты на уровень IQ предлагают найти упорядоченность в расположении неких символов. Чем более сложные закономерности способен заметить человек, тем выше его IQ. Интеллект - это способность к пониманию.

Интеллект зависит от архитектуры нейронной сети головного мозга, поэтому у животных интеллект ниже, чем у человека. Люди тоже отличаются по интеллекту. И хотя образование предлагает готовый набор стандартных решений целой цивилизации, образование не всегда связано с высоким IQ. Некоторые люди, обладая хорошей памятью, запоминают множество фактов без осознания закономерностей между ними. Для них эти факты – пазлы неизвестного рисунка, и подчас они собирают их в причудливые узоры мнимых закономерностей.

Впрочем, даже высоко интеллектуальный человек при недостатке известных фактов способен прийти к выводу о мнимых закономерностях, иначе именуемых – лженаукой, суеверием. А когда лженаука связана с предубеждением в ее правоте, человек защищает лженауку, сознательно ограничивая число известных фактов. Цензура невыгодных фактов – главный признак лженауки.

Вернемся к метафизическому представлению о реальности, с которого началась данная статья - существуют не материальные объекты, а информация для нас о том, что они есть. Считается, что наука изучает природу. Но это можно истолковать иначе - наука изучает законы, порождающие природу в наших органах чувств.

Психологами уже доказано, что наблюдаемые формы материальных объектов не объективны, а зависят от нашего понимания наблюдаемого. В процессе экспериментов испытуемые долгое время носили очки, искажающие форму предметов. Инвертоскоп переворачивал изображение вверх ногами, а псевдоскоп искажал ощущение перспективы так, что удаленные части любого предмета казались более близкими и наоборот. Через пару недель ношения инвертоскопа, сознание переставало воспринимать внешний мир перевернутым, и наблюдаемая реальность возвращалась к привычному виду. [1,2,3]

Результат использования псевдоскопа оказался еще удивительнее. Вопреки ожиданиям, восприятие тех предметов, которые, согласно нашему опыту, не могли оказаться вогнутыми, не искажалось вообще. Например, носителю псевдоскопа никогда не казались вогнутыми человеческие лица. А другие объекты выглядели то вогнутыми, то выпуклыми, в зависимости от ситуации. [1,4]

Стоящий на столе стакан при взгляде на него через псевдоскоп сначала казался перевернутым. Но во время наполнения водой, стакан внезапно переходил в «адекватную» форму стоящего на столе, словно нечто в нашем сознании понимало - иначе вода не могла в него наливаться. После наполнения стакана, он опять визуально «переворачивался», а вода казалась застывшим внутри желе. Причем, изменение наблюдаемой формы стакана не контролировалось сознанием. Автоматическое понимание ситуации оказалось глубже нашей способности его осознавать.

Другими ошибками автоматического понимания контекста являются оптические иллюзии, которые на самом деле – иллюзии понимания. Лица и монеты всегда кажутся больше окружностей того же диаметра, поскольку с точки зрения понимания они важнее. Формы, внешне похожие на углы прямоугольных зданий, автоматически увеличиваются или удаляются тем же пониманием, хотя аналогичных оптических иллюзий не возникает у дикарей, в жизни которых отсутствуют прямоугольные здания.

Опыты с инвертоскопом и псевдоскопом убедительно подтвердили, что любое оптическое искажение видимых форм неизбежно корректируется в сторону стандартного облика предметов. Поэтому видимые формы предметов – результат нашего понимания их сущности и взаимосвязи, а не объективное оптическое изображение.

Таким образом, наблюдаемая реальность создается нашим знанием. Этот неожиданный вывод экспериментальной психологии согласуется с буддийским представлением о том, что материальный мир возникает благодаря уму. Однако, есть важное уточнение. Знание - не первоисточник реальности, а экран для ее отображения. Внешняя информация законов природы, воспринимаемая нашим умом, объективна. Субъективны лишь формы, в которые она облачается.

Не удивительно, что в мистических традициях древности материальный мир называли иллюзией, майей. Но такая иллюзия не означала бессмыслицу. Книга – тоже иллюзия устного рассказа, а рассказ – иллюзия события. Еще более очевидной иллюзией современного мира является интернет. Тем не менее, наш уровень понимания реальности возрастает именно благодаря этим иллюзиям. И проблема возникает не когда отображение информации иллюзорно, а когда лжива информация, создающая его.

Определим, чем отличается истина от лжи. Истина (правда) – это совпадение понимания с реальностью законов природы. Ложь – это ошибочное понимание законов природы. Помимо неизменных законов природы, никакого иного источника истины не существует. Фактически, мы в живем в истине, хотя из-за «грехопадения» в эгоизм не всегда готовы это признать и соответствовать истине. Об истине и лжи нашего понимания мы судим по достоверным фактам реальности.

Важно отметить, что достоверные факты – это конкретные события, объекты и числа, а не их интерпретация. Оценочные суждения, наподобие «высокий», «богатый», «злой» - уже относительны. Ложь – всегда ошибка или обман. Поиск истины в науке – это углубление нашего представления о реальных причинно-следственных связях между событиями. Поиск социальной правды – это выяснение, какие отношения между людьми ведут к благополучию общества на данном этапе его развития. Интуитивный результат социального познания закрепляется в морали, сознательный - в законах.

Наблюдая одни и те же факты материальной реальности, люди находят им разные объяснения и видят в них разные смыслы, исходя из ранее сложившегося мировоззрения. Это подобно тесту Роршаха на чернильное пятно, форма которого вызывает разные ассоциации. Пока уровень нашего знания невысок, огромная доля доступной информации остается непонятой, или, как говорили в древности – непроявленной. Это похоже на изучение иностранного языка, который поначалу звучит бессмысленно, и лишь по мере углубления понимания превращается в сообщения. Наблюдаемая вселенная подобна огромной книге, значительная часть которой пока не прочитана.

Из-за плохого знакомства с древней мистикой, среди современных мистиков распространилось мнение, что материальная реальность – это вредная коллективная галлюцинация. Они верят, будто благодаря внушению можно оказаться в альтернативной материальной реальности. Хотя избавляться нужно не от неправильного созерцания, а неправильного понимания. Не случайно главное правило индуизма гласит: все страдания от невежества.

Нетрудно доказать, что материальная реальность не является коллективной галлюцинацией человечества. Ученые регулярно открывают то, что противоречит их предварительным ожиданиям. Сначала люди считали Землю плоской, позднее – идеально круглой планетой, расположенной в центре вселенной. В итоге Земля оказалась одной из планет одной из звезд одной из галактик, вдали от центра и к тому же не вполне круглой. Эгоцентричное человечество не могло оказаться творцом настолько невыгодной для себя галлюцинации.

Таким образом, Абсолют объективен и независим от наших предварительных представлений о нем. Однако, оговорюсь, что под Абсолютом не подразумевается обязательно «личность Бога». Повторяю, что в научном языке самые близкие к нему понятия это «законы природы», «программа» и «матрица». Личность Бога возможна, но она – идеальный итог отражения Абсолюта живым сознанием. В религиозной символике это единство соответствует Троице. Подробнее будет рассказано в другой статье. 

В западной религиозной философии законы природы в древности называли – Логос, Замысел, Провидение, в восточной религиозной философии – Дао. Только наличием скрытого единства всех предметов Поднебесной можно было объяснить причинно-следственную связь между ними. Камень, брошенный вверх, всегда падал вниз, поскольку камень и мяч одинаково подчинены матрице, управляющей всем вокруг, хотя ее невозможно увидеть или ощутить – материально она пуста. Изменить Дао невозможно, можно лишь познавать и соответствовать Дао. Соответствие естеству Дао означало благо Дэ, а несоответствие было губительным. Аналогично современные ученые относятся к законам природы.

Понятие Логос впервые начал использовать греческий философ Гераклит, живший в шестом веке до н.э. Так он назвал вечную и всеобщую необходимость, закономерность. «Люди стараются постичь подлежащую связь вещей: это выражено в Логосе как формуле или элементе упорядочивания, установления общего для всех вещей.» «Мудрость в том, чтобы знать все как одно.» [5] Любопытно, что Геркалит знал о связи наблюдаемой реальности с уровнем понимания Логоса, поскольку этот термин параллельно использовался им в значении «восприятия смысла».

Позднее Аристотель упростил понятие Логоса до смысла человеческих слов. Христианская традиция почитала Аристотеля, а не Гераклита. Поэтому начало Евангелия от Иоанна: «вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог»,- воспринимается богословами как загадка, а не подтверждение наличия неизменного первоисточника абсолютно всей правды, которая только может быть воспринята любым существом во вселенной. Современная наука заново открыла этот первоисточник в законах природы.

Однако, для человеческой цивилизации Абсолют уже не так уникален, как для животных. Поскольку передача смысла не зависит от формы и энергии, люди научились передавать его между собой до мельчайших нюансов понимания, превратившись в альтернативный Абсолют друг для друга. Законы природы перестали являться единственным источником нашего понимания, а значит и наблюдаемой реальности. Современные люди научились создавать даже смысловые галлюцинации из соединения заведомо противоположных терминов – «круглый квадрат», «жаркий мороз», «диктатура либерализма».

Созданием ложного Абсолюта объясняется способность гипнотизера погрузить человека в транс альтернативной реальности до состояния галлюцинации всех органов восприятия. Более слабое искажение наблюдаемой реальности дают эриксоновский гипноз, красноречие, пропаганда. При эриксоновском гипнозе галлюцинации редки, зато эмоциональная реакция загипнотизированного неадекватна реальному смыслу событий – вредное кажется полезным, редкое – частым, безопасное вызывает ужас и так далее.

Важно подчеркнуть, что внушенная реальность принципиально не отличается от объективной, поскольку обе в равной мере являются формой существования информации. Холодный предмет оставляет реальный след ожога на коже испытуемого, если ему внушить, будто предмет горячий. Ущербность субъективной реальности в том, что объективная реальность не исчезает, а скрывается, словно во сне. Человек может ощутить себя летящим подобно птице, но для окружающих он останется стоять на земле. Любое безумие – это субъективная реальность и наоборот. Пресловутое «изменение точки сборки» при помощи растений-галлюциногенов не спасло мексиканских колдунов от оружия испанских конкистадоров, хотя, возможно, ослабило горечь поражения.

Итак, метафизическая концепция информации не противоречит научному мировоззрению в том смысле, что существует независимый от наших ожиданий Абсолют. Разница в изменении точки зрения на первоисточник объективности. В метафизической концепции информации наше знание Абсолюта - не результат, а причина наличия материального мира. Материальный мир – это доступный нам, «интерфейс» взаимодействия с Абсолютом, и лишь в таком качестве объективен.

Метафизическая концепция информации – это некий «идеалистический материализм», который в индийской религиозной философии пытались сформулировать парадоксально: «вещи не таковы, какими кажутся, но и не другие». Все наблюдаемые формы создаются нашим пониманием. Мы живем в своем понимании, которое является экраном, отображающим Абсолют.

Возникает резонный вопрос: можно ли усовершенствовать наш «базовый интерфейс», сделав его более «дружелюбным»? Многие животные обладают дополнительными органами восприятия, например – эхолотом. Их наблюдаемая реальность сложнее, но в понимании Абсолюта мы все равно превосходим их. Наш интерфейс взаимодействия с Абсолютом эволюционирует не генетически, а ментально. Научные приборы давно превзошли по чувствительности любые органы восприятия. Современный человек нажатием кнопки получает результат, на который прежде уходил год. Однажды мы можем оказаться в виртуальной среде, связанной с материальным миром лишь через внешние механизмы. Есть вероятность, что мы не находим в космосе чужие цивилизации потому, что естественная среда их обитателей похожа на компьютерные игры, в которые мы играем.

Но не будет заглядывать в будущее так далеко. В следующей статье поговорим о недавних научных открытиях, подтверждающих сверхъестественность информации.

 

Список литературы:

1. Леонтьев А. Н. Лекции по общей психологии: Учеб. пособие для вузов по спец. «Психология» / Под ред. Д. А. Леонтьева, Е. Е. Соколовой. — М.: Смысл, 2000.

2. Логвиненко А. Д. Восприятие в условиях инверсии поля зрения: Диссертация на соискание степени к. псх. н. — М.: МГУ,1974.

3. «Psychol. Rev.», 4,341—360.

4. Уолкер Дж. Гиперскоп и псевдоскоп позволяют исследовать, как человек воспринимает глубину пространства / В мире науки, 1987. № 1.

5. Фрагменты Гераклита // Материалисты Древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / Общая редакция и вступительная статья М. А. Дынника; Академия наук СССР. Институт философии. Москва: Государственное издательство политической литературы. 1955. 240 с. / Пер. М. А. Дынника. С. 39-52.

 

Кирлан Александр Владимирович ©

kirlan.alexander@mail.ru