НЕ-КОНКУРЕНЦИЯ
(Политэкономия Аритеросизма)
1
СОКРАТ. Привет, Платон!
ПЛАТОН. Привет, Сократ!
СОКРАТ. Хотел поговорить с тобой о - "не-конкуренции".
ПЛАТОН. А что это такое, - первый раз слышу?
СОКРАТ. Это один из аспектов политэкономической концепции Александра Аритероса, с которой я недавно познакомился, и мне она показалась интересной.
ПЛАТОН. И о чём там конкретно речь?
СОКРАТ. Там примерно речь о том, что никому заранее нет места на рынке, если кто туда приходит впервые и как бы со стороны, вроде бы самостоятельно и независимо, свободно, что ли. Никто никого на этом самом рынке - не ждёт, и никто никому дополнительному или лишнему к уже имеющимся на рынке участникам - не рад.
ПЛАТОН. В смысле?
СОКРАТ. В том смысле, Платон, что кто бы когда бы и куда бы ни приходил, на какой угодно рынок, там уже все места будут заранее заняты до него. Нет и не может быть никогда такого состояния, чтобы кто-то просто так ждал на рынке кого-то ещё, специально оставляя, резервируя для него, как говорят, "место под солнцем".
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. А. Аритерос говорит, что это есть - проблема всей, тем не менее, так сильно распиаренной "рыночной" экономики.
ПЛАТОН. И какая же это - проблема?
СОКРАТ. Он рассказывает, что на самом деле нет никакой "рыночной конкуренции" и, наверно, не может быть.
ПЛАТОН. А что есть?
СОКРАТ. Есть - монополия, и только она, видимо, и может быть.
ПЛАТОН. А что с конкуренцией?
СОКРАТ. А. Аритерос утверждает, что решение другим потесниться на рынке ради тебя принимает вовсе не "рынок", "конкуренция" или другие "рыночные механизмы", что есть, по сути, пустые и бессмысленные абстракции, видимо, призванные лишь обманывать глупых людей, а вышестоящая над всей экономикой, "рынками", производителями, потребителями и т.д. - власть, как региональная, так и общегосударственная, или даже мировая, в зависимости, наверно, от масштаба заходимого на "рынок" игрока.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Ну, и в этом процессе экономика, "конкуренция", "рынок" и т.д. вообще не играют никакой роли. Если кто хочет потеснить других "на рынке", ему нужно решать этот вопрос во властных кабинетах, заручаясь именно там поддержкой своего бизнеса, "места на рынке", обзаводясь так называемой "крышей", причём, именно политической или политико-силовой "крышей".
2
ПЛАТОН. Понятно. А кроме этого? Если без вышестоящей политико-силовой "крыши"?
СОКРАТ. Как я понял, кроме этого, - никак.
ПЛАТОН. Вообще - никак?
СОКРАТ. А. Аритерос, правда, упоминает о некоем возможном "выходе" из отсутствия конкуренции.
ПЛАТОН. О каком же?
СОКРАТ. Этот "выход" - монополия, уникальность какого-то производства, товара, услуги, что ли.
ПЛАТОН. А почему, Сократ, ты сомневаешься в том, что это действительный и эффективный выход из пагубной "не-конкуренции"?
СОКРАТ. Потому, Платон, что всё равно же объём или часть "рынка" в конечном итоге исчисляется или определяется не этой самой "уникальностью" или "монопольностью" товара, услуги, предложения и т.д., а - деньгами, их количественной долей от всего рынка как неизменной единицы (1).
ПЛАТОН. Да. И что?
СОКРАТ. То, Платон, что, как мы говорили раньше (в нашем диалоге "Пирамида вечной нужды"), любая денежная система в этой "рыночной" экономической парадигме - это всё та же пирамида.
ПЛАТОН. И?
СОКРАТ. Это значит, что даже если у тебя есть что-то уникальное, чего нет у других, ты всё равно этим претендуешь на лишение других того, что у них есть на сегодня - денежной доли всего "рынка", как всей единицы (1) "рыночной" или хозяйственной пирамиды.
ПЛАТОН. И, опять же, тебе никто просто так, на якобы "конкурентных" основаниях не даст отбирать "хлеб" у других, - правильно я понимаю, Сократ? Ибо в любой пирамидальной системе чем больше у тебя, тем меньше у других - да?
СОКРАТ. Именно так, Платон.
3
ПЛАТОН. Хорошо. Покажи мне, Сократ, саму эту оригинальную концепцию Александра Аритероса - о "не-конкуренции".
СОКРАТ. Конечно, Платон, - вот она: "НЕ-КОНКУРЕНЦИЯ (Политэкономия Аритеросизма)
(1) АЛЕКСАНДР АРИТЕРОС. 1. Кто тебе даст свободно получать то, что могут получать другие?
- Никто!
2. Кто тебе даст свободно получать то, что могут получать другие наравне с тобой?
- Никто!
3. Конкуренция?!
- Нет!
4. Или монополия?
- Да!
5. Ты можешь свободно получать только то, что другие получать не могут, - монопольную уникальность!
- Да.
6. Если ты идёшь туда, где могут получать другие, тебе надо входить в сговор с вышестоящей властью, продавая душу, чтобы заручиться её поддержкой, гарантией того, что ты будешь и дальше получать то, что могут получать другие. Но они не будут его получать, а будешь это получать только ты, ибо твоя "крыша" сильнее и не позволит им этого делать в интересах других "крыш".
- Да!
ПЛАТОН. Красиво!
СОКРАТ. Не то слово.
4
ПЛАТОН. Но в этой концепции А. Аритероса "не-конкуренция" есть ещё один нюанс, который мы пропустили.
СОКРАТ. Какой же?
ПЛАТОН. Тот нюанс, Сократ, что для выхода на рынок, нужно стать "частью системы", - имеется в виду коррупционно-противозаконной системы власти, силовиков и бизнеса. Это в этическом плане означает - продажа души дьяволу, т.е. потеря свободы, самостоятельности, фактического контроля над своей жизнью, своими отношениями, в т.ч. семейными, личными, фактически подписание себе отложенного смертного приговора, напоминающего языческую религию и смирение перед смертельным жребием, если это понадобится новым господам этого человека и его души - вышестоящих политико-силовых властей, т.е. "крыше", как бы пантеону языческих "небожителей".
СОКРАТ. Почему ты вспомнил о язычестве, Платон, ведь у нас же, насколько я понимаю, - христианская, милостивая эра?
ПЛАТОН. Ты это - серьёзно, Сократ?!
СОКРАТ. Вроде - да, Платон.
ПЛАТОН. А если хорошо подумать - не поверхностно?
СОКРАТ. Понимаю, конечно, Платон, что никакого милостивого христианства и близко нет - ни в мышлении, ни в отношениях людей, государстве, экономической, политической и вообще мировой системе, ни даже во всём мироздании.
ПЛАТОН. Почему?
СОКРАТ. Если бы везде на самом деле было милостивое христианство, не было бы преступлений, убийств, массовых убийств, особенно мужчин, на войне, не было бы войн, конфликтов и т.д., вообще всего и всякого зла. Была бы любовь, прощение, милование, добро, все люди братья и сёстры, мир, дружба, жвачка во всём мире и т.д.
ПЛАТОН. Вот теперь, Сократ, ты немного лучше, честнее подумал, вроде в суть заглянул, а не тупо ретранслировал всякие там лживые пропагандистские штампы и стереотипы, как это повсеместно исполняет глупое и подавляющее большинство.
СОКРАТ. С твоей-то помощью, Платон!
ПЛАТОН. Ото ж.
5
СОКРАТ. Насколько я понимаю, Платон, эта самая языческая "продажа души" и покорность людей языческому же смертельному жребию с утратой свободы - это именно то, что поддерживает всю эту несправедливую и морально уродливую социально-властно-экономическую систему, или политэкономическую систему "не-конкуренции" и, очевидно, также - "не-рынка"?
ПЛАТОН. Сам как думаешь, Сократ? Откуда бы могли взяться эти чудовищные и злые, человеконенавистнические институты ценностей, отношений, морали, если в христианстве их вроде бы нет?!
СОКРАТ. Верно, Платон. Вывод напрашивается как бы - сам собой. Наверно более позднее или более молодое милостивое христианство ещё слишком слабо, ничтожно, поверхностно, формально, лицемерно и т.д. по сравнению с безжалостным и кровожадным язычеством, которому, видимо, миллионы лет, ещё с времён тотального тоталитарно-деспотического матриархата.
ПЛАТОН. Как думаешь, Сократ, если до сих пор в реальном мышлении, поведении людей, их отношениях в обществе, государстве, мире, политике, экономике и т.д. доминирует безжалостное язычество, то разве это не значит также и то, что в мышлении, обществе, государстве, мире, политике, экономике и т.д. до сих пор доминирует и матриархат?
СОКРАТ. Если смотреть на это честно, добросовестно, последовательно, нелицемерно и т.д., то именно это оно и значит, Платон.
6
СОКРАТ. Ладно, Платон, давай всё-таки вернёмся к нашей теме - "не-конкуренции".
ПЛАТОН. Хорошо. Но, я думаю, Сократ, нам при этом придётся в связи с "не-конкуренцией" затронуть также и - "не-рынок".
СОКРАТ. Почему?
ПЛАТОН. Потому что "не-конкуренция", по-ихнему, "конкуренция", - это ж то, что якобы возможно только в условиях "рынка".
СОКРАТ. А почему ты, Платон, берёшь эти слова-понятия - "конкуренция", "рынок" - в кавычки?
ПЛАТОН. Потому, Сократ, что на самом деле нет ни той "конкуренции", ни того "рынка", о котором они нам рассказывают в контексте "капиталистическо-рыночной экономики", - это несуществующие сущности, чистые и пустые абстракции, призванные, очевидно, тотально вводить всех в заблуждение, кроме самих этих языческих "небожителей", в руках которых действительно всё сосредоточено - все возможности и рычаги как политической, так и экономической, а также идеологической, религиозной и т.д. власти.
СОКРАТ. Ну, а сама эта их "капиталистическо-рыночная экономика", - она существует или нет, или это тоже пустая и лживая абстракция?
ПЛАТОН. А сам как думаешь?
СОКРАТ. Похоже, Платон, это тоже - пустая абстракция, как и "конкуренция", и, очевидно, "рынок".
ПЛАТОН. Совершенно верно, Сократ.
7
СОКРАТ. Ладно, Платон, давай поговорим более конкретно о "конкуренции", приняв, что она, согласно концепции Аритероса о "не-конкуренции", фактически и концептуально невозможна.
ПЛАТОН. Давай. Расскажи, что они нам предлагают по поводу их так называемой "конкуренции"?
СОКРАТ. Насколько я понимаю, критерии и само определение "конкуренции" у них - довольно формально, поверхностно, не затрагивает самой сути этого вопроса.
ПЛАТОН. Конкретней, Сократ.
СОКРАТ. Первое, о чём они нам об этом рассказывают, это то, что для "конкуренции" нужно, чтобы субъекты рыночных отношений были "независимы от высших сил".
ПЛАТОН. Ну, это, Сократ, прямо по нашей теме! Ведь в концепции Аритероса как раз наоборот, именно фактическая, реальная зависимость субъектов рынка от "высших сил", полная концептуальная подчинённость им и делает истинную конкуренцию в "рыночной системе" - невозможной.
СОКРАТ. Да, у Аритероса всё - иначе.
ПЛАТОН. Знаешь, Сократ, когда я слышу или читаю подобные фразы, утверждения, подобные этой, - "о свободе, независимости от высших сил" участников рынка, и воспринимаю это, не думая, не погружаясь в истинный смысл сказанного, написанного, то мне кажется, что так оно и есть на самом деле. Я просто воочию представляю и вижу этих "свободных" и "независимых" участников рынка - конкурентов, которые "свободно" и "независимо" желают друг другу зла, способствуют разорению бизнеса друг друга и т.д. И все такие радостные, "свободные", "независимые" и весёлые ходят и радуются счастливой и прекрасной жизни.
СОКРАТ. Послушать тебя, Платон, так вырисовывается просто идиллически-лубочно-беззаботная и светлая картинка нашего экономического, политэкономического мышления и бытия.
ПЛАТОН. А что не так, Сократ?
СОКРАТ. Всё не так, Платон.
ПЛАТОН. А как надо?
СОКРАТ. Даже не знаю, что тебе сказать.
8
ПЛАТОН. Честно говоря, Сократ, я не могу себе этого представить, как в обществе, в экономической сфере "конкуренты" так свободно, независимо, беззаботно и безнаказанно ходят-бродят по миру и только тем занимаются, что строят козни, разрушая друг другу бизнес и жизнь.
СОКРАТ. Ты хочешь сказать, Платон, что ничего подобного "свободным" и "независимым" разрушителям друг друга "конкурентам" в истинной реальности - не существует?
ПЛАТОН. А ты думаешь иначе, Сократ? Может, ты в самом деле считаешь, что реально существует - "космос", "солнечная система", "круглая, как мячик, Земля", "внешне-объективная реальность", "бог", наконец?
СОКРАТ. По правде сказать, ничего из перечисленного тобой я и в глаза не видел.
ПЛАТОН. Если ты этих всех придуманных плохими людьми глупостей не видел, так не пора ли усомниться в их действительной реальности, как и в реальности выдуманной ими глупости - "конкуренции"?
СОКРАТ. Наверно, пора, Платон.
9
ПЛАТОН. Сам подумай, Сократ, может ли кто прийти на рынок и сказать, ну, прямо, как по писанному у них в ложных "теориях" о "конкуренции": "Я, такой красивый и хороший, свободно пришёл к вам на рынок, чтобы свободно вас всех здесь конкурентно обанкротить за один день и остаться единственным получателем всех благ от работы этого рынка-базара, а вас всех отправить в небытие по известному маршруту"?
СОКРАТ. Я думаю, Платон, если вот именно такой "конкурент" в стиле Остапа Бендера в один из базарных дней внезапно появится в оранжевых штиблетах в Одессе на Привозе с такими лихими заявками на "конкурентную исключительность", то все ближайшие его "конкуренты" сразу повыбегают из-за своих торговых лавочек и чисто на носках вынесут данного "ультра-конкурентного" персонажа за пределы этого уважаемого во всём мире одесского рыночного заведения-учреждения.
ПЛАТОН. Значит, Сократ, никакого разрушения "конкурентами" друг друга на рынке мы с тобой реально не наблюдаем?
СОКРАТ. Верно, - не наблюдаем.
ПЛАТОН. А почему же нас в этой чуши так сильно хотят убедить авторы тех лживых западных учебников об экономике и "конкуренции", а именно, - в "рыночной конкуренции", которая на самом деле не существует и не может существовать?!
СОКРАТ. Затрудняюсь ответить, Платон. Наверно, они очень плохие, морально нечистоплотные люди, служители "злых, дьявольских высших сил", которые хотят обмануть и поработить всех людей, принести им как можно больше зла под видом якобы "добра".
ПЛАТОН. А ещё, Сократ, они хотят нам лживо внушить, что разрушения, которые приносят конкуренты друг другу на рынке, - это вовсе не зло, а якобы "благо".
СОКРАТ. По-моему, они ещё более цинично и чудовищно выражаются в этом отношении, Платон.
ПЛАТОН. И как же?
СОКРАТ. Они нам рассказывают, что при "конкуренции" зло для каждого отдельного "конкурента" якобы оборачивается всеобщим "добром", "благом" для всех ["конкурентов"].
ПЛАТОН. Верно, Сократ, такого вопиющего безумия и аморализма всех этих западных "учёных"-экономистов в их, с позволения сказать, "научных теориях", надо ещё поискать.
СОКРАТ. Это примерно такой же идиотизм и аморализм, какой демонстрируют такие же западные философы и политологи, пытаясь нам внушить ту невозможную чушь, что люди, мол, "добровольно" отказываются от своей свободы, прав и весело, радостно, вприпрыжку сами бегут в рабство существующим властям - королям/королевам, князьям, диктаторам, президентам, олигархам и т.д.
10
ПЛАТОН. Как думаешь, Сократ, любая конкуренция, проводимая любым "конкурентом", на что направлена?
СОКРАТ. Очевидно, Платон, она направлена на получение единоличных и односторонних преимуществ на рынке этим нашим исходным "конкурентом" и всегда за счёт других "конкурентов".
ПЛАТОН. Именно, Сократ. Поэтому вот такой у меня вопрос в нашей задаче: кто из остальных "конкурентов" смирится с таким положением дел, имея в виду лишь пустое и абстрактное "теоретическое" учение, выкладку по поводу некой эфемерной мифологической "конкуренции"?
СОКРАТ. Я думаю, никто, Платон.
ПЛАТОН. Что это значит?
СОКРАТ. И что же?
ПЛАТОН. А то, Сократ, что этой пустой и абстрактной "теории" конкуренции никто не только не придерживается на практике, но даже и не думает ей следовать хоть на самую малую долю процента.
СОКРАТ. Тогда, опять же, непонятно, зачем западные учебники по экономике продолжают всем талдычить эту полную чушь, пустую, абстрактную мифологию о якобы "конкуренции", которой на самом деле - нет?
ПЛАТОН. Чтобы обмануть нас с тобой и всех, Сократ.
СОКРАТ. Хорошо. А на деле что они хотят протащить в экономические отношения и практику под видом якобы догматически-абстрактно-некритической "конкуренции"?
ПЛАТОН. Поговорим об этом подробнее и обстоятельнее - позже.
СОКРАТ. Хорошо.
11
ПЛАТОН. А сейчас - о сути.
СОКРАТ. Да.
ПЛАТОН. Так вот, - никто не смирится с односторонними для кого-то преимуществами за счёт других.
СОКРАТ. Да, не смирится. Но - почему?
ПЛАТОН. Помнишь, Сократ, мы как-то с тобой разговаривали о "Пирамиде вечной нужды".
СОКРАТ. Помню, Платон.
ПЛАТОН. И какая там у нас была главная проблема экономической организации общества?
СОКРАТ. Насколько я помню, это - пирамидальное строение ценностей всего общества, в целом равное одной-единственной единице (1), которая как бы на самом верху пирамиды ценностей или денег, или в целом во всём обществе, а также тоже в целом у каждого одного человека.
ПЛАТОН. Именно. И там ещё нами была выведена формула вечной борьбы и нищеты, точнее, нехватки денег у всех, богатых и бедных.
СОКРАТ. Да. Эта формула там звучала так: если у кого из людей в обществе денег становится больше, то это происходит всегда за счёт того, что у остальных в этот же момент их становится меньше в целом на ту же самую сумму или величину.
ПЛАТОН, Прекрасно, Сократ. А теперь давай применим эту самую единицу (1) всего, всех ценностей, возможностей, доходов, ресурсов и т.д., а также эту вот формулу, что у всех увеличение или уменьшение тех самых ценностей, возможностей, доходов, ресурсов и т.д. происходит исключительно и только за счёт других, т.е. уменьшения и увеличения оных у других участников рынка, соответственно.
СОКРАТ. Ты хочешь сказать, Платон, что то самое конкурентное преимущество, которое хочет получить один из "конкурентов", если получит оное, то это произойдёт всегда за счёт других участников. Поэтому никто из них никогда не согласится с подобным "конкурентным преимуществом" для кого бы то ни было из их числа.
ПЛАТОН. Верно Сократ. И что бы это значило?
СОКРАТ. И что же, Платон?
ПЛАТОН. А то, Сократ, что практически, в действительной практике отношений участников рынка "конкуренция" невозможно не только фактически, но даже и теоретически, если только эта теория настоящая, истинная, а не лживая, не догматически-пропагандистская и даже не лобистская.
СОКРАТ. Похоже на то, Платон.
ПЛАТОН. Вот именно.
12
СОКРАТ. Так для чего тогда они придумали эту ложь про якобы "конкуренцию"? Что они на самом деле этим прикрывают?
ПЛАТОН. Мне кажется, Сократ, я догадываюсь, что они прикрывают лживой несуществующей "конкуренцией".
СОКРАТ. Что же?
ПЛАТОН. По-моему, ответ лежит на поверхности.
СОКРАТ. И какой-же?
ПЛАТОН. Истинный, но тщательно скрываемый властями и олигархатом, маскируемый ими смысл "конкуренции", я думаю, - в её недостатках, так сказать, отрицательных чертах, негативном влиянии на бизнес, экономику, людей, общество.
СОКРАТ. А что с "положительными" чертами или следствиями несуществующей "конкуренции", Платон?
ПЛАТОН. В твоём вопросе, Сократ, уже есть и ответ.
СОКРАТ. Ты хочешь сказать, что положительные аспекты, приписываемые ими несуществующей "конкуренции", на самом деле не относятся к "конкуренции" как к несуществующему, а к чему-то другому, что истинно существует, и чему они поистине должны были бы быть отнесены?
ПЛАТОН. Именно это я и хочу сказать, Сократ.
СОКРАТ. И какие же эти "положительные" черты несуществующей "конкуренции"?
ПЛАТОН. А что они сами об этом нас обманывают?
СОКРАТ. Они говорят, например, что "конкуренция" якобы создаёт "множество возможностей для приобретения товаров покупателям, а для продажи - продавцам".
ПЛАТОН. В самом деле, Сократ?
СОКРАТ. А что - не так?
ПЛАТОН. Это же чистая, как стёклышко, и пустая, как банка от пива, никчемная и бессмысленная - абстракция, иллюзия, мифология, призванная лишь пустить некритические умы по ложному пути, в конце которого глупых и доверчивых людей ждёт жестокий и очень неприятный капкан.
СОКРАТ. В смысле?
ПЛАТОН. В коромысле!
СОКРАТ. Я - серьёзно.
ПЛАТОН. Во-первых, никакого мифического "множества возможностей" ни у продавцов, ни у покупателей в реальности - не существует.
СОКРАТ. А сколько - существует, если не "множество"?
ПЛАТОН. Максимум - одна (1), две (2), три (3). И то, это уже - много!
СОКРАТ. Не понял?!
ПЛАТОН. А во-вторых, если разговаривать, Сократ, об этом уж совсем серьёзно, то и у продавца, и у покупателя, и вообще у всех людей, даже у нас с тобой, не существует никаких иных "возможностей", кроме - одной-единственной, которая одна-единственно-истинная на самом деле и реализуется.
СОКРАТ. Ты хочешь сказать, Платон, что ни у кого нет никакого мифического - выбора?! Нет в наличии хотя бы двух (2) альтернатив?
ПЛАТОН. Именно это я и хочу сказать, Сократ.
--
© 1988-2025, Александр Аритерос (A. Aritheros)
==