Александр Аритерос. Не-религия (9)

(Теология Аритеросизма)
Информация
Год написания: 
2025
Систематизация и связи
Онтология
Эпистемология
Теология
Философия религии
Философия культуры
Религия

НЕ-РЕЛИГИЯ (9)

(Теология Аритеросизма)

 

1

СОКРАТ. Платон, так там же ещё одна цитатка Гегеля осталась!

ПЛАТОН. Какая?

СОКРАТ. Вот. Гегель: "Абсолютный дух, поскольку в нём снята непосредственность и чувственность формы и знания, есть по содержанию в-себе-и-для-себя-сущий дух природы и духа. По форме же он есть прежде всего субъективное знание представления".

ПЛАТОН. Вот скажи мне, Сократ, что это за очередная гегелетворная скороговорка такая, - "в-себе-и-для-себя-сущий"?

СОКРАТ. В смысле?

ПЛАТОН. Как это "чудесное" словопереупотреление сначала выразить нормальным человеческим языком, а потом удобоваримо - понимать?

СОКРАТ. Ну, мне на память сразу приходит учитель всех этих "в-самом-себе-себяк", даже не Иммануилус-Кантус, а ещё более ранний испанско-голандско-евреец - Бенедиктус-де-Спинозанозиус.

ПЛАТОН. И?

СОКРАТ. Мне кажется, это он их всем подсадил на "существование в самом-себе", т.е. истинно-"божественно"-субстанциальное существование и "существование в другом" как и не существование вовсе, а какое-то рабско-модификационно-зависимое квази-"существование".

ПЛАТОН. Два вида существования - в самом-себе и в другом?

СОКРАТ. Ну, да. Субстанциональное существование в самом-себе и модифицированное - в другом.

ПЛАТОН. Тебе это ничего не напоминает, Сократ?

СОКРАТ. В смысле?

ПЛАТОН. Ну, кто существует сам, а кто плетётся у него в хвосте за подаянием, милостью и прочим попрошайничеством, прислужничеством или рабствованием?

СОКРАТ. Господин и раб?!

ПЛАТОН. Конечно, Сократ!

СОКРАТ. Господин существует - само-по-себе, а раб - в "другом", т.е. в господине, ибо не имеет своего отдельного существования как вещь, говорящее орудие господина?

ПЛАТОН. Ты уже слышишь, - проскакивают всё те же знакомые и навязчивые слова?

СОКРАТ. В "другом"?

ПЛАТОН. Именно!

СОКРАТ. Значит существование само-по-себе или само-в-себе - это существование самого господина, или в нашем случае "божественно-субстанциональное" существование, "божественного духа", гегелевского "абсолютного духа" или попросту - "бога"?

ПЛАТОН. А как же?!

СОКРАТ. А существование в "другом", - типа несущностные модификации "божественного", "самостоятельно-божественно-сущего" или самого "бога", всецело зависимое от него?

ПЛАТОН. Это - подчинённое, несамодостаточное "существование", а лучше сказать несуществование раба.

 

2

СОКРАТ. Так это что, Платон, утверждение Гегелем незыблемости философской или даже религиозной "диалектики" социально-экономических отношений - господства и рабства?

ПЛАТОН. Знаешь, Сократ, что я заметил в связи с этим нашим вопросом?

СОКРАТ. Что же?

ПЛАТОН. Что бедным и незнатным часто кажется, что богатые и знатные господа всю свою знатность и богатство используют исключительно для себя и всё никак не насытятся этим всем, хоть им его уже и некуда девать.

СОКРАТ. А что, это разве - не так?!

ПЛАТОН. Как часто риторически вопрошала моя мама, Сократ, - сколько человеку надо?

СОКРАТ. Не хочется об этом говорить вслух.

ПЛАТОН. Не говори.

СОКРАТ. Ладно, скажу то же самое, но уклончиво.

ПЛАТОН. Сойдёт и так.

СОКРАТ. На самом деле, Платон, человеку, - хоть рабу, хоть господину, - надо очень мало для полного счастья.

ПЛАТОН. А зачем же ему так много, особенно - богатому господину.

СОКРАТ. А бедному и рабствующему?

ПЛАТОН. Эти из глупости и зависти тоже хотят побольше иметь, чтобы сравняться с господами в богатстве, "освободиться" на волю, как, им кажется, свободны - те.

СОКРАТ. А в знатности?

ПЛАТОН. Ну, если есть деньги, то и знатность, оказывается, тоже можно - купить.

СОКРАТ. Так что, знатные и богатые это всё добро используют - не для себя, раз человеку и вправду надо так мало, что всем хватит?!

ПЛАТОН. Очень правильный вопрос, Сократ!

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. Да, не для себя.

СОКРАТ. А для - кого, может, - для чего?

ПЛАТОН. Помещиков, феодалов - помнишь?

СОКРАТ. Нет.

ПЛАТОН. Ну, историю про них - читал?

СОКРАТ. Было дело.

ПЛАТОН. Ладно, наших, современных политиков, олигархов - слышал?

СОКРАТ. Про этих - да. Говорят, они тоже гребут деньги, всякую собственность лопатами, бульдозерами, экскаваторами, - никак не нагребутся.

ПЛАТОН. Не завидуй им, Сократ.

СОКРАТ. Почему?

ПЛАТОН. Потому что - не для себя они так стараются.

СОКРАТ. Опять же, - для кого или для чего?

ПЛАТОН. Ну, например, помещики получали свои земли, крестьян не просто ж так!

СОКРАТ. А - как?

ПЛАТОН. Реальная цена этим всем бесчисленным имениям, несметным богатствам - ЖИЗНЬ самих помещиков, дворян.

СОКРАТ. Они были за это обязаны своей - жизнью?!

ПЛАТОН. Именно.

СОКРАТ. И кому же, чему?

ПЛАТОН. Высшему суверену - королю, царю, императору, вышестоящему по структуре феодалу.

СОКРАТ. А - когда, при каких условиях.

ПЛАТОН. Во время - войны, конечно, Сократ.

СОКРАТ. Так они, что, и вовсе - не господа, и их "знатность" ничего не стоит, раз цена их жизни - копейка?

ПЛАТОН. А ты думал?!

СОКРАТ. И они ж - несвободные, если так?!

ПЛАТОН. Я ж говорю, глупые и забитые люди зря завидуют показному "богатству" и "свободе" вельмож, их только лишь кажущейся "сладкой власти".

 

3

СОКРАТ. Ладно, Платон, это было в прошлом - помещики, феодалы платили жизнью за своё богатство и временно-привилегированное положение в общества.

ПЛАТОН. Да.

СОКРАТ. А сейчас, вроде ж нету этого, типа все - "свободны"?

ПЛАТОН. Кто тебе такую глупость сказал, Сократ?!

СОКРАТ. А - что?

ПЛАТОН. Ты думаешь, все эти олигархи, миллиардеры - сами подняли столько невозможно-миллиардно-неподъёмных мешков денег?!

СОКРАТ. Ну, снаружи это выглядит именно так, Платон.

ПЛАТОН. Или нас пытаются убедить, чтобы мы благостно-ошибочно думали, что это именно так?

СОКРАТ. Неужели?!

ПЛАТОН. Да, Сократ. Им спецслужбы просто - ДАЮТ деньги, вручают, как ордена и медали за "верную службу отечеству, родине, суверену, теневому, глубинному государству"!

СОКРАТ. Поручают названным игрушечным "олигархам" играть роль "внезапно и чудесно разбогатевшего бомжа с помойки или папиного гаража как самого креативного места для отвёрточной сборки китайских компьютеро-машино-комплектов благодаря исключительно своим врождённым, "богом" данным выдающимся способностям и вопреки равнодушию безличной государственной системы или машины"?

ПЛАТОН. А что, отличная мифология про благословенный капитализм и ихний "храм свободы и безграничных возможностей" на западно-заокеанско-капитолийско-римском холмике, который, наверно, скоро превратится в заросший травой и сорняком насыпной курган евразийско-степного покочевья!

СОКРАТ. Так ещё ж и крайне "эффективная" грабительско-колониально-рабовладельческая экономика - при якобы "вечно-процветающем капитализме"!

ПЛАТОН. Ото ж.

СОКРАТ. В общем, и здесь всё - не для себя?

ПЛАТОН. Нет, Сократ, - не для себя!

 

3

СОКРАТ. Так а что же это такое - "само-для-себя"?

ПЛАТОН. Сам как думаешь?

СОКРАТ. Хочу понять.

ПЛАТОН. Иллюзия, мифология, обман людей, манипуляция властей.

СОКРАТ. А как это - происходит?

ПЛАТОН. Что питает эту ложь, иллюзию, надежду?

СОКРАТ. Ну, - да.

ПЛАТОН. Смотри.

СОКРАТ. Весь во внимании.

ПЛАТОН. Как только что мы выяснили, никто - ни бедные и никчемные, ни богаты и знатные - не живут для себя, а для вышестоящих начальников, как бы "истинных" суверенов.

СОКРАТ. Да. А сами, получается, в глубине души они вовсе не чувствуют себя полностью свободными, самодостаточными, суверенными.

ПЛАТОН. Но снаружи, Сократ, нижестоящим по иерархии кажется, что вот вышестоящий начальник вот уж точно по настоящему суверенен, богат, счастлив, свободен, живёт "для себя", а не то что они.

СОКРАТ. Вроде, так, Платон.

ПЛАТОН. Но, Сократ, ключевое слово здесь - КАЖЕТСЯ!

СОКРАТ. Ты хочешь сказать, что всем счастье вышестоящего только КАЖЕТСЯ, но на самом деле не есть таковым?

ПЛАТОН. Да, Сократ, для всех, получается, это некая розовая или голубая, кому как нравится, но никогда не сбывающаяся, никогда не достигаемая - МЕЧТА!

СОКРАТ. Недостижимая мечта, благословенная - УТОПИЯ?

ПЛАТОН. Ну, да, - "коммунизм", "царство божье", "город солнца", "острова счастья" ("La isla bonita"), "хорошо, где нас нет" и прочая чушь.

СОКРАТ. Знаешь, что в этом удивительное?

ПЛАТОН. И что же?

СОКРАТ. То, Платон, что, как мы заметили ещё в нашей "Пирамиде вечной нужды", что никому не хватает денег - хоть бедному, хоть богатом, - так и здесь никому не хватает иллюзии или никогда не осуществимой утопии о вечной и безграничной свободе и наслаждении только для самого-себя, а не в рабству "другому", т.е. вышестоящему начальнику.

ПЛАТОН. Как бы человек ни возвышался в социальной пирамиде, ни карабкался по головам других по социально-экономической лестнице наверх, где, как ему кажется, и находится тот самый сокровенный высший трон счастья и самодостаточного самодовольства в виде наивысшей ценности, на самом деле этого ничего ни там, ни где бы то ни было - нету, оно не существует!

СОКРАТ. И?

ПЛАТОН. И, Сократ, вполне понятно, почему это шизофреническо-утопическая экзальтация приводит лишь к мысленному представлению о недостижимом, несуществующем, заведомо ложном и лживом "абсолютном духе", "высшем божестве", выдуманная из пальца гегелевская "сущность" или бессодержательно-пустое "содержание" которого - "в-себе-и-для-себя-сущий дух природы и духа".

СОКРАТ. Иными словами, выдуманно-иллюзорная "абстракция абстракции"?

ПЛАТОН. Ну, да, какая-то невозможно-шизофреническая - "кубическая абстракция".

СОКРАТ. Пустота в кубе?

ПЛАТОН. Абстракция - в третьей степени?

СОКРАТ. Она.

ПЛАТОН. Ото ж.

 

4

СОКРАТ. Стоп, Платон!

ПЛАТОН. Стою. Боюсь.

СОКРАТ. А причём там у Гегеля - "дух природы", если это наша мысль или мысленно-абсолютная всеобщность?

ПЛАТОН. Знаешь, Сократ, что такое - АНИМИЗМ?

СОКРАТ. Первый раз слышу.

ПЛАТОН. Мультики в детстве - любил смотреть?

СОКРАТ. Кто ж их в детстве - не любил?!

ПЛАТОН. А сейчас - взрослым?

СОКРАТ. Шутишь!

ПЛАТОН. Представь, Сократ, что - нет.

СОКРАТ. Почему?

ПЛАТОН. А как можно вроде вполне взрослому и самодовольному профессору прусской академической "науки" в перерывах между глубокоумно-заумными лекциями сбегать в подсобку, чтобы успеть посмотреть очередную серию детского сериала - "Ну, погоди!"?

СОКРАТ. Ты это - о ком, Платон?

ПЛАТОН. О твоём Гегеле, Сократ.

СОКРАТ. Не понял?!

ПЛАТОН. Ну, он же - верит в оживший или живой "дух природы"!

СОКРАТ. В смысле?!

ПЛАТОН. Что происходит - в мультиках для детей?

СОКРАТ. Ну, там всякие смешные сказочки детям рассказывают.

ПЛАТОН. А как получаются эти самые - детские сказки?

СОКРАТ. А! Понятно!

ПЛАТОН. Что - понятно?

СОКРАТ. Художники-мультипликаторы как бы "оживляют" неодушевлённые предметы - деревья, тучки, камушки, травинки, которые, как люди, вместе с человекообразными животными разговаривают человеческими голосами.

ПЛАТОН. Путём мысленно-искусственного, т.е. нереального одушевления, оживления - неодушевлённого, неживого?

СОКРАТ. Вроде, - да.

ПЛАТОН. И как это называется?

СОКРАТ. По-моему, - анимация!

ПЛАТОН. Мультипликативная анимация или анимационная мультипликация?

СОКРАТ. Она.

ПЛАТОН. Ну, а теперь посмотри в словарь и расскажи мне, что такое "анимация", и не произошла ли она от - анимизма.

СОКРАТ. Почему - от анимизма?

ПЛАТОН. А от чего же ещё?!

 

5

СОКРАТ. "АНИМИЗМ (от лат. anima, animus - душа, дух) - вера в души и духов. Первоначальная стадия в истории развития религии. (..) Анимистические образы - это духи умерших предков, души живых людей, олицетворение сил природы. Особенно разнообразен и многочислен сонм духов природы".

ПЛАТОН. Прекрасно!

СОКРАТ. Что - "прекрасно"?!

ПЛАТОН. Теперь, Сократ, сам подумай, исходя из упомянутой "первоначальной стадии развития религии - анимизма", что же всё-таки на самом деле означает эта гегелевская скороговорка для исправления неправильной дикции студентов первого курса театрально-художественно-философского института - "в-себе-и-для-себя-сущий дух природы и духа"?

СОКРАТ. Ну, Платон, это что-то типа - "ожившего духа предков", "олицетворения сил природы" и т.д.

ПЛАТОН. Верно. А для древний анимизм, оживление духа предков, одушевление сил природы - Гегелю, заслуженному профессору всех прусских академий искусств и энциклопедий философских наук?

СОКРАТ. В смысле?

ПЛАТОН. Ну, наука - она ж для того и наука, что никакой религии, будь то анимизм или тотемизм, тем более древнейших форм религии, по идее, в ней быть не должно.

СОКРАТ. Так это ж у него, вроде, философия абсолютного духа, в которую входят - искусство, религия и сама философия.

ПЛАТОН. Так я и спрашиваю, зачем философии - религия?

СОКРАТ. Получается, "философия - служанка религии"?!

ПЛАТОН. Томато-Аквинато?

СОКРАТ. А не - Адриано-Челентано?

ПЛАТОН. По-моему, они там в Италии все - на одно лицо.

СОКРАТ. Так он, вроде, французов учил аристотельско-католическому уму-разуму.

ПЛАТОН. Ну, вера-то ихняя - всемирно-вселенская.

СОКРАТ. Космополит - безродный?

ПЛАТОН. Их папа, Сократ, - сам "бог"!

СОКРАТ. Впечатляет.

ПЛАТОН. Так что - насчёт философо-религии или религио-философии?

СОКРАТ. Получается, Платон, что гегелевская, да и современная тоже философия и религия - это один и тот же, тот же самый абстрактно-анимистическо-мультипликативный тотемизм для детей-рабов?

ПЛАТОН. А что же ещё?!

 

6

СОКРАТ. Что же, Платон, нам осталось рассмотреть последнюю часть это гегелевской цитатки.

СОКРАТ. Что - там?

СОКРАТ. Последнее предложение в этой его цитатке: "Абсолютный дух, поскольку в нём снята непосредственность и чувственность формы и знания, есть по содержанию в-себе-и-для-себя-сущий дух природы и духа. По форме же он есть прежде всего субъективное знание представления".

ПЛАТОН. "По форме же он (абсолютный дух!) есть прежде всего субъективное знание"?

СОКРАТ. Именно.

ПЛАТОН. В самом деле?!

СОКРАТ. Что - "в самом деле"?

ПЛАТОН. "Внешне-объективный" абсолютный дух на самом деле, оказывается, - субъективное сознание?!

СОКРАТ. Ну, Платон, Гегель же предусмотрительно оговаривается, что, мол, это только "по форме" внутренне-субъективный, а по содержанию - "внешне-объективный"!

ПЛАТОН. Иными словами, белое - это чёрное, свобода - это рабство, война - это мир и прочий подобный абсурдизм в виде "заумной философии"?!

СОКРАТ. В смысле?

ПЛАТОН. Что у тебя в кармане - не твоё?

СОКРАТ. Было ваше, - стало наше?

ПЛАТОН. "Именем короля, - откройте!"

СОКРАТ. Это чтобы нарушить неприкосновенность частной собственности, беспрепятственно вторгнуться на чужую территорию и - ограбить, лишив собственности, или арестовать, лишив свободы?

ПЛАТОН. А для чего же ещё?!

СОКРАТ. Так что, наше субъективное сознание КЕМ-ТО "высшим" нам дано во временное пользования, и мы не можем свободно и само-произвольно записать на этом жёстком диске не унылое траурно-государственное "Лебединое озеро", а бодрящую марсельезу Вити Цоя конца 1980-х - "Перемен!"?

ПЛАТОН. Ибо содержание твоего сознания, Сократ, принадлежит не тебе, а - "абсолютному тотемическо-анимистическо-мультипликативному духу", то бишь "объективному богу"!

СОКРАТ. Но тут, наверно, опять - подвох, Платон?

ПЛАТОН. Какой?

СОКРАТ. Если у меня есть самодостаточно-собственно-субъективное сознание или знание, ЗАЧЕМ мне ещё что-то лишнее, что принадлежит чему-то или кому-то - "ДРУГОМУ"?!

ПЛАТОН. Незачем.

СОКРАТ. Не понял?!

ПЛАТОН. Это у Гегеля - долженствование.

СОКРАТ. Так я ему - НЕ ДОЛЖЕН!

ПЛАТОН. Так никто никому - не должен.

СОКРАТ. Опять - не понял?

ПЛАТОН. Что - не понял?

СОКРАТ. Подвох - где? В чём - фишка?

ПЛАТОН. Не догадываешься?

СОКРАТ. Наверно, Платон, я - невозможно туплю.

ПЛАТОН. Если не должен, Сократ, то у них - у власти, государственной или церковной, - ВСЕГДА есть и будет основание для - НАСИЛИЯ над тобой.

СОКРАТ. Чтобы - что?

ПЛАТОН. Чтобы тебя - принуждать, заставлять силой, против твоего желания, дискриминируя, санкционируя, пряча в тюрьму, убивая, наконец!

СОКРАТ. Почему?

ПЛАТОН. Потому что ты всегда - ВИНОВЕН!

СОКРАТ. В - чём?

ПЛАТОН. В неисполнении их идиотских предписаний, норм, законов и т.д.

СОКРАТ. А я что, им - ДОЛЖЕН?!

ПЛАТОН. Теперь-то, Сократ, ты понимаешь, КАК ИМЕННО они замкнули круг?

СОКРАТ. Одни незаконно, по своему произволу и насилию просто тупо делают всех - ДОЛЖНЫМИ!

ПЛАТОН.  Именно.

СОКРАТ. А чем они тогда нас всех - "кредитуют" под "0%" против нашего желания?

ПЛАТОН. Лживым "обещанием" - НЕ НАСИЛОВАТЬ лояльных, подчинившихся, смирившихся, порабощённых.

СОКРАТ. Стоп, Платон.

ПЛАТОН. Стою. Боюсь.

СОКРАТ. Где-то я же об этом - слышал.

ПЛАТОН. И - где же?

СОКРАТ. Вот, - вспомнил!

ПЛАТОН. Слушаю.

СОКРАТ. "Рим. 3:9. Итак, что же? Имеем ли мы преимущество? Нисколько. Ибо мы уже доказали, что как Иудеи, так и Эллины, все под грехом.

3:10. Как написано: "Нет праведного ни одного!

3:11. Нет разумевающего. Никто не ищет Бога.

3:12. Все совратились с пути, до одного негодны: нет делающего добро, нет ни одного"".

ПЛАТОН. А я тебе - о чём?!

СОКРАТ. Кошмарр!

ПЛАТОН. Ото ж.

--

© 1984-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)

==